«Морским судам быть!» - изрек царь Петр и поехал по Европам учиться корабельному мастерству. Русские моряки тщательным образом скопировали технологии, знания и традиции Голландского флота, а через 100 лет они уже лихо ходили в неведомых широтах, открыв новый континент Антарктиду (751-дневная кругосветная экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, 1819-1821 год).
Петр Первый был здоровым реалистом и беспринципным прагматиком. Корабелам нужны иностранные технологии? Мы их получим любой ценой. Нужны знания? Будем учиться. Из всех желающих поучить русских монголов уму-разуму Петр себе выбрал самых лучших учителей – голландцев. Нынешняя страна «красных фонарей» еще столетие назад была одной из великих морских держав. Кейптаун, остров Цейлон, эксклюзивное право торговли с Японией – вот малый перечень достижений голландских мореплавателей. Отметились они и в другой стороне света – первым названием Нью-Йорка было Новый Амстердам. У таких асов мореплавания было не зазорно поучить морские науки. Кстати, само слово «флот» (нидерл. vloot) тоже пришло к нам из Голландии вместе с самим флотом.
В ХХ веке история иностранных закупок в интересах отечественного ВМФ имела немало удачных моментов. Прославился в веках крейсер «Варяг», построенный на верфях Филадельфии (впрочем, с точки зрения технических характеристик, «Варяг» получился не особенно удачным). Легендарный «голубой крейсер» Черноморского флота «Ташкент» был построен в Ливорно – итальянцы постарались на славу, стремительный силуэт и скорость 43 узла сделали «Ташкент» эталоном довоенного кораблестроения (несмотря на итальянский проект, на лидере было установлено советское вооружение).
Перед Великой Отечественной войной в ВМФ СССР неожиданно появились … голладцы! Подводные лодки типа «С», на которых сражались Щедрин и Маринеско, строились в Советском Союзе по проекту голландско-немецкой фирмы «IvS». А вот показался из пелены балтийского тумана «карманный линкор» «Петропавловск» - бывший немецкий «Лютцов». Корабль, так и оставшись недостроенным, участвовал в обороне Ленинграда и стал хорошим учебным пособием для советских корабелов при проектировании крейсеров в 50-е годы.
Можно уверенно возразить самым упорным скептикам и ярым противникам использования зарубежных технологий, что это нормальная общемировая практика, часто дающая блестящие результаты. Что касается современных флотских сюжетов, то, например, корпуса атомных ледоколов серии «Таймыр» строились в Финляндии – признанном мировом лидере в строительстве крупнотоннажных судов. Разумеется, реакторы и вся высокотехнологичная начинка для ледоколов были изготовлены в СССР.
Альтернатива
На фоне непрекращающейся истерии по поводу закупки «Мистралей» для ВМФ России, остался совсем незамеченным вопрос о возможных вариантах этой международной сделки. Мечты о глубокой модернизации больших десантных кораблей типа «Иван Рогов» или покупки атомного авианосца «Нимиц» оставим на совести неутомимых фантазеров. Мы же будем вести разговор о вполне реалистичных событиях. Действительно, была ли альтернатива покупки УДК «Мистраль» - покупка другого зарубежного корабля аналогичного класса и на тех же условиях? Такая альтернатива была, более того, выбор был чрезвычайно широк.
Принять участие в международном тендере на постройку кораблей-вертолетоносцев для ВМФ России, помимо французов, были приглашены (кто бы мог подумать) голландцы, представившие УДК «Ян де Витт» и испанская фирма «Навантиа» со своим десантным вертолетоносцем «Хуан Карлос I ». Также, для формальности, в розыгрыше тендера приняли участие «Адмиралтейские верфи», калининградский «Янтарь» и дальневосточная «Звезда» - увы, российские предприятия с самого начала не имели шансов, ввиду отсутствия собственных проектов.
Первым из реальных претендентов на победу выбыл голландец. Осмотрев «Ян де Витт» на Морском международном салоне в Санкт-Петербурге, российская делегация пришла в восторг, но, несмотря на положительные отзывы, голландский УДК не соответствовал многим требованиям, а его водоизмещение было на четверть меньше водоизмещения «Мистраля». Говоря откровенно, фаворит был известен заранее – «Мистраль» заходил со специальным визитом в Санкт-Петербург еще в ноябре 2009 года. В январе прошлого года развеялись последние сомнения – тендер на постройку четырех вертолетоносцев-доков выиграла Франция. Тем не менее, было бы любопытно посмотреть на альтернативный вариант – испанский «корабль проецирования силы» (легкий авианосец) «Хуан Карлос I». В 2007 году, при участии в аналогичном конкурсе на постройку УДК для ВМС Австралии, «Хуан Карлос I» разорвал «Мистраль» как тельняшку - австралийцы практически сразу выбрали испанский проект, заложив по нему два собственных вертолетоносца-дока. В чем причина такой диаметрально противоположной оценки? Пробуем разобраться…
Дон Хуан
Испанский корабль проецирования силы (десантный вертолетоносец-док, легкий авианосец – называйте как угодно), с веселым именем, будто бы взятым из аргентинского сериала, представляет собой крупный корабль полным водоизмещение 27 тыс. тонн, предназначенный для обеспечения транспортировки и высадки на побережье подразделений морской пехоты, оказания гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших.
В отличии от других УДК аналогичного класса, «Хуан Карлос» был изначально спроектирован с срасчетом на базирование самолетов с укороченным и вертикальным взлетом. Всего - 19 штурмовиков AV-8 Harrier II или перспективных СВВП F-35B. Однако, в ВМС Испании всего-то 17 «Харриеров» и реальный состав авиагруппы будет несколько отличаться: 11 «вертикалок», а также 12 транспортно-боевых вертолетов Augusta AB.212 и противолодочных вертолетов SH-60 «Seahawk». На полетной палубе «Хуана Карлоса» имеются шесть посадочных точек для многоцелевых вертолетов, палуба может принимать тяжелые транспортные вертолеты CH-47 «Чинук» и конвертопланы V-22«Оспри». В носовой части полетной палубы находится одна из примечательных особенностей испанского УДК – носовой трамплин, установленный подл углом 12°, предназначенный для облегчения взлета самолетов с боевой нагрузкой. Для обеспечения работы авиагруппы имеются два вертолетоподъемника и подпалубный ангар для хранения авиатехники. Запасы топлива составляют 800 тонн авиационного керосина.
Как и любой универсальный десантный корабль, «Хуан Карлос» оборудован кормовой доковой камерой размерами 69 х 16,8 м, способной вместить 4 десантные баржи LCM-1E (полное водоизмещение 100 тонн) или один катер на воздушной подушке LCAC (landing craft air cushion, полное водоизмещение 185 тонн, скорость до 70 узлов) + плавающие бронетранспортеры. Благодаря высокому уровню автоматизации экипаж крупного корабля состоит всего из 243 человек, дополнительно УДК может принять на борт 1200 человек, включая 900 морпехов с полной экипировкой, 100 штабных работников и две сотни человек авиаперсонала. Внутри корабля имеется две транспортные палубы для размещения бронетехники общей площадью 6000 кв. метров, способные принять 46 основных боевых танков «Леопард-2». Кроме того, УДК обеспечивает транспортировку 2150 тонн дизельного топлива, 40 тонн смазочных материалов и 480 тонн питьевой воды. Специальные возможности УДК включают в себя флагманский командный центр на 100 операторов, современный госпиталь и символические системы самообороны: два 20 мм «Эрликона» + зарезервированные места для установки двух 12-ствольных автоматических зенитных пушек «Мерока».
В результате получился универсальный боевой комплекс, способный решать широкий круг задач в любой точке Мирового океана. По ёмкому определению специалистов НАТО, такие корабли выделены в отдельный класс «force projection and command vessel» (корабль проецирования силы и управления).
Единственный вопрос – до сих пор не сформулировано внятной концепции применения подобных кораблей. В крупных десантных операциях, подобных вторжению в Ирак, роль УДК с его 46 танками исчезаемо мала: в 1991 году американцам потребовалось доставить в район Персидского залива 2000 танков «Абрамс» плюс еще 1000 привезли их союзники по международной Коалиции. Палубное авиакрыло «легкого авианосца-вертолетоносца», состоящее из 20-30 «вертикалок» и вертолетов, в десятки раз отстает по возможностям от авиакрыла классического атомного авианосца, например, на УДК отсутствуют самолеты дальнего радиолокационного вооружения. При этом, сам ударный авианосец не является определяющей силой в локальном конфликте – во время операции «Буря в пустыне», шесть АУГ выполнили суммарно всего 17% боевых вылетов, остальную работу сделала авиация наземного базирования – более тысячи ударных самолетов!
С точки зрения морского боя, перспективы десантного вертолетоносца-дока еще более сомнительны – тихоходный (скорость 18-20 узлов) корабль, лишенный серьезного оборонительного вооружения и бронирования предназначен только для доставки экспедиционных сил в требуемый район Мирового океана, при этом сам корабль не входит в зону боевых действий, оставаясь в сотне километров от берега – выгрузка войск идет по воздуху, либо с использованием собственных десантных плавсредств.
Существует и другая оценка универсальных десантных кораблей-доков – для подавления беспорядков где-нибудь в столице Кот-д’Ивуара вполне достаточно батальона десантников при поддержке тяжелой бронетехники и хорошо организованного прикрытия с воздуха. С другой стороны, возникает резонный вопрос – зачем же строить огромный дорогой корабль, если для доставки батальона солдат в Кот-д'Ивуар можно использовать обычную транспортную авиацию? Военные еще полвека назад смекнули, что вместо того, чтобы высаживаться на голый неподготовленный берег, поросший колючками, достаточно захватить столичный аэропорт и превратить его в удобную опорную базу, несравнимую по комфорту с тесными палубами десантного корабля. В таком режиме прошла Пражская весна, 1968 г. (по одной из версий, молниеносный захват международного аэропорта выполнил советский спецназ, прибывший в Прагу под видом спортивной команды с большими черными сумками). С захвата аэропорта Баграм началась Афганская война, то же самое делали американские рейнджеры в Сомали, 1993 г.
Но вернемся к кораблям. В любом случае, класс универсальных десантных вертолетоносцев-доков продолжает развиваться во многих странах мира: США, Франция, Испания, Нидерланды, Юж. Корея и вот, в скором времени, их получит ВМФ России. Возможно, автор напрасно сгущает краски – универсальный вертолетоносец может быть полезен при ликвидации чрезвычайных ситуаций и участии в миссиях по доставке гуманитарной помощи и военной техники своим геополитическим партнерам. Крупный военный корабль наверняка станет элементом российской дипломатии.
Мы можем все, но ничего не делаем
В то время как возможности «Мистраля» и теории его боевого применения служат причиной яростных споров в российском обществе, флотских специалистов больше всего интересует ультрасовременная «начинка» французского корабля. Прозвучит несколько непатриотично, но ничего подобного отечественная судостроительная промышленность прежде не строила.
«Мистраль» - это не просто большой десантный корабль, это практически полностью автоматизированный «all-electric vessel» с экипажем из 180 человек. Помимо мощного вертолетного вооружения, в распоряжении наших моряков появится современный госпиталь площадью 750 кв. метров c возможностью увеличения по модульному принципу, за счет других помещений корабля. В случае необходимости, здесь может быть обеспечена работа 100 человек медперсонала в 12 операционных! Не каждый российский город может похвастаться таким лечебным заведением. «Мистраль» - настоящий флагманский корабль с грандиозным командным пунктом-амфитеатром площадью 900 кв. метров; мощный сервер, объединяющий 160 компьютерных терминалов; 6 сетей ADSL и спутниковой связи. «Мистраль» может управлять не только флотским соединением, но и выступать в роли командного пункта всей общевойсковой операции.
Новейший французский УДК требует минимальной логистической поддержки, это огромный шаг вперед на уровне экипажа, командования и размещения десанта. Возможности корабля позволяют полностью реализовать потенциал на 5000 часов непрерывной службы, т.е. 210 дней в году. Интересно, сторонники ядерных силовых установок на кораблях и «кругосветок» когда-нибудь задумывались над такими аспектами, как выносливость экипажа, механизмов и оборудования? «Мистраль» соответствует всем этим требованиям, а его дальность хода (11000 миль на 15 узлах) обеспечивает трансатлантический переход Мурманск - Рио-де-Жанейро – Мурманск без пополнения запасов топлива.
Существуют и негативные моменты. Настоящий «подводный камень» - транспортная палуба «Мистраля» не соответствует российским требованиям, она рассчитана на массу, не превышающую 32 тонны для каждой боевой единицы. Это означает, что «Мистраль», вместо заявленных 30, сможет принять на борт не более 5 российских основных боевых танков: три на площадке перед доковой камерой и два на десантных катерах, пришвартованных внутри дока.
Разумеется, российский «Мистраль» будет иметь несколько иную конструкцию, чем у его французский родственника: изменятся габариты самолетоподъемников, в связи с базированием на корабле «камовских машин» с сосной схемой винтов должна быть увеличена высота ангара, исчезнет «естественная вентиляция» транспортной палубы – открытые проёмы в бортах корабля неприемлемы в северных широтах, сама транспортная палуба может быть сможет принимать ОБТ, планируется ледовое подкрепление корпуса, хотя наличие носового бульба значительно усложняет эту задачу. По данным компании DCNS, русские "Мистрали" получат зенитные артиллерийские установки АК-630 калибра 30 мм в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Зенитные ракетные установки 3М47 "Гибка" разместятся спереди по правому борту и сзади - по левому. DCNS подготовит места для установки вооружения, в то время как сами боевые системы будут установлены на корабль уже в России.
Здесь все непросто
При всех достоинствах «Мистраля», этот корабль до недавнего времени имел негативную экспортную историю. Действительно, при беспристрастном сравнении, французский ЦДК во многом проигрывает более крупному испанскому вертолетоносцу-доку «Хуан Карлос I»: на половину меньше авиакрыло, отсутствует возможности для базирования самолетов с укороченным взлетом, на его борту могут разместиться всего 450 морских пехотинцев, против 900 на «Хуане Карлосе»…При этом «Хуан Карлос I» стоит гораздо дешевле: 460 млн евро против 600 млн. евро «Мистраля». Почему же Россия отдала предпочтение французскому проекту?
I-MAST
Одно из наиболее вероятных объяснений: «Мистраль» - это целый пакет договоров, при котором выполнение одних обязательств, влечет за собой выполнение других. В результате Россия получает легальный доступ к получение широкого спектра лучших западных технологий. Один из реальных примеров, касающихся данной сделки – сотрудничество с французской корпорацией «Фалес» – одним из мировых лидеров по разработке военной электроники, боевых информационно-управляющих систем и средств радиолокации… Французы одобрили решение о передаче России вместе с кораблем БИУС нового поколения SENIT-9 (именно этом момент вызывал сомнения у большинства скептиков, увы, частная компания за деньги готова продать любой государственный секрет, даже в масштабах всего блока НАТО). Вместе с БИУС «русские французы» получат современный трехмерный радар Thales MRR-3D-NG для обзора воздушной обстановки. Кроме того, французы не возражают против передачи технологий интегрированной мачты I-MAST, что вызывает неподдельный интерес у российских «элетронщиков».
Выполнение контрактов по «Мистралю» потянуло за собой новый виток сотрудничества - 11 июля 2012 года на авиасалоне Фарнборо ОАО "Российская самолетостроительная корпорация «МИГ» и группа «Thales» заключили контракт на поставку 24 единиц нашлемной системы целеуказания и индикации Thales TopSight для оснащения палубных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, планируемых к принятию на вооружение авиации ВМФ России. Вот такие серьезные последствия громкой сделки…
источник topwar.ru
Автор Олег Капцов
|