Патрулирующий на большой высоте над полем боя, самолёт Sentinel R Mk.1 является «глазами» командиров сухопутных подразделений британской армии, обеспечивая их данными о точном местоположении противника. В декабре 1999 года компания «Raytheon» получила от Великобритании контракт на поставку «системы воздушной разведки и управления нанесением ударов», Airborne Stand-Off Radar (ASTOR), по решаемым задачам близкой к американскому комплексу Е-8 I-STARS. Первый полет Sentinel R Mk.1 выполнил 26 мая 2004 года, а британские ВВС получили первую машину в июне 2007 года. Боевое крещение данный авиационный комплекс получил в 2008 году в Афганистане, а в 2011 году он применялся британцами во время известных событий в Ливии.
Основа ASTOR - созданный «Raytheon» радар, развитие РЛС ASARS-2, установленной на самолёте-разведчике Lockheed U-2S. Антенна РЛС размещена в обтекателе внизу носовой части фюзеляжа. В качестве носителя ASTOR был выбран Bombardier Global Express (конкурентом выступал Gulfstream V). Авиационный комплекс поступил на вооружение британских ВВС как Sentinel R Mk.1. Пять самолётов поступили в 5-ю эскадрилью в Уоддингтоне, предназначенную для взаимодействия с Армией, но для переподготовки экипажей они передавались в 54-ю (резервную) эскадрилью, а для оценочных испытаний - в 56-ю (резервную) эскадрилью. В состав ASTOR входит РЛС с синтезированной апертурой луча, способная обеспечивать селекцию движущихся целей в полном объеме и покадровую съемку стационарных наземных объектов. РЛС обеспечивает почти фотографическое качество «снимков» наземных объектов. Полученная при помощи индикатора движущихся целей информация совмещалась с полученной картой местности, что в итоге давало полную картину поля боя. РЛС с синтезированной апертурой луча дает возможность получать высококачественные изображения необходимой местности.
Система ASTOR также позволяет сопровождать подвижные наземные цели. Sentinel выдает командирам подразделений координаты, направление и скорость движения своих, вражеских и неопознанных подвижных объектов, позволяя лучше планировать действия и более оперативно реагировать на изменение обстановки. Большая высота полета позволяет получить хороший обзор - на рабочей высоте полёта Sentinel R Mk.1 может обозревать район ТВД радиусом до 161 км. Оснащенный ASTOR, самолёт Global Express способен находиться в воздухе до 14 часов, хотя часто полёты длятся не более 9 часов. Планы по оборудованию самолёта системой топливозаправки в воздухе реализованы не были. Для получения карты всего района РЛС применяется в общем режиме, но имеется также рабочий режим для получения более детального, с высоким разрешением изображения отдельного района поля боя и сопровождения отдельных подвижных целей.
Система Sentinel - объект чрезвычайной важности, поэтому на борту самолёта размещен современный комплекс обороны (БАЕ Systems Defensive Aids Group), в который входят станции предупреждения о ракетной атаке, о радиолокационном облучении, станция постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек, а также буксируемые радиолокационные ловушки. Самолёт Sentinel R Mk.1 также оснащен современными средствами связи. В обтекателе на гаргроте фюзеляжа расположена антенна системы спутниковой связи, также имеются узкополосная и широкополосная подсистемы обмена данными, по которым на наземный КП передается разведывательная информация. Обычно экипаж включает пять человек - два пилота и три оператора, один из которых - руководитель миссии (командир боевого расчета). В отличие от американского комплекса) - STARS основная обработка полученной развединформации в британском Sentinel R Mk.1 происходит не на борту самолёта, а на наземной станции управления. Силовая установка Sentinel R Mk.1 включает два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce BR710, примененных и на Nimrod MRA.Mk 4.
|