Несмотря на то, что длительные системные проблемы продолжают оказывать давление на развитие военной авиационной промышленности Китая, эта отрасль оборонной индустрии продолжает модернизироваться ускоренными темпами, пишет научный сотрудник Института обороны и стратегических исследований Майкл Раска (Michael Raska, Технологический университет Наньян) 18 октября на страницах eurasiareview.com. За последние 10 лет военный авиапром Китая методично сокращал технологический разрыв с передовыми странами мира. Появление двух истребителей нового поколения - J-20 и J-21 - наряду с модернизацией J-10 (на фото) и J-11 показывает растущие возможности страны. Крупнейшая китайская авиастроительная группа AVIC встала на путь реформы с ноября 2008 года, когда китайское правительство объединило в один холдинг компании AVIC I и AVIC II. Основной целью объединения было стремление консолидировать их ограниченные технологические возможности и активизировать рост инноваций в разработке и производстве авиационной техники. Преобразование позволило создать корпоративную структуру и стратегию, направленных на повышение конкурентоспособности китайской аэрокосмической промышленности путем повышения доли НИОКР для удовлетворения потребностей военной авиации НОАК и гражданского сектора. Оборонный сегмент AVIC в настоящее время включает пять основных подрядчиков: Chengdu Aircraft Industry Corporation (истребители J-10, J-20, FC-1), Shenyang Aircraft Corporation (истребители J-8, J-11, J-15), Hongdu Aviation Industry Group (учебно-тренировочные самолеты K-8, L-15), Xi'an Aircraft Company (бомбардировщики H-6, JH-7) и Changhe/Hafei Aviation (вертолеты Z-8, Z-9, Z-11). Также в структуру интегрированы Shenyang Liming Aero-Engine (ТРДДФ WS-10 для истребителей), Xian Aero Engine (ТРДДФ WS-9 для истребителей и поставщик отдельных компонентов для WS-10), AVIC Avionics (бортовое оборудование), также задействованы Chengfa Science and Technology (системы управления самолетов и контроля работы авиадвигателей), AVIC Aero-Engine Controls (системы контроля работы авиадвигателей), Hubei Aviation Precision Machinery (электро-механические системы и агрегаты) и Jonhon Optronics (различные типы разъемов). По словам президента AVIC Линь Зуоминя (Lin Zuoming), в течение 2008-2011 годов группа ежегодно увеличивала объем выручки на 20%. В 2011 году объем продаж достиг 250 млрд юаней (39,6 млрд долл США), чистая прибыль выросла более чем на 15% и составила 12,9 млрд юаней (1,89 млрд долл США). Экономические параметры AVIC стали сопоставимы с показателями такой крупной западной оборонной компании как британская BAE Systems (объем продаж в 2010 году составил 22,39 млрд ф.ст, или 34,7 млрд долл США). Оперативные требования ВВС НОАК Китай ежегодно демонстрирует рост военных расходов, следовательно, выделяется больше средств на закупку новой военной техники и оборудования. ВВС НОАК видят необходимость полной замены устаревших истребителей третьего поколения J-7 и J-8 и модернизации инфраструктуры материально-технического обеспечения. Китай начинает наращивать усилия по производству вертолетов, транспортных и учебно-тренировочных самолетов, истребителей четвертого и пятого поколений. Считается, что доля самолетов четвертого поколения на вооружении ВВС НОАК в 2005 году составил 23%, в 2010 году 33%, и, как ожидается, к 2015 году их доля составит 50%. Рост инноваций До конца 1990-х годов основной авиапарк ВВС НОАК включал в себя устаревшие боевые самолеты эпохи 1950-х годов на базе советских МиГ-19 и МиГ-21. В 1999 году Китай имел не более 100 истребителей Су-27, вооруженных ракетами с дальностью стрельбы вне прямой видимости, практически не было высокоточного оружия. Однако, к 2010 году ВВС отправили в отставку большинство устаревших самолетов и приобрели более 300 современных всепогодных истребителей J-10, J-11 и Су-30, оснащенных, в частности, передовыми в технологическом отношении российскими УР Х-31/AS-17 Krypton. Поступают на вооружение самолеты ДРЛО и ЗРК HQ-9 собственного производства. Истребитель пятого поколения J-20 может поступить на вооружение к 2020 году. Непрерывное выделение серьезных ресурсов на развитие авиационной промышленности и упор на повышение качества авиатехники в долгосрочной перспективе могут вывести Китай вплотную на уровень передовых авиационных держав мира.
|