Основным предназначением авиационного противотанкового ракетного комплекса "Вихрь" является поражение бронетехники, включая технику, оснащенную реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, которое летят на скоростях до 800 км/ч.
Комплекс начали разрабатывать в конструкторском бюро приборостроения (научно-производственное объединение "Точность") в 1980 году. Работами руководил главный конструктор Шипунов А.Г. Авиационный ПТРК "Вихрь" в 1992 году приняли на вооружение.
Комплекс к началу 2000 г. использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, 2-е пусковые установки АПУ-8, до 16 ракет) и вертолете Ка-50 "Черная Акула" (2-е ПУ, до 12 ракет).
На выставке в Фарнборо 1992 года впервые представили усовершенствованную модификацию ракеты "Вихрь-М".
Имеется модификация корабельного комплекса "Вихрь-К", включающая артиллерийскую установку АК-306 калибра 30 мм и 4 противотанковые управляемые ракеты "Вихрь" с дальностью огня до 10 тыс. м. Комплексы "Вихрь-К" предназначаются для вооружения патрульных катеров и кораблей.
Комплексу "Вихрь" на западе дали обозначение AТ-12 (АТ-9).
Состав авиационного противотанкового комплекса 9К121 "Вихрь".
В его состав входят: - 9А4172 – сверхзвуковая управляемая ракета (управление осуществляется по лучу лазера); - И-251 "Шквал" – круглосуточная обзорно-прицельная система; - АПУ-8 (АПУ-6) – авиационная пусковая установка.
Комплекс дает возможность вести огонь одиночными ракетами или залпом из двух ПТУР. Высокая сверхзвуковая скорость управляемой ракеты (до 610 м/c ) снижает уязвимость вертолета во при атаке и позволяет за один заход поражать несколько целей. Для преодоления дистанции в 4 тыс. м ракете необходимо 9 секунд. Для сравнения: самая мощная американская вертолетная ПТР FGN-114K "Hallfire" движется с дозвуковой скоростью, и это расстояние покрывает за 15 секунд.
При создании ракеты использована аэродинамическая схема "утка". Ракеты имеют складное крыло. Для наведения служит всесуточный автоматический прицельный комплекс. Во время приближения к району нахождения цели, его координаты в БЦВМ вертолета заведены заранее, на расстоянии около 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив на телевизионном экране изображение цели, летчик направляет в ее сторону вертолет, после чего обрамляет сеткой прицела цель и нажимает кнопку автослежения. Прицел переходит на автосопровождение цели, а при достижении разрешенной дальности запускает ракету.
Тип старта – вышибным зарядом из транспортно-пускового контейнера.
Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности. Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования. Вероятность уничтожения подвижной малоразмерной цели класса "танк" ракетами "Вихрь" – 0,8.
Хранение, транспортировка и использование ракеты осуществляются с применением транспортно-пускового контейнера, который обеспечивает безрегламентное складирование противотанковых управляемых ракет в течение 10 лет.
Кумулятивно-осколочно-фугасная боевая часть ракеты 9А4172 может пробить броню (включая активную) современных зарубежных танков с различных ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000 миллиметров. "Вихрь" имеет неконтактный и контактный взрыватели.
Тактико-технические характеристики противотанкового комплекса 9К121 Вихрь: Разработчик - КБ "Приборостроения"; Дальность стрельбы днем – 0,5-10 км; Дальность стрельбы днем – до 5 (6) км; Высота пуска – от 5 до 4000 м; Время полета: - на дальность 6000 м – 14 с; - на дальность 8000м – 23 с; - на максимальную дальность – 28 с; Средняя скорость полета – 600 м/с; Габариты ракеты 9А4172: - длина – 2750 мм; - максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм; - размах крыла – 240 мм; - размах стабилизаторов – 380 мм; Стартовый вес ракеты – 40-45 кг; Габариты транспортно-пускового контейнера: - длина – 2870 мм; - диаметр – 140 мм; Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг; Температура применения – от -50 до +50 градусов; Боевая часть: - масса – 8-12 кг; - масса взрывчатого вещества – 4-5,5 кг; - тип взрывателя – неконтактный и контакный; - радиус действия неконтактного взрывателя – 2,5-3,0 м; Аппаратура управления И-251 "Шквал": - ночной канал – тепловизионный; - дневной канал – телевизионный; - система сопровождения цели – автоматическая; Авиационная ПУ АПУ-8: - носитель – Су-25Т (Су-39); - количество ракет на пусковой установке – 8; - масса пустой/снаряженной пусковой установки – 60/535 кг; - длина пусковой установки – 1524 мм; - ширина пусковой установки – 720 мм; - высота пусковой установки – 436 мм; - угол наведения в ВП – 10 градусов; Авиационная пусковая установка АПУ-6: - носитель - Ка-50 (Ка-52); - количество ракет на пусковой установке – 6; - масса пустой пусковой установки – 60 кг; - длина пусковой установки – 1524 мм; - ширина пусковой установки – 720 мм; - высота пусковой установки – 436 мм; - угол наведения в ВП – 10 градусов.
|