Несколько дней назад у побережья американского штата Мэриленд прошли испытания прототипа новой военной техники. Дистанционно управляемая лодка вышла в район учебной цели и произвела атаку ракетой противотанкового комплекса Spike. Учебный пуск ракеты был признан удачным. За парой строчек текста скрывается большая работа и не менее большие перспективы. Проект PEM (Precision Engagement Module – «Высокоточный боевой модуль») был начат с целью создания комплекса оборудования, которое позволит сделать из легкого плавсредства полноценную боевую единицу, способную справиться с большим количеством задач.
Дистанционно управляемые лодки и катера имеют такие же большие перспективы, как и летающие беспилотники. Теоретически этому классу техники по силам почти любая задача, которая может быть поставлена перед боевым или транспортным плавательным средством. Беспилотное судно может перевозить грузы, в том числе и в сложных условиях, не подвергая опасности экипаж. То же самое можно сказать и о дистанционно управляемых катерах с вооружением. Кроме того, отсутствие необходимости обеспечения работы экипажа такая техника может иметь меньшие размеры и/или нести больший боезапас. Однако любая военная техника с дистанционным управлением подвержена «атаке» со стороны средств радиоэлектронной борьбы. Радиоканал управления может быть заглушен, из-за чего беспилотный самолет или катер станет бесполезным. В последние годы было начато несколько проектов, призванных дать беспилотным катерам и лодкам большую самостоятельность, как минимум, в плане выхода в район задачи.
Одними из первых с этой проблемой справились израильские инженеры из компании Rafael. В середине двухтысячных годов они представили беспилотный катер Protector («Защитник»). Эта разработка предназначена для патрулирования акваторий, разведки и атаки соответствующих целей. Характерной чертой бортовой электроники «Защитника» стала возможность переключения режимов управления. В зависимости от тактической обстановки и необходимости, катер может управляться по радиоканалу с пульта на корабле или на наземном командном пункте, а также способен выполнять некоторые простые операции в полностью автоматическом режиме. В последнем случае электроника катера, используя инерциальную и спутниковую навигацию, способна вывести плавсредство в заданный район, например, туда, где находится цель. Далее управление передается на пульт и оператор может произвести атаку цели. Согласно некоторым данным, Protector, подобно беспилотным летательным аппаратам, имеет возможность автоматического возвращения на базу в случае потери управляющего сигнала. Ходят слухи, что в настоящее время специалисты фирмы Rafael работают над системой автоматического распознавания и атаки целей. Официальных данных по этому поводу пока нет.
Конструктивно катер Protector представляет собой доработанную резиновую лодку с установленным на ней комплексом оборудования. На лодке стандартного вида устанавливается специальный агрегат с надстройкой. Примечательно, что последняя имеет характерные обводы, свойственные техники с пониженной радиолокационной заметностью. На верхней части надстройки располагается небольшая мачта с антеннами связи, а также сферический кожух оптической системы. Последняя служит для сбора визуальной информации и ее передачи оператору. Оптическая система установлена на вращающемся и качающемся основании, благодаря чему оператор может просматривать почти все окружающее пространство. Непосредственно перед надстройкой располагается многоцелевая стабилизированная установка Mini-Typhoon, предназначенная для целевого оборудования, выбираемого в зависимости от текущей цели. Это может быть дополнительный модуль разведки или оружие. В случае выполнения боевой задачи «Защитник» несет пулемет или ракетный комплекс подходящих габаритов. Таким образом, беспилотный катер Protector может выполнять широкий спектр различных задач. Некоторое количество таких катеров имеется на вооружении ВМС Израиля.
Высокий потенциал израильской разработки достаточно быстро заинтересовал американских военных, которые вскоре купили несколько экземпляров катеров Protector для испытаний и изучения. За прошедшее время американские специалисты из фирмы Lockheed Martin и нескольких других предприятий военно-морской отрасли тщательно исследовали все элементы конструкции и сделали ряд полезных выводов. Кроме того, с использованием израильских наработок был создан проект PEM, частично похожий на Protector. При этом американцы решили значительно изменить концепцию применения беспилотного катера. Их PEM должен иметь гораздо больший ударный потенциал, что в перспективе позволит ощутимо расширить круг выполняемых задач. Стоит отметить, установка ракетного вооружения на катер в некоторой мере напоминает оправдавшую себя идею москитного флота. Помимо обеспечения серьезных ударных возможностей американцы также собираются сделать свой катер максимально автономным. Для этих целей уже несколько лет разрабатывается блок обнаружения и распознавания целей.
После атаки с помощью лодки со взрывчаткой (2000 год, Йемен) эсминец УРО «Коул» потерял 17 человек убитыми и 39 ранеными. И большим кораблям бывает трудно противостоять лодкам
В результате конструкторских работ должен быть создан боевой комплекс, имеющий возможность в автоматическом режиме не только выходить в район цели, но и находить, а также атаковать ее. К настоящему времени автоматическая система управления готова лишь частично: PEM может самостоятельно выйти в район цели, используя инерциальную или спутниковую навигацию, но дальнейшее выполнение боевой задачи пока остается обязанностью оператора. Собственно говоря, именно так и был произведен недавний запуск ракеты Spike. После выхода катера на рубеж, оператор запустил ракету. Выбор типа противотанкового ракетного комплекса, в первую очередь, был обусловлен типом наведения ракеты. ПТУР Spike наводится на цель при помощи инфракрасной головки и, как следствие, не требует дополнительной аппаратуры на борту катера. В перспективе PEM может получить и зенитное вооружение, к примеру, ракеты семейства FIM-92 Stinger, имеющие такую же систему наведения, как и ПТУР Spike. Однако в случае с относительно большими зенитными ракетами придется решать вопрос места для их установки.
Кроме трудностей в области создания электроники с режимом полной автономности имеются определенные проблемы с базой для подобных плавсредств. В настоящее время и израильский Protector, и американский PEM сделаны на базе легких плоскодонных плавсредств надувной конструкции. Нетрудно догадаться, какова мореходность этих плавучих беспилотников. Фактически они могут работать только на небольшом расстоянии от берега или базового корабля и не способны действовать даже при среднем волнении. Единственный сносный способ улучшить мореходные качества – увеличение размера, однако плавсредство большего размера пока не целесообразно и не отвечает требованиям военных. Таким образом, в нынешнем состоянии американский проект PEM является сугубо экспериментальным и в ближайшем будущем он не сможет стать полноценной военной техникой. Что касается израильского «Защитника», то он уже несколько лет служит в военно-морских силах своей страны. Особенности территориальных вод Израиля позволяют не гнаться за высокими характеристиками хода и уделить большее внимание бортовому оборудования. Налицо разный подход к созданию техники, обусловленный различными условиями и пожеланиями потенциальных заказчиков. С большой долей вероятности можно предположить, что PEM в итоге останется всего лишь платформой для отработки новых технологий, которые впоследствии будут использоваться в других проектах.
|