F-26 STALMA – американский истребитель VI-поколения. Разрабатывался компанией «Stavati» как замена тактических F-16 Falcon. Название самолета говорит само за себя - STALMA (передовой легкий истребитель многоцелевого назначения с коротким взлетом). Планировалось, что он войдет в программу «DEM/VAL», которая проходила в 2004 году.
F-26 STALMA – интегральный триплан с одним двигателем, управляемый одним пилотом. Стреловидность крыла широко изменяется – 5-70 градусов. Обеспечен большой маневренностью и малозаметностью для ПВО противника. Имеет одинаковую защищенность и вооружение с F-117 Nighthawk, однако себестоимость одного самолета намного меньше - ориентировочно 25 миллионов долларов. Начало проектных разработок – 1994 год. Окончательный проект был готов к 1997 году. В компании надеялись, что после создания прототипов и летных испытаний в 2006 году начнется серийное производство. Разработчики в свое время заявили, что новый самолет будет поставляться исключительно американским союзникам.
Устройство и конструкция F-26 Самолет является среднепланом с крылом широко меняющейся стреловидностью. Стреловидность крыла определяется в полете автоматически с возможностью ручного управления. Крыло имеет слегка модифицированный профиль от NACA 66-415 и состоит из дух титановых и одного лонжерона из спецсплавов, нервюры и стрингеры из титана и его сплавов. Сверху крыло покрыто титановым наполнителем, обшивка состоит из графито-эпоксидных композитов. Внутренняя часть крыла – топливный бак.
Кромки крыла выполнены из титана и различных композитов. Передняя кромка имеет предкрылки, задняя - закрылки по типу Фаулера. Управление закрылками и предкрылками осуществляется с помощью гидроцилиндров, разработанных фирмой «Bertea/National». До набора сверхзвуковой скорости, управление полетом осуществляется с помощью элеронов. Спойлеры, установленные в центральной части крыла, обеспечивают управление подъемной силой. Под крылом установлено по четыре узла подвески, позволяющих нести до 7250 килограмм полезной нагрузки. При полной нагрузке, стреловидность ограничена 35 градусами.
Фюзеляж самолета выполнен из 3 секций. Основная конструкция выполнена из сплавов и композитов. Оперение V-образного типа с углом наклона 55 градусов. В оперение предусмотрены вырезы для консоли от максимальной стреловидности. Оперение используется при наборе сверхзвука, нижнее окончание неподвижно, а верхнее цельноповоротное, управляется по трем осям. Подвижная часть несет в себе антенны и оборудование, предупреждающее об облучении. Хвост самолета прикреплен в ферме, которая удерживает двигательную систему.
Самолет установлен на трехстоечном гидравлическом шасси. Шасси складываемого исполнения – переднее складывается вперед, основные – назад. Скорость посадки не более 7 м/с. Для управления притоком воздуха истребитель имеет 3 воздухозаборника. Подфюзеляжный воздухозаборник используется на дозвуковых скоростях, боковые регулируемые используются только на сверхзвуке.
Двигательная установка – ТРДД F119-PW-100. Топливо заправляют в крыльевые и фюзеляжные баки. Большая часть фюзеляжных баков протектировано. Емкость топлива чуть более 8 тонн. Для обеспечения пожарной безопасности установлены газовая (инертная) и пожарная системы. Топливо подается через единую горловину в одном из фюзеляжных баков. В носовой части слева имеется устройство дозаправки в воздухе.
Кабина рассчитана на одного пилота и полностью герметична. Для него установили кресло с катапультой «Aces II». Подача кислорода происходит с помощью системы «Litton», для терморегулирования установлен кондиционер «AiResearch». Фонарь кабины цельный, каплевидной формы, открытие/закрытие осуществляется электромотором или вручную. Кабина имеет углы обзора вертикально 13 градусов, горизонтально 40 градусов.
Управление самолетом счетверенное, электродистационное с установленной консоли. В левой части собрано управление связи, вооружения, системами обороны и навигации, РЛС. В правой части собрано управление двигательной системой, системой контроля оборудования, системами электропитания, освещением, запасными основными системами и аварийной системой. Цетр консоли отвечает за управление полетом. Кроме приборов управления, установлены 3 ЖК-монитора. Все мониторы взаимозаменяемы и отображают всю доступную информацию по обстановке, вооружении, запасам топлива. Справа/слева консоли установлены 2 ЖК-монитора вывода данных РЛС (передняя/задняя полусфера обзора).
Гидроцилиндры обеспечивающие изменение стреловидности крыла работаю от двух независимых гидросистем с рабочим давлением 275 атмосфер. Кроме того, гидросистемы обеспечивают работу шасси, воздухозаборников, тормозной системой. Давление в системах держит двигатель (при отказе ТРДД возникает большая вероятность отказа управления полетом). Для устранения этого устанавливают аккумуляторы давления. В самолете установлена дополнительная силовая установка «Allied G250». Она запускает двигатель и поддерживает основные системы при выключенном двигателе. Электрика подается с генератора «Sunstrand» мощностью 90кВт (запасной на 10кВт). Электропитание по основной шине, ее дублирует запасная шина (только основные системы) запуск двигателя – отдельная шина. Постоянный ток выходит с 28 В преобразователя. Четыре 24В аккумулятора предназначены для запуска двигателя и питания центральной консоли управления. С правого борта истребителя выполнены разъемы для наземной аппаратуры и питания.
На истребитель установлена радиолокационная станция разработанная «Hughes» AN/APG-73. Антенная решетка фазированного типа. Имеется возможность установки РЛС PS-05/A или AN/APG 68ABR. В навигационное оборудование входят лазерные гироскопы, встроенная GPS, приемное оборудование различных систем навигации. В оборудование защитных систем входят передатчик РЭБ, оборудование засекреченной связи (голосовая) KY-58 TSEC, оборудование ответчика «свой-чужой» AN/APX-109, аппаратура предупреждения о облучении, комплексы ловушек AN/ALE-47/55. Видеорегистратор записывает данные и действия ИЛС с МФД, а также данные систем связи. В черном ящике сохраняется последние 1.5 часа. В качестве полезной нагрузки можно подвешивать контейнеры с дополнительным оборудование, например станции наведения или навигационные станции.
Судьба проекта Данный самолет является проектной работой малоизвестной американской компании «Stavati», представленные фото, являются 3D-моделированием. Все, кто был заинтересован в выяснении правды по F-26 STALMA, утверждают, что компания «Stavati» не имеет ни какого отношения к авиакомпаниям, которые реально создают боевые самолеты. Проект многоцелевого истребителя имел цель заинтересовать европейских союзников в создании нового улучшенного истребителя с небольшой себестоимостью. Сайт компании в интернете присутствует, на ней есть проекты различных самолет военного и гражданского назначения оригинальных конструкций. Страницы с F-26 STALMA уже не существует, хотя в 2000-2005 годах она присутствовала на сайте.
Как утверждают военные специалисты, себестоимость F-26 STALMA, ни как не могла бы быть заявленной проектировщиками, производство необходимых компонентов, налаживание производства, в итоге привело бы к сильному удорожанию себестоимости.
И напоследок, хоть конструкция самолета довольна оригинальная, но в целом самолет создает не очень приятное впечатление, ведь, как говорят, только красивые самолеты могут хорошо летать.
Основные характеристики: - длина – 15.1 метра; - ширина – 9.1 метра; - высота – 4.1 метра; - экипаж – 1 пилот; - крыло – 9.1 -17.3 метра в зависимости от стреловидности; - вес пустой/стандарт/макс – 7/16.5/27.5 тонны; - двигательная система F119-PW-100 с тягой 15870 кгс (нефорсированная); - скорость крейсер/макс – 0.9/2.4 Маха; - радиус боевого действия – 1.2 тысячи километров; - скорость подъема до 300 м/с; - высотный потолок до 23 километров; - вооружение: 13 узлов подвески обеспечивают установку боевой/полезной нагрузки до 8.2 тонн. На подвески возможно установить различные виды управляемых ракет класса воздух-земля и воздух-воздух, и авиационных бомб.
Картриджи - заправка и ремонт
|