Новейший корвет «Стерегущий» (серия 20380 по технологии «стелс»), вошедший в состав Балтийского флота в 2007 году, теряет часть боевого потенциала из-за незначительной на первый взгляд причины — плохой работы бортовой опреснительной установки РО-РО 510DT10S фирмы «РокемТехника». По информации «Известий», комиссия Балтфлота подготовила отчет о пятилетней эксплуатации корвета, где отметила этот недостаток. В отчете говорится, что на каждого из 99 членов экипажа приходилось не более пяти литров воды в сутки, учитывая приготовление пищи и мытье посуды. Один из офицеров флота сказал «Известиям», что из-за этой особенности корабль получил прозвище «Стригущий (лишай)». Моряки требуют снять опреснитель и заменить его на иностранный, в частности испанский. За почти пять лет в строю «Стерегущий» прошел несколько десятков тысяч морских миль, в том числе в четырех длительных походах по Балтийскому морю. Все это время нехватка пресной воды мешала соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы. Например, для помывки личного состава приходилось собирать дождевую воду целую неделю. Ни в одном из походов практически не работала прачечная, отмечались случаи педикулеза, лишая и других неприятных заболеваний. Штатная опреснительная установка выдает низкокачественную воду с большими примесями солей, говорится в докладе. Для питья в кипяченом виде она рекомендуется в ограниченных количествах. Однако в оборонно-промышленном комплексе претензии военных моряков категорически отвергают. Источник в судостроительной отрасли заявил «Известиям», что в ходе государственных испытаний пять лет назад установка работала в штатном режиме, выдавая расчетные 5 т пресной воды в сутки. Такое количество позволяет каждому матросу и офицеру принимать ежедневно пятиминутный душ. Проблемы с опреснителями собеседник «Известий» связал с низким уровнем подготовки личного состава, а также грязными водами Финского залива. — В ней много ила, грязи, взвесей — все это забивает фильтры и картриджи, — говорит он. — Поэтому установке требуется постоянный контроль и текущий ремонт, а экипаж с такой работой не справляется. Вообще сложные корабельные механизмы, особенно на современных «невидимках», требуют такую подготовку, что за полгода матроса не обучить, а офицеров не хватает. Сама опреснительная установка собрана из немецких комплектующих и используется на 15 гражданских траулерах из Мурманска, где проблем не возникает. Гендиректор «РокемТехники» Александр Петрушков сообщил «Известиям», что официальных рекламаций флота на установку не поступало. — Для «Стерегущего» она была собрана в Германии. Установка и не предназначена для пищи и питья, а только для помывки и хозяйственных нужд, — подчеркнул он. Контр-адмирал запаса Владимир Захаров в свою очередь напомнил «Известиям», что в советском ВМФ опресненная вода тоже использовалась только для бытовых нужд. — А мылся личный состав забортной водой, для чего существовал специальный шампунь «Селена». Питьевую воду закачивали в цистерны еще на берегу, а по мере израсходования заправлялись с танкеров, — сказал контр-адмирал запаса.
|