Стратегические ракетные силы флота США в условиях действия договора о СНВ
Стратегические ракетные силы морского базирования (силы ПЛАРБ) ВМС США являются компонентой стратегических наступательных сил США и предназначены для стратегического (ядерного) сдерживания вероятных противников и нанесения ракетно-ядерных ударов по его критически важным и стратегическим объектам.
Их боевой состав включает 14 ПЛАРБ типа Ohio, 288 пусковых установок (ПУ) БРПЛ Trident II, 2304 ядерных боезаряда в типовой комплектации (8 боеголовок типа Мк5 (100-150 кт) или 8 боеголовок типа Мк4 по 500 кт).
Организационно, боеготовые ПЛАРБ сведены в две группы и четыре эскадры. Так, 9-я группа включает 17-ю и 19-ю эскадры ПЛАРБ, которые дислоцируются на ВМБ Китсап (шт. Вашингтон). В боевом составе группы – семь лодок по 24 ПУ БРПЛ Trident II каждая, район боевого патрулирования – северо-восточная часть Тихого океана. В составе 10-й группы – 16-я и 20-я эскадры ПЛАРБ на ВМБ Кингс-Бей (шт. Джорджия). В боевом составе группы – пять лодок, район боевого патрулирования – Западная часть Атлантического океана. На боевом патрулировании в мирное время постоянно находится около 70% ПЛАРБ, две лодки – на капитальном ремонте. Ежегодно ПЛАРБ совершают около 16 выходов на боевое патрулирование в Атлантический океан и 20 выходов – в Тихий океан.
По оценкам военно-политического руководства США данный боевой состав и оперативные возможности сил ПЛАРБ обеспечивают полное выполнение оперативного плана ОPLAN №8010 «Стратегическое сдерживание и глобальный удар» с требуемой эффективностью поражения объектов вероятного противника в условиях сокращения носителей и ядерных боезарядов согласно Договора о СНВ.
Отмечается, что высокие тактико-технические характеристики ПЛАРБ и ракетного комплекса Trident II обеспечивают поражение высокозащищенных и малоразмерных объектов вероятного противника в различных вариантах боевого применения сил ПЛАРБ. Оперативная готовность подводных лодок к пуску ракет в условиях повседневной деятельности составляет 18-22 минуты, в ходе боевого патрулирования – до 15 минут. При возникновении кризисных ситуаций силы ПЛАРБ могут быть приведены в одноминутную готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов.
ОПЕРАТИВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ ПЛАРБ
Военно-политическое руководство США уделяет особое внимание организации оперативного и административного управления силами ПЛАРБ.
Оперативное управление включает: планирование и управление применением сил ПЛАРБ; организацию боевого дежурства; поддержание взаимодействия с видами ВС и объединенными командованиями (ОК); подготовку и проведение стратегических учений. Оперативное управление дежурными ПЛАРБ осуществляет Комитет начальников штабов (КНШ) через командующего объединенным стратегическим командованием (ОСК) ВС США. Непосредственное управление каждой из подводных лодок на боевом патрулировании возлагается на центр глобальных операций ОСК. Дежурный состав ПЛАРБ сведен в оперативные формирования (ОФ) дежурных сил ОСК: ОФ-134 (группировка ПЛАРБ в Тихоокеанской зоне) и ОФ-144 (ПЛАРБ в Атлантической зоне). В условиях мирного времени в оперативном подчинении ОСК находятся силы и средства, несущие боевое дежурство (МБР, ПЛАРБ и стратегические оборонительные силы). В период непосредственной угрозы агрессии и приведении СНС США в высшие степени боевой готовности в оперативное подчинение ОСК передаются компоненты стратегических наступательных и оборонительных сил полного состава, а также силы и средства обеспечения.
Следует отметить, что командующему ОСК предоставлены значительные распорядительные, координирующие и контрольные функции при решении оперативно-стратегических задач, в том числе возлагаемых на силы ПЛАРБ. Он отвечает за планирование, интеграцию и координацию разведывательной деятельности в интересах обеспечения стратегических и глобальных операций; подготовку предложений для принятия решений на перевод СНС с мирного на военное время; оповещение органов государственного и военного управления об угрозе ракетно-ядерного удара противника; доведение приказов и распоряжений на боевое применение СНС и др. Командующий ОСК имеет право докладывать президенту США о состоянии, проблемных вопросах оперативного планирования и управления боевым применением СНС; предложения по их развитию и строительству; о выполнении требований безопасности содержания ядерного оружия, находящегося в составе дежурных сил; о совершенствовании взаимодействия компонентов СНС с ОК в интересах обеспечения их функционирования.
Административное управление силами ПЛАРБ осуществляется по управленческой вертикали министра обороны США через центральные управления министерства обороны и министерство ВМС. Оно включает организацию оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов управления и сил; разработку и реализацию планов развития и строительства сил ПЛАРБ; формирование заказов, поставок вооружения и военной техники и организацию их эксплуатации; обеспечение ядерной безопасности; планирование и проведение НИОКР по перспективным ПЛАРБ, БРПЛ и видам боевого оснащения, в том числе неядерного; формирование и исполнение военного бюджета, в части касающейся сил ПЛАРБ; комплектование личным составом; организацию выполнения Договора о СНВ и подготовку новых соглашений в области сокращения СНВ; всестороннее материально-техническое обеспечение сил ПЛАРБ; контроль готовности сил и средств, выделяемых в состав ОСК в мирное и военное время.
Дальнейшее развитие системы оперативного и административного управления силами ПЛАРБ обусловлено увеличением состава и повышением сложности задач по поддержанию их боевой готовности в условиях реализации Договора о СНВ и сохранении требуемого уровня ядерного потенциала МСЯС; уточнением их роли и места в новой стратегической триаде; совершенствованием форм и способов боевого применения сил ПЛАРБ; проведением НИОКР по созданию новой ПЛАРБ и БРПЛ; принятием на вооружение неядерной головной части и разработкой мероприятий по неядерному сдерживанию вероятных противников; дальнейшей оптимизацией организационно-штатных структур ОСК, министерства ВМС, органов управления Тихоокеанского и Атлантического флотов.
ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СИЛ ПЛАРБ
Военное руководство США уделяет постоянное внимание совершенствованию оперативной и боевой подготовки сил ПЛАРБ.
Так, по планам КНШ силы ПЛАРБ ежегодно привлекаются к командно-штабным учениям (КШУ) по проверке боевой готовности системы боевого управления и связи Polo Hat и командно-штабным тренировкам (КШТ) высших органов управления ВС США. По плану ОСК участвуют в учениях стратегических сил Global thunder, КШУ стратегических сил Global lightning, в командно-штабных военных играх и комплексных проверках боевой готовности дежурных сил.
В ходе стратегических учений силы ПЛАРБ отрабатывают задачи оповещения и сбора личного состава; занятия пунктов управления оперативным составом; усиления дежурных сил; прекращения плановой оперативной и боевой подготовки; приостановления убытия экипажей на отдых; ускоренного восстановления боевой готовности лодок, находящихся на техническом обслуживании и выхода на боевое патрулирование; задержки ПЛАРБ, находившихся в районах боевого патрулирования; загрузки БРПЛ на лодки; перевода органов управления, объектов системы материально-технического обеспечения на круглосуточную работу; усиления охраны и обороны и выполнения других мероприятий оперативного (боевого) обеспечения. На начальном этапе эскалации военных действий силы ПЛАРБ осуществляют подготовку и нанесение ограниченных (деэскалационных) ракетно-ядерных ударов по объектам условного противника. Периодически проводится перераспределение части патрулирующих ПЛАРБ в северо-восточную Атлантику и центральную часть Тихого океана. Отрабатываются задачи маневра лодок с целью скрытного занятия таких районов боевого патрулирования, которые обеспечивают сокращение подлетного времени ракет для поражения объектов вероятного противника. В ходе стратегических учений проводятся учебно-боевые пуски МБР и контрольно-боевые пуски БРПЛ с доведением пусковых приказов (сигналов) и распоряжений по всем каналам связи.
Анализы стратегических учений позволяют сделать вывод о высоких показателях скрытности, живучести, автономности и боевой устойчивости функционирования сил ПЛАРБ. В связи с этим, они планируются, в основном, для нанесения ответных ракетно-ядерных ударов. Результаты контрольно-боевых пусков ракет подтверждают высокий уровень профессиональной подготовки личного состава экипажей, стабильность заявленных тактико-технических характеристик ПЛАРБ и ракетного комплекса Trident II. В зарубежных информационных материалах отмечается, что общее количество боевых патрулирований ПЛАРБ составляет около 995, проведено более 134 успешных контрольно-боевых пусков ракет Trident II.
По итогам проведенных мероприятий оперативной и боевой подготовки, органы управления ВМС США представляют предложения по уточнению роли и места стратегических ракетных сил морского базирования в обеспечении военной безопасности государства и ее союзников. Вносят коррективы в уставные документы, планы боевого применения, планы развития и строительства сил ПЛАРБ, программы подготовки личного состава, уточняют временные нормативы перевода сил ПЛАРБ с мирного на военное время.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СИЛ ПЛАРБ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА О СНВ
Основные направления развития и строительства сил ПЛАРБ определены в ядерной стратегии США в рамках реализации мероприятий Договора о СНВ и создания новой стратегической триады.
Основными приоритетами военного руководства США в строительстве новой стратегической триады являются:
— расширение неядерных ударных возможностей с одновременным сохранением сил и средств ядерного сдерживания, которые останутся основой военной мощи США;
— создание интегрированной системы противоракетной обороны от баллистических и крылатых ракет;
— совершенствование систем боевого управления, разведки и адаптивного планирования;
— принятие на вооружение некинетических средств поражения, эффективность которых по ряду показателей сопоставима с традиционными вооружениями.
При этом, наступательный ударный компонент включает: стратегическое и нестратегическое ядерное оружие; обычные средства поражения, высокоточное и некинетическое оружие, в том числе на новых физических принципах; средства радиоэлектронной борьбы и воздействия на информационные сети. В министерстве обороны США подчеркивают, что неядерные ударные силы существенно снижают зависимость от боевого состава ядерных сил и обеспечивают военно-политическому руководству США максимальную гибкость в принятии решений при реагировании на возникающие кризисные ситуации. Отмечается, что часть задач по поражению критически важных и стратегических объектов вероятного противника, в условиях выполнения договорных обязательств по сокращению СНВ, будет возложена на МБР и БРПЛ в неядерном оснащении и высокоточное оружие большой дальности.
Согласно положениям ядерной стратегии США, предусматривается сохранить все компоненты традиционной ядерной триады: ПЛАРБ Ohio с БРПЛ Trident II, МБР Minuteman III и стратегические бомбардировщики В-52Н и В-2А. Стратегические бомбардировщики В-1В будут окончательно переоборудованы для решения неядерных задач. Вопрос о возможном сокращении количества ПЛАРБ с 14 до 12 может быть рассмотрен не ранее 2015 г., в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки в мире и технического состояния лодок. В документе подчеркнуто, что «в случае сокращения количества носителей, общее количество боезарядов, развернутых на БРПЛ Trident II, не будет снижено». Вывод из боевого состава флота первой ПЛАРБ Ohio, по истечению срока эксплуатации, планируется в 2027 г., при этом средний срок службы ПЛАРБ составит около 44 лет. Пусковые установки на каждой лодке предусматривается сократить с 24 до 20, а количество БРПЛ на боевом дежурстве составит не более 240 единиц. До 2013 г. ВМС намерены закупить еще 115 ракет.
Место МСЯС в существующей и новой триаде СНС
Важно подчеркнуть, что основным способом сокращения американских СНВ является разгрузка платформ головных частей МБР и БРПЛ со снятием части боеголовок и их складированием. Так, по результатам российских инспекций, на отдельных БРПЛ количество боеголовок сокращено до одной с сохранением «старой» платформы разведения головной части. Тем самым, обеспечивается техническая возможность оперативного дооснащения платформ головных частей необходимым количеством боевых блоков и наращивания потенциала СНС. Кроме того, сокращение СНВ американская сторона осуществляет за счет ликвидации ракет, пусковых установок и стратегических бомбардировщиков ранних сроков изготовления.
С целью поддержания боевых возможностей ПЛАРБ на требуемом уровне выполняются программы по повышению скрытности и живучести функционирования подводных лодок и совершенствованию систем боевого управления и связи. Так, по проекту «Живучесть ПЛАРБ» (SSBN Survivability) разрабатываются: система автоматического измерения и прогнозирования уровней собственных шумов лодок; средства предупреждения о применении противником лазерных систем обнаружения ПЛАРБ; меры по снижению неакустических сигнатур лодок; средства акустического противодействия ПЛАРБ; гидроакустическая система разведки; меры по увеличению дальности обнаружения, классификации и определения дистанции до цели акустическими средствами ПЛАРБ; системы связи, позволяющие повысить надежность, скрытность, помехозащищенность связи, совместимость существующих и перспективных систем и др.
В интересах модернизации ракетного комплекса Trident II реализуется комплекс программ стоимостью $46-52 млн. ежегодно. Основной является программа (ПЭ 0101221N «Обеспечение совершенствования ракетных комплексов ПЛАРБ», проект J2228), которая включает подпрограммы: исследований в области головных частей (RSAP–Reentry Systems Applications Program); исследований в области систем управления (GAP – Strategic Guidance Applications Program); исследований в области ракетных двигателей (SPAP – Strategic Propulsion Applications Program); исследований в области повышения радиационной стойкости ракеты в целом, системы управления, боеголовок, других подсистем и электронного оборудования. Данная подпрограмма предусматривает разработку термоустойчивого покрытия боеголовок и более совершенной телеметрической аппаратуры, применяемой в ходе испытательных пусков ракет.
Продолжаются работы по модернизации боеголовки Мк4 в боеголовку Мк4А с завершением их поставок до 2020 г. Что касается боеголовки Мк5, то оценки возможности ее модернизации предусматривается начать с 2020 г. Кроме того завершается модернизация системы боевого управления ядерным оружием – Мк98 MOD 4, что повысит защищенность ракетного комплекса от воздействия несанкционированных команд и позволит увеличить количество полетных заданий. Важно отметить, что ВМС ведут концептуальные исследования по разработке проекта перспективной ПЛАРБ типа SSBN(X), которая должна с 2027 г. поступать на вооружение вместо ПЛАРБ Ohio, выводимых из боевого состава в связи с истечением срока эксплуатации.
В журнале «Национальная оборона» неоднократно сообщалось, что в США развернуты работы по созданию неядерного оснащения для БРПЛ и МБР, статус которых в Договоре о СНВ четко не определен. Так, в ВМС США ведутся работы по проекту CTM (Conventional Trident Modification), согласно которому каждая из ПЛАРБ будет содержать две БРПЛ Trident II в неядерном оснащении. Проведена серия контрольно-боевых пусков ракет с неядерными головными частями, которые квалифицируются как удовлетворительные. Однако финансирование дальнейших работ приостановлено Конгрессом США, поскольку Пентагон не представил убедительных доказательств, что пуски этих ракет не приведут к ядерным инцидентам с РФ и КНР.
ВМС США НАРУШАЮТ ДОГОВОР О СНВ
ВМС США, осуществляя военно-техническое сотрудничество с Великобританией в области стратегических наступательных вооружений, нарушают требования Статьи ХIII Договора о СНВ. Эта статья гласит: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства, в области СНВ между одной из сторон и третьим государством». Специалисты в области СЯС знают, что вышеупомянутая практика сотрудничества США и Великобритании заключается только в приеме – передаче ракет Trident II, что отражено в специальном Согласованном Заявлении Сторон (от 1991 г.), которое американцами постоянно нарушалось в рамках предыдущего Договора о СНВ-1, так как сотрудничество этих государств не ограничивается только приемом – передачей ракет (подробнее см. журнал «Национальная оборона» № 12, 2010 г.).
Данный вывод подтверждается также положениями Белой книги («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Великобритании на долгосрочный период», 2008 г.), где подчеркивается: «Правительство решило участвовать в американской программе продления срока эксплуатации ракет Trident II, что позволит сохранить эти ракеты на вооружении британских ядерных сил до начала 2040 гг. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на замену Trident II, будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы. Решение по замене или модернизации боеголовок должен принять британский парламент». Дальнейшему расширению такого сотрудничества США и Великобритании способствует пункт 7 Раздела II Протокола к Договору о СНВ: «Уведомление, предоставляемое не позднее, чем через пять дней после завершения передачи БРПЛ третьему государству или получения БРПЛ от третьего государства в соответствии с существующей практикой сотрудничества». Безусловно, речь идет о сотрудничестве ВМС США и Великобритании по передаче-приему БРПЛ Trident II в интересах поддержания боевой готовности и развития британских МСЯС, причем в ущерб военной безопасности России. Не вызывает сомнений, что привести в готовность американские БРПЛ Trident II на британских лодках, осуществлять авторский и гарантийный надзор, способны только американцы, что и делается в настоящее время. При этом состав, содержание и границы такого сотрудничества Договором о СНВ не регламентированы. В тексте Договора отсутствуют определения таких понятий, как «сотрудничество», «военно-техническое сотрудничество», «третьи государства» и возможное их количество. Кроме того, США и Великобритания не соблюдают положения Режима контроля за ракетными технологиями.
Вполне объяснимо, что ВМС США, наращивая военно-техническое сотрудничество с Великобританией, продолжают нарушать положения нового Договора о СНВ. Так, американские корпорации разрабатывают базовый ракетный отсек для новой британской ПЛАРБ. Предполагается, что лодка будет иметь 8-12 пусковых установок ракет Trident II и различные «ноу-хау» в конструкторско-технологических решениях, которые будут использованы при разработке перспективной американской ПЛАРБ. Однако, данная «практика сотрудничества», как «существовавшая на момент подписания» Договора о СНВ американцами заявлена не была, т.е. налицо новое нарушение Статьи ХIII.
Кроме того, результаты анализа информационных материалов свидетельствуют о появлении новых направлений сотрудничества СНС США и СЯС Великобритании: согласование оперативных планов применения ядерных сил в рамках блока НАТО; обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ ведущих зарубежных государств; поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Великобритании; планирование и совместное участие стратегических ядерных сил в различных мероприятиях оперативной и боевой подготовки. Более того, просматриваются намерения военного руководства США организовать сотрудничество в области СНВ с Францией, что также ведет к нарушению Статьи ХIII.
В целом, американские стратегические ракетные силы морского базирования обладают следующими достоинствами:
— постоянная готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в любых условиях обстановки;
— высокие тактико-технические характеристики ПЛАРБ и БРПЛ;
— их способность к оперативному наращиванию боевых возможностей за счет возвратного ядерного потенциала;
— наличие одного типа ракеты, что существенно сокращает затраты на эксплуатацию ракетного комплекса, содержание ракетостроительной кооперации и поддержание научно-испытательной базы;
— наличие научно-технического задела для разработки перспективной ПЛАРБ, ракеты и боевого оснащения;
— достаточное и ритмичное финансирование мероприятий развития и строительства, оперативной и боевой подготовки сил ПЛАРБ;
— функционирование сети стационарных и мобильных основных и запасных пунктов управления, обеспечивающих устойчивое управление силами ПЛАРБ;
— расширение военно-технического сотрудничества с британскими ВМС и возможность его развертывания с СЯС Франции.
В качестве слабых сторон следует отметить уязвимость и недостаточную живучесть наземных объектов сил ПЛАРБ и системы боевого управления и связи от воздушных и наземных террористических атак. Серьезной проблемой является подтверждение надежности, безопасности и продления сроков эксплуатации ядерных боеприпасов в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В настоящее время выявлена и другая серьезная проблема, которая заключается в значительном износе опорных свай различных инженерных сооружений основного пункта загрузки ракет Trident II на ВМБ Китсап. Ведутся работы по их замене, завершение которых запланировано на 2024 г.. Но пока возможности этого пункта по загрузке ракет в лодки снижена на треть. Предусмотрено строительство второго терминала общей площадью застройки около 25,5 тыс. кв. метров. По предварительным оценкам строительные работы займут около четырех лет и потребуют финансирования в объеме $715 млн. Однако проект пока не утвержден, поскольку строительство пункта загрузки может причинить ущерб экологии. Кроме того, требуется согласование соответствующих документов с российской стороной в рамках Договора о СНВ.
Таким образом, результаты анализа состояния и перспектив строительства стратегических сил морского базирования США в условиях действия Договора о СНВ свидетельствуют, что силы ПЛАРБ являются ключевым средством стратегического (ядерного) сдерживания и устрашения вероятных противников.
Мидыхат Петрович Вильданов – генерал-майор, профессор Академии военных наук, кандидат военных наук, Заслуженный военный специалист РФ
Иван Петрович Русанов – контр-адмирал, кандидат военных наук, доцент
Мидыхат Вильданов, Иван Русанов
|