15 ноября во Флориде разбился пятый истребитель типа F-22 Raptor, пилот успешно катапультировался, напоминает strategypage.com 23 ноября и привел коэффициенты аварийности среди военных самолетов разных типов. В трех катастрофах из пяти пилоты «Рапторов» выжили. Первая катастрофа случилась в 1992 году, когда был потерян прототип YF-22, первый серийный истребитель был потерян в 2004 году, предпоследние катастрофы случились в 2009 и 2010 годах. 13 декабря был выпущен последний 187-й серийный образец F-22. Производитель самолета компания Lockheed Martin законсервировала производственную линию в надежде на возобновление выпуска истребителей. Было построено 8 прототипов самолета, с их учетом построено 195 машин (с вычетом пяти потерянных самолетов общее количество F-22 составляет 190 единиц). Большинство прототипов выведены из летной эксплуатации. В боевых частях ВВС находятся 182 самолета F-22 (15 эскадрилий, из них три учебные). С учетом недавней аварии коэффициент аварийности F-22 составляет 6 на 100 тысяч часов налета. В число аварий вводятся не только катастрофы самолетов, но и любой инцидент, повлекший за собой ремонт самолета на сумму более 1 млн долл США. Аварийность F-15 и F-16 составляет 3-4 на 100 тысяч часов налета. ВВС Индии, в основном оснащенные российскими самолетами, имеют уровень аварийности 6-7 (для сравнения, этот показатель для ВВС стран НАТО составляет 4-5). Уровень аварийности в ВВС Индии более высок, чем в военной авиации России и Китая. Самый низкий уровень аварийности среди американских стратегических бомбардировщиков имеет самолет В-52 (менее 1,5 на 100 тыс часов), В-1 имеет уровень 3,48. По сравнению со сверхзвуковым В-1 и высокотехнологичным В-2 бомбардировщик В-52 больше походит на «летающий грузовик». Таким образом, В-52, несмотря на свой возраст, является самым дешевым и надежным самолетом бомбардировочной авиации. Новые самолеты всегда имеют более высокий уровень аварийности. Как ожидается, в процессе многолетней эксплуатации уровень аварийности F-22 составит не более 2-3. Боевые самолеты становятся все более надежными, одновременно становясь все более сложными. Например, в начале 1950-х годов истребитель F-89 имел уровень аварийности 383 на 100 тысяч часов налета. В следующем десятилетии этот показатель для истребителей нового поколения составил примерно 20. В то время признанный наиболее надежным истребитель-бомбардировщик F-4 имел уровень аварийности до 5. Боевые самолеты становятся все более надежными и простыми в обслуживании, несмотря на растущую сложность конструкции и оборудования. Это достигается применением встроенных датчиков контроля, которые оперативно выявляют потенциальные проблемы.
|