Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный более двадцати лет назад, считался укрепляющей точкой в плане доверия между государствами Варшавского договора и НАТО, окончательно умер. Об этом можно судить по тем заявлениям, которые все чаще можно слышать из уст представителей США и Североатлантического альянса.
Прежде, чем говорить о причинах, нужно в первую очередь вспомнить, в чем заключалась суть данного документа. В середине ноября 1990 года в Париже между представителями Варшавского договора и НАТО был подписан документ, который известен как ДОВСЕ. С одной стороны, он существенно ограничивал количество тяжелых видов вооружения, в частности, танков, бронированных машин, артиллерийских установок, боевых самолетов и боевых вертолетов. С другой стороны, он устанавливал определенные квоты на данную технику для каждого государства, подписавшего договор. В общей сложности они были равны для ОВД и НАТО. Кроме того, согласно условиям договора, каждый участник договора раз в полгода обязан был информировать партнеров об их наличии, при этом называя конкретные координаты и воинскую часть. Таким образом, военные из военного блока или ОВД могли запросто приехать в указанное место и проверить, насколько правдивой являлась полученная информация. При этом договор вступил в законную силу лишь в начале ноября 1992 года, когда ни Организации Варшавского договора, ни Советского Союза больше не существовало. Было образовано независимое государство Россия. При этом большинство государств, которые входили в состав ОВД и являлись бывшими советскими республиками, стали членами НАТО. Таким образом, квоты на военную технику в альянсе в несколько раз стали превышать российские.
Возникла необходимость адаптировать договор к новым реалиям современной мировой обстановки, что, собственно говоря, и было сделано в Стамбуле, в ходе саммита ОБСЕ, в ноябре 1999 года. Вместе с тем, тогда же государства-участники НАТО подписали документы, не имевшие отношения к ОБСЕ, в которых поставили условие, что адаптированный договор по вооружениям будет ратифицирован только в том случае, если Россия согласится вывести свои войска из Молдавии и Грузии.
С грузинской территории Россия вывела свои войска в 2005 году, кроме тех миротворческих подразделений, которые находились в Южной Осетии и Абхазии. С территории Молдавии российские войска также были выведены за исключением миротворцев, которые остались согласно двустороннему договору России и Молдавии и которые обеспечивали контроль за соблюдением безопасности в Приднестровье и охраняли «спорные» военные склады (Россия считала их своими, а Приднестровье – своими).
Несмотря на то, что российская сторона выполнила поставленные условия, НАТО не спешило ратифицировать новый ДОВСЕ. Кроме того, балтийские государства, которые присоединились к альянсу, к данному документу не присоединились. Таким образом, сложилась весьма странная ситуация, когда военные из Латвии, Эстонии или Литвы могли свободно приехать в Россию и проверить любую воинскую часть на наличие тяжелого вооружения, в то же время, российские военные ответный визит нанести не могли, потому, как эти страны не являлись участниками договора.
Москва неоднократно предупреждала о том, что если страны, которые подписали ДОВСЕ, не ратифицируют адаптированный документ, Россия выйдет из него. Однако никакой реакции со стороны НАТО не последовало. В результате в декабре 2007 года появился указ главы российского государства В.Путина о приостановлении своего участия в договоре. То есть российские военные перестали информировать своих бывших партнеров о наличии, дислокации и количестве тяжелого вооружения в стране, не принимали натовские инспекции и не отправляли свои инспекции.
Понятно, что такое развитие событий вызвало недовольство лидеров западных государств. Но на все замечания Россия отвечала одно и то же: сначала ратификация нового договора, и только затем – возвращение России в ДОВСЕ.
Затем были пытки возобновить переговоры по договору, но ни одна из сторон поступиться своими интересами не пожелала. Как заявил глава российского Министерства иностранных дел С.Лавров, НАТО ставит совершенно нереальные условия перед Россией для того, чтобы вернуться к вопросу о ратификации ДОВСЕ, в частности, возвращение к варианту договора, от которого российская сторона ранее отказалась. Все это, по мнению министра, лишает всякого смысла работу по проблемам контроля за обычными вооруженными силами.
Все это, в итоге и привело к заявлению представителя США Виктории Нуланд о том, что Соединенные Штаты приостановили выполнение ряда обязательств по договору относительно России, потому как российская сторона не выполнила обязательства, взятые на себя в ходе Стамбульского саммита.
По словам редактора издания «Национальная оборона» Игоря Коротченко, в новых политических реалиях Договор об обычных вооруженных силах в Европе больше не действует, он утратил свое значение. Причина заключается в том, что после распада Организации Варшавского договора были образованы новые государства, которые сделали перевес сил НАТО очевидным. Таким образом, договор больше не имеет никакого смысла для России.
Его мнение поддерживает и редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин, который уверен в том, что ДОВСЕ вернуть не получится. На Западе не признают в качестве самостоятельных государств Южную Осетию и Абхазию, находящихся на европейской территории. Кроме того, новое соглашение не будет заключено и из-за американского ядерного тактического оружия, которое не относится к ДОВСЕ. Россия подобного оружия на чужих территориях не имеет.
Эксперты уверены в том, что новый договор, если он все-таки будет заключен, должен принимать во внимание не только количество тяжелой военной техники, но и американские системы противоракетной обороны «Иджис», которые будут базироваться на кораблях в Норвежском, Балтийском и Средиземном морях, а также подобных им систем, которые американцы планируют разместить на территориях европейских государств. Помимо этого, нужно учитывать и то обстоятельство, что никакой реальной угрозы для государств Североатлантического альянса вообще не существует.
Вместе с тем, отсутствие Договора об обычных вооруженных силах в Европе – это проблема не только для альянса и Соединенных Штатов Америки, но и для России. Ведь российская сторона также заинтересована в открытости и верификации натовских вооруженных сил на территории Европы. Такой подход поможет создать обстановку доверия, чего сейчас явно не наблюдается.
По мнению военных экспертов, чтобы вернуться к диалогу о ратификации адаптированного ДОВСЕ, условия должны быть максимально ясны и открыты. А поскольку ничего этого нет, то и неудивительно, что все закончилось именно таким образом.
источник topwar.ru
|