На вооружение ВМФ Франции поступил головной многоцелевой фрегат класса FREMM (Frigates European Multi Mission) D 650 Aquitaine (Аквитания). Официальная церемония состоялась 23 ноября 2012-го года. Акт о приемке подписал начальник штаба ВМС Франции (chef d’état-major de la Marine) адмирал Бернард Рогель (Bernard Rogel). FREMM является совместной франко-итальянской программой строительства многоцелевых фрегатов, предназначенных для противолодочной и противовоздушной обороны, уничтожения надводных кораблей и нанесения ударов по наземным объектам в глубине территории противника. Каждый фрегат имеет возможность действовать и как корабль управления целевой группы.
Согласно программе FREMM, будут построены фрегаты в двух версиях: для противолодочной борьбы (Anti-Submarine Warfare, ASW) и поддержки наземных операций. Тем не менее, каждый тип фрегата будет располагать одинаковыми оборонительными возможностями от средств воздушного нападения и надводных кораблей противника. Обе версии будут располагать вертолетами NH90 и крылатыми ракетами, способными атаковать наземные цели. Противолодочная версия FREMM (ASW) будет располагать буксируемым гидролокатором и дополнительными торпедами. Версия поддержки наземных операций будет оборудована беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и возможностью высадки десанта на вражеский берег.
Изначально ВМС Франции и Италии намеревались закупить до 27 фрегатов FREMM, поставки планировались на 2008-ой год, крайний корабль серии должен быть построен в течение второго десятилетия 21-го века. Официальный старт программы был дан, когда обе страны достигли первоначального соглашения в 2002-ом году. Заказываемые фрегаты обоими странами будут различаться в зависимости от конкретных требований, изложенных каждым флотом.
В интервью Defense News адмирала Рогеля спросили о слухах об отсрочке поставок следующих фрегатов FREMM в связи с экономической ситуацией во Франции в целом и сокращении военного бюджета в этом году на 66.4 миллиона евро в частности: "Трудно ответить, потому что мы ещё готовим Белую книгу (военный бюджет Франции). Важно не начинать с определения возможностей, а с военных и оборонных амбиций, затем изложить их в бюджетном контексте и лишь затем определить возможности. Военно-морская составляющая очень важна. Благодаря недавнему докладу Сената Франции, который говорит о "maritimization" (усиления ВМФ), люди понимают важность моря для нашей страны. Ходят слухи, но пока Белая книга не будет завершена, у нас не будет определена финансовая составляющая нашей обороны. Конечно, будут предприняты необходимые усилия, но следует помнить, что их последствия не одинаковы при сокращениях в течение трех или четырех лет - или долгосрочной перспективе, около 10 лет. Все это происходит на фоне обновления флота: подводных лодок с баллистическими ракетами, поступления фрегатов FREMM, подводных лодок Barracuda и морских патрульных судов, которые заменят нынешнее разнообразие флота. Франция обладает вторым по величине военно-морским флотом после США, что накладывает на нас определенные обязательства и обязанности. Сегодня трудно определить приоритеты, но мы находимся в середине пути обновления части французского флота".
Член оборонной комиссии Италии Пирс Фаусто Речиа (Pier Fausto Recchia) сообщил, что на строительство фрегатов FREMM Италия заложила в бюджет Министерства обороны 321 миллион евро в 2013-ем году, 261 миллион в 2014-ом году и 268 миллионов в 2015-ом году. Итальянские FREMM предназначены в первую очередь для замены фрегатов Lupo и Maestrale.
Европейское управление по закупкам вооружений (OCCAR) заключило контракт в 3.5 миллиарда евро с промышленной группой, состоящей из компаний Thales, Fincantieri, DCN и MBDA на разработку и строительство первой партии фрегатов класса FREMM. Первые восемь фрегатов, шесть из которых будут выполнены в противолодочном варианте (ASW) и два других для поддержки наземных операций, будут построены для французских ВМС. Поставки должны были начаться в 2011 году и завершиться до 2016-го года. Французские фрегаты F67, F70 и Aviso A69 будут заменены на FREMM. В настоящий момент размещен заказ на 12 фрегатов, что делает программу FREMM крупнейшей военно-морской программой в Европе.
Начало программы FREMM состоялось 14 ноября 2005, резка первого листа для Аквитании - 16 марта 2007, закладка на верфи DCNS Лорьян - в декабре 2007-го года, спуск на воду - 29 апреля 2010-го года, первый выход в море - 18 апреля 2011-го и принятие на вооружение - 23 ноября 2012-го года.
Производитель особо подчеркивает, что фрегаты FREMM не имеют себе равных в своем классе (водоизмещение 6000 тонн) благодаря: - Качеству сборки корабля; - Надежности всех используемых компонентов; - Малому размеру экипажа; - Низкому расходу топлива при крейсерской скорости.
В октябре 2004 года Alenia Marconi Systems (AMS) опубликовала сообщение, что она была выбрана в качестве основного поставщика программы FREMM. В основу ракетного комплекса фрегата лягут радары системы EMPAR разработанные AMS для программы Horizon. AMS также поставит новое поколение радаров IFF, радаров среднего радиуса действия RAN 30X/I, системы управления огнем NA-25.
Благодаря современному оборудованию, экипаж корабля, включая авиагруппу, составляет всего 108 человек (22 офицера, 70 унтер-офицеров, 16 старшин и матросов). В дополнение на его борту могут разместиться 145 человек десанта (в особых случаях до 180).
Корабль оснащен гибридной двигательной установкой, включающей 2 газотурбинных двигателя CODLOG LM2500 G4 мощностью 32 МВт (43 500 л.с.). При проведении противолодочных операций может использоваться малошумный режим движения с помощью обратимых электродвигателей в 2.5 МВт каждый, позволяющий развивать скорость в 16 узлов. Максимальная скорость достигается механическим приводом и двумя винтами постоянного шага. Также имеется одно выдвижное поворотное подруливающее выдвижное устройство с электрическим приводом. Итальянский военно-морской флот сохранил за собой возможность оснащения фрегатов дополнительными газовыми турбинами для достижения кораблями скорости в 32-33 узла.
Устанавливаемое оборудование фрегата включает в себя радиолокационную систему Геракл (Herakles). Крылатые ракеты Scalp запускаются посредством системы вертикального старта (vertical launch system, VLS) Sylver-70 и предназначены для нанесения ударов по объектам противника глубоко на его территории. Кроме того, французские фрегаты будут располагать противокорабельными ракетами MM40 Exocet Block 3. Итальянские фрегаты FREMM будут располагать противокорабльной системой вооружения TESEO/OTOMAT и противолодочными ракетами MILAS. Аквитания начал ходовые испытания в апреле 2011 года. Во время испытаний в июне этого года он провел успешные торпедные стрельбы.
Общее для обоих вариантов фрегата вооружение включает в себя 16 зенитных ракет (зарезервировано место для 32) Aster 15 в системе вертикального старта Sylver A50 (возможно размещение Sylver A70), две корабельные артиллерийские установки Oto-Melara Oerlikon KBA 25мм/80, два 324-мм торпедных аппарата системы Eurotorp MU-90 (19 торпед), 2 пусковых установки противоракет AMS Oto-Melara SCLAR-H, два 20-и миллиметровых пулемета с дистанционным управлением, два 12.7-и миллиметровых пулемета. Противолодочный вариант дополнительно располагает 4-16 противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, четырьмя противолодочными ракетами MBDA Milas дальностью до 35-и км (Teseo и Milas используют ту же самую пусковую установку) и двумя корабельными артиллерийскими установками Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart. Версия поддержки наземных операций располагает восемью противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart и одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 127/64 LW со снарядами Vulcano. Авиагруппа представлена двумя вертолетами NH-90 NFH или одним NH-90 NFH и одним EH101.
Электронные системы включают многофункциональный радар Selex EMPAR (итальянский фрегат), трёхмерный многофункциональный радар S-диапазона Héraklès с дальностью 250 км, боевую систему управления ракетами SAAM-ESD, радар ближнего/среднего диапазона для наблюдения за поверхностью и воздушной обстановкой на малых высотах SELEX Sistemi Integrati (экс-AMS) RAN-30X/I (SPS-791), 2 системы автоматического управления стрельбой Selex NA25 (итальянский фрегат), систему управления артиллерийским огнём 76-мм орудия Sagem Najir, 2 поверхностных радара, инфракрасную систему обнаружения и сопровождения типа SASS (Galileo) или Thales Artemis, системы управления на основе системы, разработанной для Horizon, система посадки вертолёта Samahé, системы внутренних и внешних коммуникаций интегрированная со спутниками военного и гражданского назначения, активные и пассивные средства радиоэлектронной борьбы, включая акустические и электронные приманки.
Sonar: стационарная среднечастотная гидроакустическая станция Thompson/Thales Marconi Sonar UMS 4110 CL весом около 8 тонн, 2 метра в высоту и оборудована 500 гидрофонами позволяющая обнаруживать мины. Низкочастотный буксируемый сонар Thales 4249 устанавливается только на противолодочной версии ASW.
Стоимость: общие расходы по программе с учетом расходов на проектирование и строительство 10 фрегатов составляют 5.68 миллиарда евро. За первые два фрегата было переведено 1.25 миллиардов евро и 51 миллион на подготовку и поддержку. Транш на реализацию следующих четырех фрегатов составил 1.628 миллиарда евро, в то время как поддержка для всех шести фрегатов обойдется в 130 миллионов евро.
Помимо принятого на вооружение фрегата D 650 Aquitaine, базирующегося в Бресте, для ВМФ Франции 18.10.2012 был спущен фрегат D651 Normandie, на верфи в Лорианее 15.12.2010 и 30.11.2011 заложены фрегаты D652 Provence и D653 Languedoc соответственно. Оба заложенных фрегата будут базироваться в Тулоне. Всего в настоящее время Франция намеревается построить 11 кораблей типа FREMM, девять противолодочного варианта ASM и два корабля для поддержки наземных операций (крайние в серии).
Итальянские фрегаты класса FREMM Carlo Bergamini (этот фрегат был выполнен в многоцелевом варианте) и Virginio Fasan были спущены на воду 16.07.2011 и 31.3.2012 соответственно, как другие итальянские фрегаты класса FREMM, будут базироваться в Специи. Первые два должны поступить на вооружение в 2013-м году. Следующие три фрегата для ВМФ Италии F591 Virginio Fasan, F592 Carlo Margottini и F592 Luigi Rizzo были заложены 17.12.2009, 14.9.2010 и 28.9.2011 соответственно. Строительство кораблей осуществляется итальянской судостроительной компанией Fincantieri на верфи Рива Тригозо (Генуя). ВМС Италии планируют приобрести 10 фрегатов класса FREMM, четыре в противолодочном варианте ASW и шесть для поддержки наземных операций.
Кроме того, в Лориане ведется строительство фрегата Mohammed VI класса FREMM для ВМС Марокко, являющегося вторым фрегатом FREMM французской постройки. Он был спущен на воду 14.09.2011, его ходовые испытания запланированы на 2013-й год.
Тактико технические характеристики FREMM Страна: Франция Разработчик: DCN Лорьян Силовая установка: гибридная, 2 газотурбинны, 2 винта фиксированного шага Электроснабжение: 4 дизель-генератора по 2.1 МВт каждый Максимальная скорость: 27 узлов Дальность: 6000 морских миль на скорости 15 узлов Полное водоизмещение: 5980 тонн Наибольшая длина: 142 м Ширина: 19.4 Осадка: 5 м (с подруливающим устройством 7.3 м ) Вертолетная площадка: 26.5х18.5 м способная принимать 11-и тонный вертолет класса NH90, EH101 Вертолетный ангар: 18х12.5 м Автономность: 45 дней Экипаж: 108 Десант: 145 (до 180)
источник topwar.ru
|