В начале 1960 годов английская компания «Vickers Defence Systems» (в наше время BAE Systems) начинает разработку нового танка специально для потенциального иностранного заказчика. Этот танк стал одним из немногих представителей боевых машин, которые были созданы по собственной инициативе компании-разработчика без предварительного финансирования, контракта или заказа. Создание нового танка стало возможно благодаря большому опыту создания и производства подобных машин, использованию готовых наработок и имеющихся в производстве агрегатов и оборудования, входящих в состав выпускаемых образцов боевой техники.
Новый танк должен был стать относительно легкой гусеничной машиной, для возможности использования танка практически в любых условиях местности потенциального заказчика, его боевой вес по проекту не превышал 24 тонн. По проекту, танк оснащался пушкой калибра 83.8мм (стаяли на вооружении танков «Centurion») и несколькими противотанковыми гранатометами с размещением в нише башенной части. Гранатометы использовались вручную, по одному, огонь производился из люка башни. Следующим решением конструкторов становится установка недорогого двигателя мощностью 530 л.с. Используя в проекте нового танка узлы и агрегаты от выпускающихся танков, разработчики сократили время проектирования, коммерческого риска и конечной стоимости готового танка.
Проект получался красивым и недорогим, однако жизнь показала, что разработчики немного переборщили с экономией. Анализ использования гусеничных машин показал, что новый танк с боевой массой 24 тонны не сможет выполнять функции основного танка, по причине ненадежной бронезащиты, он также не сможет выполнять функции машины разведки или вспомогательной машины опять же из-за своей боевой массы, которая для данных машин является достаточно большой. Использования орудия калибра 83.8мм также сочли нецелесообразным и было внесено предложение заменить его орудием более крупного калибра 105мм L7. В итоге проект боевого танка для иностранного заказчика был полностью пересмотрен и разработчики начали новый проект боевого танка весом около 40 тонн для потенциального иностранного заказчика.
Основным направлением компании «Vickers Defence Systems» в то время была разработка нового танка для нужд собственной армии (впоследствии «Chieftain»), и разработчики нового проекта решили использовать в конструкции танка некоторые его агрегаты, основные из них – двигатель и трансмиссия.
Где-то в этот же период, индийские представители начинают переговоры с руководством компании о возможности создания для индийской армии нового основного танка. В 1961 году было заключено соглашение, в результате которого «Vickers» становится основным разработчиком нового основного индийского боевого танка, а также компания помогает построить в Индии завод для их лицензионного производства.
К 1963 году компания «Vickers» изготовила первый образец нового танка, к 1964 году – второй прототип. Первый образец начал проходить заводские испытания на собственном полигоне компании, второй прототип был отправлен индийскому заказчику для проведения им собственных испытаний. В 1964 году индийские военные испытывавшие прототип танка потребовали от разработчика снизить боевой вес машины до 38 тонн, так как весовые характеристики создавали определенные трудности при проведении испытаний на индийских полигонах.
В 1965 году компания «Vickers» стала поставлять в Индию первые серийные основные танки Vickers Мк.1, а с 1966 года запустили завод в Авади, где стали выпускать новый танк по лицензии. Сначала на индийском заводе проводили только сборку танка из агрегатов и узлов, поставляемых компанией «Vickers» из Европы, а собственное производство лицензионных серийных танков стало возможно через некоторое время, которое потребовалось для приобретения индийскими специалистами нужного опыта по производству и выпуску основных танков. По имеющимся данным, танков «Vickers Мк.1» было выпущено порядка 1400 единиц (при потребности около 2200). В индийскую армию танки поступали под именем «vidjajanta», что в переводе означает «победитель». Некоторая часть танков до сих пор стоит на вооружении, эти танки прошли в свое время разную степень модернизации. Основная часть танков снята с вооружения.
Устройство и конструкция «Vidjajanta» Танк построен по классической схеме, где отделение управления выполнено в передней части, а МТО в задней части корпуса танка. Боевое отделение выполнено в центральной части корпуса. Сам корпус сварной, из гомогенных стальных бронелистов. Основным отличием становится башенная часть, которая выполнена по тому же принципу, что и корпус (в отличие от аналогичных основных танков того времени). Это определило внешний вид башни танка. Литым способом производилась лишь маска орудия. Таким образом, компания «Vickers» давала возможность, странам третьего мира, где технология литья габаритных форм сложной конструкции не была развита, самим производить и выпускать боевую технику.
Водитель-механик располагался в правой передней стороне корпуса. С левой стороны был размещен боекомплект орудия в 25 снарядов. Оборудование водителя-механика: перископ широкоугольный для обеспечения наблюдения и обзора; пассивный ПНВ для обеспечения вождения машины в ночное время (устанавливался вместо перископа). При совершении марш-бросков или длительного движения, водитель-механик мог блокировать свое сидение в самом вернем положении и осуществлять управление танком, высоко высунувшись.
Остальной экипаж танка (3 человека) размещен в башенной части обеспеченной круговым вращением. Штатные места командира танка и наводчика – справа от орудия, заряжающего – соответственно слева. Командир танка обеспечен командирской башенкой с 6 перископами, которая обеспечивает полный круговой обзор и наблюдательным прибором с увеличением 10-крат. Сверху на башне выполнены два люка, один из которых (заряжающего) состоит из двух половинок, что присуще именно английскому танкостроению.
Силовая танка – дизельный двигатель «L60 МК 4В» мощностью 720 л.с., 6 цилиндров, 12 поршней (устанавливался также на основной английский танк «Chieftain»). Но так как индийский основной танк имеет меньшую боевою массу, двигатель испытывал меньше различных нагрузок при эксплуатации. Он обеспечивал танку скорость передвижения до 48 км/ч, а первые прототипы на полигонах показали максимальную скорость до 55 км/ч, что было недостижимым результатом для английских танков, которые, имея приоритет в бронезащите, имели большой боевой вес. Трансмиссия выполнена в том же блоке, что и двигатель. В ее состав вошли главный фрикцион, коробка передач планетарная на восемь скоростей (6 вперед, 2 назад), поворотный механизм с тройным дифференциалом. Такими трансмиссиями оснащались английские танки с 1945 года. Подвеска индивидуальная торсионная с гидроамортизаторами 1,2,6 опорных катков. Подвеска имела ограничители полного хода выполненные как небольшие торсионы, связанные с балансирами и взаимодействующие с опорами. Индийский основной танк был единственным основным танком с подвеской данного решения.
Ходовая – шесть обрезиненных сдвоенных катков опорного типа, ведущее колесо выполненное в задней части, направляющее колесо выполнено в передней части ходовой, три ролика поддерживающего типа и гусеница. С внешней стороны гусеничных траков устанавливаются 3 резиновых подушки. Танк оснащен специальным плавоборудованием, скорость передвижения по воде до 6.5 км/ч. В воде движительной силой становиться гусеницы. В штатное оборудование танка входит также система пожаротушения. Возможна установка оборудования по защите экипажа танка от ОМП.
Вооружение «Vidjajanta» Основным вооружением индийского танка стало нарезное орудие калибра 105мм «L7А1». Для этого орудия были созданы два типа снарядов – подкалиберный снаряд противотанковый и фугасный снаряд оснащенный пластическим взрывчатым веществом. Начальная скорость данных снарядов составляла соответственно 1470 и 730 м/с. На башне установлен пристрелочный 12.7мм пулемет который используют для определения дальности. К вспомогательному вооружению относится спаренный с основным орудием пулемет калибра 7.62мм и дымовые гранатометы в количестве 12 единиц, которые установлены на лобовой части башни справа/слева от орудия по блочно. Имеется возможность установки дополнительного пулемета на башенной части танка. Весь боекомплект танка состоит из: - 44 снарядов для основного орудия; - 600 боеприпасов к пристрелочному пулемету; - 3000 боеприпасов к спаренному пулемету.
Инженеры «Vickers» электрическую систему наведения и систему «ЕС517» стабилизации орудия в 2 плоскостях. Именно благодаря системе стабилизации индийский «Vidjajanta» стал одним из немногих танков своего времени способным вести огонь в движении, а время необходимое на производство выстрела было относительно малым. Разработчики гордились созданной машиной, отмечая, что танк способен быстро поразить несколько целей, что было практически доведено на испытаниях – 10 объектов расположенных не далее одного километра от танка, «Vickers Мк.1» поражал менее чем за минуту.
Следующая разработка и модификации Успех танка «Vickers Мк.1» подтолкнул разработчиков продолжить работы на усовершенствованием танка. Так, примерно через год серийного производства, принимается решение об увеличении огневой мощи боевой машины. На танк устанавливают две ПУ с противотанковыми управляемыми ракетами «Свингфайр» с дальностью поражения до 4 километров. Данную модификацию назвали «Vickers Мк.2», но в серийное производство модификация не поступила – работы над ней остались на уровне прототипа. Следующей модификацией становиться «Vickers Мк.3», которую разработали в начале 1970 годах. Она в отличие от предыдущей модификации становится более живучей и ее запускают в серийное производство. Ее заказали кенийские и нигерийские военные, соответственно 76 и 72 основных боевых танка «Vickers Мк.3».
Основные отличия от базовой модификации: - башенная часть изготовлена комбинированным способом – литым способом изготавливалась вся передняя часть башни, остальная часть изготавливалась сварным способом из катаных бронеплит; - командира танка обеспечили комбинированным прицельным приспособлением «РЕ» с 10 кратным днем и 4 кратным ночью увеличением. Командир получил полный контроль над вооружением; - наводчик танка тоже получил прицел с 10 кратным увеличением, а так же дальномер лазерного типа. Им кстати мог пользоваться и командир машины; - орудие получило новые боеприпасы: подкалиберные противотанковые с отделяющимся поддоном и стабилизаторами; дымовые; фугасные; кумулятивные; - орудие оснащают новыми системами стабилизации и наведения, а так же системой управления огнем; - установлено дополнительное вооружение – пулемет калибра 7.62мм, на башенной части сверху. Управление пулеметом дистанционное, вертикальные углы наведение от 90 до -10 градусов; - основной боекомплект состоял из: 50 снарядов к основному орудию; 700 боеприпасов к пристрелочному пулемету; 2600 боеприпасов калибра 7.62мм. - в МТО устанавливают новый двигатель – дизель 12V-71Т с турбонаддувом (General Motors) мощностью 720 л.с.; - трансмиссию модернизировали до ТN12-V5.
Следующей модификацией становиться «Vickers Мк.3(I)». Она появляется в середине 1980 годов. К основным отличиям относятся, следующие решения: - передняя часть корпуса (лобовая) литого изготовления; - приборы в отделении управления собраны в одну панель, некоторые заменены на более современные, добавили несколько светозвуковых индикаторов неисправности; - водитель механик получил еще два перископа, что увеличило обозреваемое им пространство; - ствол орудия укрыли чехлом для термоизоляции; - систему управления огнем расширили системой совмещения оси орудия и оптической ось прицельного приспособления; - убирают по одному дымовому гранатомету с каждого блока; - в МТО устанавливают новый дизель «СV12 ТСЕ» мощностью 850 л.с; - проводят полную замену трансмиссии – устанавливают Т1200; - ходовая получает новые гидроамортизаторы, широкие катки опорного типа и гусеницы.
В общем изменения довели боевую массу танка до 41 тонны, но так же позволили достичь более высокой скорости передвижения до 59 км/ч на расстояние до 550 километров. В 1986 был изготовлен опытный образец.
Следующей модификацией становится «Vickers Mk.3M». Его специально разрабатывали под требования малазийской армии. Основными отличиями становятся: - наличие динамической навесной защиты; - наводчик получил новое прицельное приспособление (дневной/ночной каналы); - установка системы предупреждения об лазерном облучении; - установка приемного оборудования системы спутниковой навигации; - улучшение системы охлаждения/кондиционирования; - выполнены крепежные узлы в носовой части танка для установки бульдозерного отвала.
В 1996 году демонстратор «Vickers Mk.3M» принимал участие в тендере на основной танк для малазийской армии.
Основные характеристики индийского основного танка: - боевая масса – 38.6 тонны; - экипаж танка – 4 человека; - длина с орудием – 9.7 метра; - ширина – 3.1 метра; - высота – 2.4 метра; - дорожный просвет – 40 сантиметров; - бронезащита корпус лоб/борт – 80/30-40 мм; - бронезащита башня лоб/борт/корма – 80/40-60/40 мм; - вооружение: 105мм орудие «L7А1»; пулемет М2 пристрелочный калибра 12.7мм; спаренный с орудием пулемет «L8А2» калибра 7.62мм; дымовые гранатометы 2Х6; - боекомплект: орудийный – 44 снаряда; 7.62мм – 3 тысячи патронов; 12.7мм – 600 боеприпасов; - Силовая – дизель «160 Мк 4В» мощностью 720 л.с; - максимальная скорость до 48 км/ч; - дальность хода до 480 километров; - преодолеваемые препятствия: стенка до 0.9 метра; ров до 2.5 метров; брод до 1.15 метра.
источник topwar.ru
|