Совсем недавно американские СМИ разместили на своих ресурсах информацию о планах Администрации США значительно увеличить количество секретных спецопераций за рубежом. Исходя из анализа этой информации, следует, что ЦРУ и Пентагону поручено подготовить и направить за рубеж сотни новых сотрудников.
Эти планы не могли остаться незамеченными российским министерством обороны. В недрах оборонного ведомства заговорили о срочном формировании отечественного Командования специальных операций (КСО).
Надо сказать, что военные специалисты еще в 2008 году обосновали необходимость создание единого центра по управлению российскими спецподразделениями. Они также приступили к разработке конкретного плана и представили его на рассмотрение бывшему министру обороны А. Сердюкову, который отклонил все предложения по этому вопросу. Группа офицеров из Генштаба совместно с коллегами из ГРУ обратилась с проектом создания КСО к новому министру обороны - С. Шойгу.
ГРУ, как и другим силовым российским структурам (МВД и КГБ), не удалось благополучно пережить тяжелейший перестроечный период и беспредел девяностых годов. И хотя структурные изменения были в ГРУ минимальными, но проводимая реформа нанесла существенный ущерб силовой составляющей разведывательного управления - спецназу ГРУ. При реформировании подверглись сокращению боеспособные бригады спецназа, а оставшиеся подразделения были подчинены командованию военных округов. С подобной ситуацией не смогли смириться офицеры, считавшие своим долгом защитить от уничтожения самую эффективную мировую разведку, к спецназу которой даже противники относились с должным уважением.
Большинство военных считают, что в настоящее время появился шанс не только вернуть все на свои места, но и повысить уровень системы управления военными спецоперациями.
Специалисты уверены, что вывод подразделений спецназа из состава ГРУ стало роковой ошибкой и нанесло ущерб подразделению стратегической разведки страны. Непродуманное преобразование одного из важнейших силовых подразделений государства привело к тому, что практически была ликвидирована структура, занимающаяся диверсионной работой на территории противника. Основной частью этого формирования были бригады спецназа, которые предназначались для действий в тылу противника, независимо от географического положения его территории. Теперь, когда потенциальный театр военных операций может оказаться на довольно большом расстоянии от границ России (Африка, Азия), необходимо иметь структуру, которая могла бы эффективно действовать в удаленных районах. Поэтому, именно сейчас, по мнению экспертов, наступило время создания командования сил специальных операций.
Разработчики проекта создания единого командования специальными подразделениями считают, что новая структура позволит значительно улучшить координацию взаимодействия между различными группами спецназа. Как показал боевой опыт кавказской контртеррористической операции, в которой приняли участие специальные подразделения ФСБ, ГРУ, МВД, даже обладая высоким профессионализмом, эти подразделения из-за несогласованности действий не всегда могли эффективно выполнять свои задачи.
Подобный негативный опыт нескоординированных действий имеет и США. Например, операция по освобождению заложников, находившихся в здании посольства США в Тегеране (1980 год) считается провалом американских спецслужб. В освобождении принимали участие подразделения спецназа различных родов войск: ВВС, ВМФ и морской пехоты. В результате рейда погибли восемь военнослужащих, утрачена секретная документация, потери в технике: несколько вертолетов и самолет. При расследовании этой неудачной операции, эксперты пришли к выводу, что основной причиной катастрофы явилось отсутствие единого центра, управляющего действиями различных спецподразделений. Надо отдать должное, что американцы быстро ликвидировали источник неудачи. В 1987 году Рональд Рейган, пребывая в должности президента США, поддержал решение о создании Командования спецопераций США. Сейчас эта структура управляет деятельностью спецназа ВМФ, ВВС, а также морской пехотой и «зелеными беретами».
То, что настало время создания единого координирующего центра спецопераций, также свидетельствует и другой мировой опыт. Например, решение, принятое немецким руководством в отношении своего элитного подразделения.
Немецкая боевая группа специального назначения (КСК) предназначена для выполнения спецопераций за пределами Германии. Перед ней стоят задачи ведения разведки на территории противника, например: установление фактического местоположения и подходов к особо важным объектам, дислокации боевых подразделений неприятеля.
Германский Бундесвер вслед за своими американскими коллегами в 2001 году в процессе реорганизации сформировал дивизию специальных операций (DSO). В ее состав вошли все мобильные подразделения и соединения быстрого реагирования, а также боевая группа спецназа КСК.
Чтобы обеспечить безопасность российского государства, а также с целью выполнения сложнейших боевых задач стране жизненно необходимо иметь мобильные боевые группы специального назначения. Спецназ обязан быть готов к действиям в любом регионе мира, иметь необходимую технику и вооружение, а главное, быть оснащенным современнейшими средствами связи для ведения управления любой операцией в реальном режиме времени.
Спецназ ГРУ имеет огромный и уникальный опыт проведения операций за рубежом. В предложенном руководству проекте по формированию единого центра управления спецоперациями, в него предлагается ввести, помимо бригады спецназа, подразделение специального назначения «Сенеж», эскадрилью вертолетов и эскадрилью самолетов-транспортников Ил-76. Также планируется в состав новой структуры ввести 45-й разведывательный полк ВДВ.
Пока это проект. Не исключено, что в процессе реализации замысла будут приняты решения по расширению состава за счет спецназа ВМФ, морской пехоты и других боевых подразделений российской армии. Остается надеяться, что решение о формировании российского КСО будет принято в ближайшее время.
|