Военные технологии Пятница, 22.11.2024, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 50
Гостей: 50
Пользователей: 0


19:29
НАСЛЕДНИК СУ-27: AIR FORCES MONTHLY О Т-50

14 декабря. Несмотря на огромное количество домыслов, которые окружают истребитель «Сухого» Т-50, кое-о-чем можно говорить с определенностью. Этот самолет гарантированно будет стоить больше, появится в войсках с опозданием и изначально будет обладать более скоромными возможностями по сравнению с изначально запланированными. Это характерно для всех проектов истребителей четвертого и пятого поколений, полагает Air Forces Monthly.
 
     По словам бывшего главкома ВВС А. Зелина (в настоящее время советник министра обороны), еще 11 предсерийных самолетов должны присоединиться к испытаниям в период до 2015 г. Четвертый прототип должен быть завершен к концу 2012 г. (взлетел на днях — прим. П.2), а к государственным испытаниям планируется приступить в 2013 г. Восемь из 14 самолетов будут уже предсерийными вариантами, а не прототипами.
 
     Хотя расчетной датой поступление на вооружения являются 2016—2017 гг., этот срок скорее всего «уйдет вправо», если принять во внимание недавний российский опыт в разработке боевых самолетов. Остается неизвестным, в какой степени ВВС России планируют использовать Су-35С в качестве реакции на задержку программы разработки Т-50, но почти 90 Су-35С должны быть закуплены в 2012-2020 гг. Хотя этот самолет изначально предназначался исключительно на экспорт, решение ВВС по закупке этого самолета даст им возможность получить остро необходимый многофункциональный истребитель — при условии, что в этой программе больше не будет задержек. То есть непонятно, сколько еще ВВС будут сохранять на вооружении «классический» истребитель Су-27. Логично предположить, что в среднесрочной перспективе планы ВВС в области истребительной авиации будут включать в себя истребители Т-50 (Су-ХХ), Су-35С, Су-27СМ, Су-30СМ, МиГ-29СМТ и МиГ-31БМ, при этом темпы списания ранних модификаций МиГ-29 и Су-27 ускорятся.
 
     Аналогично своим американским коллегам, хотя и в более жестких условиях, планы российских ВВС по сути советского образца по переходу к авиации пятого поколения оказались нереализуемыми с экономической точки зрения. Даже несмотря на то, что ВВС США изначально планировали закупить 750 экземпляров перспективного тактического истребителя (Advanced Tactical Fighter, F-22), а затем это количество было сокращено до 195 единиц, этот самолет все же пошел в серию и поступил на вооружение строевых частей.
 
     Попытки КБ Сухого сделать ПАК ФА в соответствии с требованиями ВВС часто отметаются сторонниками теории «копирования» — термин российского экспертного сообщества в отношении схожести с F-22 Raptor. Когда общая схема самолета была рассекречена, ПАК ФА в определенных кругах стал называться «рэпторский», но «тихий Су-27» звучало бы лучше. Т-50 является второй, если не третьей, попыткой российских ВВС решить проблему создания истребителя пятого поколения. Если условиями ТЗ F-22 обозначен в качестве главного вероятного противника, он все же не одинок, а это в свою очередь не означает, что ставилась задача воспроизвести Raptor. F-35, как и китайский J-20, также учитывались в российском плане, наряду с европейскими истребителями четвертого поколения.
 
     Проект F-22 старше Т-50 на десять лет. Техническое задание ВВС США, в котором формулировались требования к замене истребителя F-15, появилось в конце 1981 г. YF-22A был впервые представлен в 1990 г. Россия, судя по всему, стремится учесть различные требования к повышению живучести, но с меньшим упором на снижение показателей ЭПР.
 
     Первый ответ Москвы на ТЗ Вашингтона к преемнику F-15 в части завоевания господства в воздухе можно сейчас наблюдать на территории ЛИИ им. Громова. Разработка КБ Микояна «изделие 1.44» стоит у ангара КБ, а прототип всего дважды поднимался в воздух. Первый полет был совершен в феврале 2000 г. — почти на десять лет позже изначально запланированных сроков. Разработанный в начале 1980-х гг. в соответствии с требованиями к МФИ (многофункциональному истребителю), этот проект был заморожен в связи с падением Берлинской стены (так в тексте — прим. П.2). Хотя КБ Микояна продолжало бороться за проект в течение 1990-х гг., для завершения первого этапа разработки на уровне демонстратора не было необходимого финансирования, не говоря уже о создании самолета в серийном «лице».
 
     Современные российские ВВС возникли в 1992 г. на обломках советской авиации. В значительной степени они унаследовали проблемы своего предшественника, и все 1990-е гг. им выделялось недостаточно средств для кардинального решения тех вопросов, которые подтачивали их боевые возможности. Российская авиация, как военная, так и гражданская, все 1990-е гг. находилась при смерти. Генерал-полковник Абрек Аюпов, который в то время занимал должность заместителя главкома ВВС по вооружению, а в настоящее время является советником в компании «Сухой», считает, что это был «период стагнации». Грубые цифры только лишь маскируют реальное положение дел в ВВС в первое постсоветское десятилетие. Когда общее число самолетов стало падать, а первые модификации истребителей МиГ-29 и Су-27 стали устаревать, в природе не существовало ничего, что хотя бы отдаленно напоминало бы приемлемую и стройную программу по практической закупке новых или модернизированных типов самолетов.
 
     На протяжении 1990-х гг. можно насчитать много точек наибольшего падения российских ВВС, но 1998 год, стал, пожалуй, годом когда было достигнуто дно — тогда ВВС не получили ни одного самолета. В 1980-е гг. поставки новой техники исчислялись сотнями самолетов. И хотя на протяжении 1990-х гг. остатки амбиций по закупке истребителя пятого поколения сохранялись, и даже велись кое-какие работы, но для этого выделялось недостаточное финансирование.
 
     В 2002 г. проект КБ Сухого Т-50 победил предложения КБ Микояна и Яковлева в конкурсе российских ВВС на многоцелевой истребитель, призванный сменить Су-27. Считается, что Государственная программа вооружения на период до 2020 г. предусматривает закупку 60 истребителей. Демонстратор технологий от КБ Сухого с крылом обратной стреловидности, который известен как С.37 и Су-47 «Беркут», скорее всего начинался как исследовательский проект ЦАГИ, который в 1980-х гг. был известен под наименованием С.32. В некоторых ключевых областях, таких как увеличенная доля использования композитных материалов и внутренняя подвеска вооружения (уступка ради снижения ЭПР), демонстратор принес значительную пользу, хотя вряд ли он мог претендовать на роль замены для Су-27. Концептуальные работы по проекту истребителя следующего поколения также велись в различных лабораториях ВВС, включая 2-й ЦНИИ МО и ГосНИИАС. 2-й ЦНИИ МО является одним из ведущих центров компетенций в области вопросов оценки ЭПР и ее снижения. В 2000-е гг. он занимался исследованиями пассивных и активных подходов к технологии малозаметности, применимых к боевому самолету.
 
Снижение заметности
 
     Проект КБ Сухого отличается попыткой существенно снизить заметность самолета в радиолокационном диапазоне, которая характеризуется различными характеристиками, относящимися уже ко второму поколению технологий малозаметности. В какой степени самолет будет оснащен пассивными и активными системами снижения заметности, покажет время. Однако в России на протяжении уже долго времени наблюдается интерес к исследованиям в области облака плазмы, которая поглощает радиосигналы. Проект под названием «Марабу» связывают с закрытой программой по созданию крылатой ракеты 3М-25/Х-80 «Метеорит». В рамках этого проекта предполагалось использовать плазму для сокрытия подфюзеляжного воздухозаборника, который является крупным отражателем радиолокационного излучения. Фронтальный и носовой сектор планера Т-50 явно спроектированы с целью значительного снижения ЭПР. Однако того же нельзя сказать о задней части прототипа истребителя. Проект задней части фюзеляжа и гондол двигателей, кажется, отличается меньшим вниманием проектировщиков к снижению заметности в РЛ-диапазоне. Однако следует иметь в виду, что Т-50 является прототипом, и в прошлом КБ Сухого в случае необходимости не останавливалось перед значительными переделками проекта. Наиболее ярким примером является почти полностью перепроектированный истребитель Т-10 (Су-27), когда в ходе начального этапа летных испытаний были обнаружены серьезные (а фактически — фатальные) недостатки. В результате перепроектирования управляемость и летные характеристики значительно улучшились и привели к первому серийному истребителю, а в конечном счете и к Су-35С. Хотя сложно предположить, что в случае с Т-50 будет иметь место подобная радикальная переработка проекта, нельзя исключать отдельных улучшений проекта.
 
     Третий прототип Т-50-3 уже отличается отдельными усовершенствованиями планера, хотя основные элементы БРЭО еще предстоит установить. Четвертый прототип должен присоединиться к испытаниям в конце 2012 г. Идут разговоры, что самолет будет отличаться серьезными изменениями в планере с целью исправления недостатков, обнаруженных на первом прототипе Т-50-1. Первый прототип не наблюдался с момента летных испытаний в августе 2011 г.
 
     Хотя российские военные и разработчик самолета хранят молчание даже в отношении базовых характеристик Т-50, проект явно относится к тому же классу, что и Су-27. Интересно, что изначально программа разработки наследника МФИ от КБ Микояна в конце 1990-х гг. некоторыми авторитетными экспертами ассоциировалась с ТТЗ к Легкому фронтовому истребителю (ЛФИ). Среди российского экспертного сообщества разразились жаркие дебаты относительно того, в какую категорию отнести новый самолет, и те, кто являлся сторонником тяжелого истребителя, вышли победителями. Но оба ведущих разработчика истребителей вероятнее всего продолжают рассматривать возможность проекта истребителя промежуточного класса между легким и средним. Представители российской промышленности в последнее время допускали, что это направление представляет интерес, хотя объем средств и производственные возможности оставили это в области благих намерений.
 
     Третий прототип Т-50-3 стал первым, на котором стало отрабатываться бортовое оборудование. Он оснащен РЛС с АФАР разработки ОАО «НИИ Приборостроения», а остальные РЛС имеют различную апертуру. Кроме основной РЛС Н-036 Х-диапазона, на самолете планируется установить две дополнительные РЛС Х-диапазона (передняя и две боковые РЛС, то есть схема, изначально разработанная для МФИ (и F-22)). МФИ также должен был быть оснащен менее крупной РЛС заднего обзора, хотя в настоящее время непохоже, что на ПАК ФА будет использована подобная схема. РЛС L-диапазона также вероятно устанавливаются в предкрылке.
 
     В дополнение к РЛС самолет будет оснащен оптико-локационной системой. На Т-50-2 на традиционном месте была смонтирована инфракрасная оптико-локационная система, а то, что некоторыми экспертами было обозначено как система противодействия и постановки направленных инфракрасных помех, находится позади кабины пилота. Дополнительные электронно-оптические приборы, включая как минимум два ультрафиолетовых «окна», рассматриваются как оснащение серийного самолета. Полноценный оптико-электронный комплекс может быть испытан на Т-50-3.
 
     Наряду с получением опыта по использованию композитных материалов в планере, С.32/С.37 «Беркут» дал КБ Сухого первый опыт проектирования внутренних отсеков вооружения. Хотя внутренняя подвеска вооружения дает очевидные преимущества с точки зрения снижения ЭПР, она также создает множество проблем. Среди них взаимодействия с окружающей средой и температурный режим, установка и съем вооружения, а также вопросы очистки этих объемов. Вероятнее всего КБ Сухого и исследовательские организации ВВС исследовали вопросы внутренней подвески вооружения и его применение используя С.37.
 
Применяемое вооружение
 
     Схема Т-50 включает два отсека вооружения тандемной компоновки в пространстве, образованном двигателями, а также отсеки для одного вида оружия, которые находятся за внутренней кромкой переднего горизонтального оперения. Фотографии отсеков вооружения Т-50 могут быть сделаны в ходе испытаний, но маловероятно, что они появятся на Западе.
 
     Для вооружения самолета в настоящее время разрабатывается широкая гамма модернизированных и новых ракет класса «воздух-воздух», а в ряде случаев работы были вновь инициированы. В советские времена разработка нового самолета часто сопровождалась одновременной работой по новым ракетам «воздух-воздух». Многие из систем, которые потенциально могут применяться с Т-50, начали разрабатываться для МФИ.
 
     Являясь отражением проблем, с которыми столкнулись проектировщики самолетов, разработка новых авиационных средств поражения в 1990-е гг. практически прекратилась – работы по комплексу вооружения для МФИ были положены на полку, а программы по модернизации существующих систем — ракеты с активной ГСН Р-77, с ИК-ГСН Р-73, а также модернизация ракеты дальнего радиуса действия Р-33 (Р-37), были практически приостановлены. В середине 2000-х гг. стал наблюдаться рост активности. Имеющая давнюю историю программа по модернизации ракеты Р-77 («изделие 170-1») наконец получила одобрение правительства, или даже была заново инициирована в 2003 г.
 
     Было выпущено как минимум десять опытных образцов модернизированного варианта Р-77, а к практическим испытаниям приступили с опозданием в несколько лет – как считается, из-за отсутствия нужной платформы. Изделие 170-1 в настоящее время находится в производстве по заказу российских ВВС и является аналогом экспортного варианта РВВ-СД. Но в своем нынешнем виде 170-1 на сегодняшний день не планируется для вооружения ПАК ФА.
 
     Лучим инсайдом в отношении вооружения, планируемого для ПАК ФА, является статья Геннадия Соколовского, бывшего генерального директора КБ «Вымпел» и одного из ведущих разработчиков российского авиационного вооружения на протяжении целого поколения, опубликованная в 2006 г. В ней упоминается ряд программ, включая ракеты ближнего, среднего, дальнего и сверхдальнего радиуса действия, которые планируется принять на вооружение российских ВВС.
 
     Дальнейшая модернизация семейства ракет Р-77 может предназначаться для ПАК ФА: изделия 180/К-77М и 180ПД. Официальные представители «Вымпела» подтверждают наличие разработок по дальнейшей модернизации ракеты не считая изделия 170-1, но неохотно говорят о деталях. Оба этих варианта ракеты Р-77 предположительно будут оснащены решетчатыми рулями вместо привычных крестообразных вертикальных укороченных рулей.
 
     В общих словах в статье Соколовского говорится о новой ракете средней дальности, и она может иметь отношение к индексу «изделие 270». Это обозначение фигурирует в документе, относящемся к системе катапультируемого кресла для Т-50. В документе также упоминается «изделие 810», ракета повышенной дальности для ПАК ФА.
 
     Во времена СССР задача по сверхдальнему перехвату была возложена на истребитель МиГ-31, вооруженный ракетами Р-33, а затем на разрабатываемые Су-27М/МФИ. Эти самолеты также обладали возможностью применять сверхдальние ракеты класса «воздух-воздух», и ПАК ФА следует этой тенденции. Представляется вероятным, что до «изделия 810» самолет оснащался «изделием 610М». Эта ракета предположительно является неким вариантом ракеты РВВ-БД, показанной на салоне МАКС-2011.
 
     Россия продолжает отставать в области технологий инфракрасного видения, и какой конкретный тип ракеты ближнего радиуса действия будет применяться с ПАК ФА остается неизвестным. На сегодняшний день представители «Вымпела» допускают, что компания будет сосредоточена на дальнейшей доработке конструкции ракеты Р-73, а это означает, что проект создания ракеты для ближнего маневренного боя К-30, относящийся к 1980-м гг., закрыт. «Изделие 760», являющееся вариантом Р-73, может стать ракетой ближнего радиуса действия «первого этапа» для ПАК ФА.
 
     Также ведется разработка средств поражения «воздух-земля». Находится в разработке модульная ракета Х-38 – предполагаемый наследник семейства Х-25. Хвостовые и основные рули ракеты сделаны складывающимися для возможности внутренней подвески, кроме того предусмотрено несколько вариантов наведения. Кроме оптического наведения, предполагается установка полуактивной лазерной ГСН, радиолокационной ГСН, а также вариант с наведением с помощью системы ГЛОНАСС. Успешное отделение массово-габаритных макетов ракет, как сообщается, осуществлялось с борта истребителя-бомбардировщика Су-34.
 
     ПАК ФА также дал новую жизнь относительно устаревшей ракете Х-58 в виде Х-58УШК. Это модернизированный вариант Х-58 отличается пассивной ГСН с большим диапазоном частот и, видимо, предназначен для того, чтобы добавить в арсенал самолета противорадиолокацонную ракету (ПРР) большой дальности действия. Выбор в пользу Х-58, а не ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем Х-31 может быть объяснен размером отсека вооружения. Ракета Х-31ПМ является модернизацией базовой Х-31 с пассивной ГСН, удлиненным фюзеляжем из-за наличия дополнительного твердотопливного ускорителя и фюзеляжного отсека-вставки. Длина Х-31П составляет 4,7 м (Х-31ПМ-5,3 м). Х-58УШК имеет длину 4,2 м. Менее крупная ПРР Х-36П также может применяться с самолета, хотя статус ее разработки открыто не озвучивался. Широкий набор управляемых авиабомб также станет частью арсенала нового истребителя.
 
Риски программы
 
     Программа по созданию истребителя ПАК ФА сделала значительно больший прогресс по сравнению со своей предшественницей, которую вело КБ Микояна. Она также имеет финансовую поддержку со стороны Индии, что также укрепляет ее позиции. Устойчивое и достаточное финансирование для Т-50 должно оставаться приоритетом, если программа претендует на высокие шансы по своей реализации. До сих пор министерству обороны и правительству не удавалось полноценно финансировать закупки вооружений, но имеются основания полагать, что ситуация с ГПВ-2020 будет иной, хотя все же еще слишком рано давать какие-либо окончательные ответы.
 
     Являясь весьма амбициозной программой, Т-50 все же совсем не то, что планировалось в 1980-е гг. в облике МФИ, но при этом имеет преимущества значительных наработок, которые были использованы при реализации программы. Разработка двигателя может представлять значительный технический риск.
 
     Требования к разработке и интеграция РЛС и БРЭО очень высокие, и в прошлом эта область доставляла значительные хлопоты. Интеграция авионики в кабине летчика на истребителе Су-27М (Су-35 первый с таким названием) была подвергнута критике со стороны летчиков-испытателей, по мнению которых, она оставляла выбор лишь между управлением самолетом и ведением боя, но не давала возможности совмещать обе этих функции.
 
     Судя по всему, производство Т-50 будет осуществляться на КнААПО, там же где выпускается и Су-35С. Серийное производство уже стало тяжелым испытанием для других предприятий холдинга Сухого, в особенности НАПО, где выпускается ударный вариант Су-27 в виде фронтового бомбардировщика Су-34.
 
     Т-50 имеет потенциал стать достойным преемником Су-27 при условии, что программа разработки будет иметь необходимое финансирование, наряду с созданием систем вооружения и авионики. Но Т-50 уже несет черты весьма совершенного боевого самолета, который позволит России, Индии и другим экспортным заказчикам получить на вооружение весьма совершенный истребитель в течение ближайших десятилетий.
 
Оригинал публикации: Air Forces Monthly, August 2012 — Douglas Barrie
Перевод Андрея Фролова
Категория: Самолеты | Просмотров: 1214 | Добавил: Kkorablevv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz