У РУМО может быть столько же агентов, сколько у ЦРУ Недавно американская пресса сообщила о планах Пентагона к 2018 году расширить свою агентурную сеть в зарубежных странах и довести численность специалистов в области специальных разведывательных операций до 1600 человек. В это число не входят сотрудники аппаратов военных атташе и другие военнослужащие, которые работают в интересах разведки, имея свой официальный статус.
Основная часть новых сотрудников военной разведки будет работать под различными прикрытиями, включая дипломатические. Какие-то из этих специалистов, видимо, будут нелегалами, то есть выступать как граждане тех государств, в которых ведется разведка, или иметь паспорта дружественных им третьих стран. До недавнего времени агентурная разведывательная деятельность была прерогативой Центрального разведывательного управления (ЦРУ). В настоящее время в Разведывательном управлении МО (РУМО) служит около 16,5 тыс. специалистов. Общая численность оперативных работников РУМО на данный момент составляет примерно 500 человек. До недавнего времени они проводили свои операции главным образом на театрах военных действий в Ираке и до сих пор занимаются аналогичной деятельностью в Афганистане. Теперь поле их разведывательной активности может существенно расшириться. Силами своей агентуры Пентагон намерен собирать интересующую его информацию в самых разных частях планеты.
Новая и новейшая история агентурной разведки Пентагона
Как сообщил американской прессе один из сотрудников МО, вопрос о необходимости создания в рамках РУМО Управления секретных операций (УСО) возник после проведения в прошлом году экспертами аппарата директора национальной разведки (ДНР) исследования, в котором была оценена эффективность функционирования структур военной разведки и даны рекомендации по совершенствованию их деятельности. Этот доклад носил закрытый характер. Однако, как удалось выяснить журналистам, его авторы пришли к заключению, что военной разведке необходимо заниматься сбором информации по приоритетным направлениям обеспечения национальной безопасности США в целом, а не ограничиваться только добыванием сведений в пределах театров военных действий.
Пентагон должным образом отреагировал на замечания ДНР. В результате этого появился план введения в структуру РУМО нового подразделения, приказ о создании которого министр обороны Леон Панетта подписал в середине апреля этого года.
Как полагают американские эксперты, военный министр, который не так давно руководил ЦРУ, видимо, решил воспользоваться опытом своего бывшего ведомства в проведении тайных операций и отдал команду об учреждении специального подразделения агентурной разведки в МО.
До последнего времени ЦРУ было почти полным монополистом в области проведения агентурных операций. Оперативные работники этого ведомства снабжали руководство Пентагона сведениями, которые касались главным образом Ирака и Афганистана. В последние годы они стали обеспечивать военных данными об Иране, Китае, Северной Корее и о некоторых других государствах, сведения о которых интересовали МО. Они также предоставляли военному ведомству сведения о террористических группировках, действующих в горячих точках.
Создаваемая структура агентурной разведки МО, формально входящая в состав РУМО, как считают американские эксперты, будет совершенно самостоятельным подразделением разведывательного сообщества США. Они также полагают, что она будет непосредственно подчиняться заместителю министра обороны по разведке, кресло которого в настоящее время занимает Майкл Викерс, принимавший самое активное участие в разработке планов учреждения УСО вместе с коллегой Джоном Беннеттом, возглавляющим Национальную службу тайных операций, которая является одним из четырех основных подразделений ЦРУ. До назначения на свой последний пост в Пентагоне Викерс служил в силах специального назначения СВ, в ЦРУ, а также был помощником министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности. В разработке плана создания УСО активное участие принимал и ушедший в отставку в середине этого года директор РУМО, генерал-лейтенант Рональд Берджес.
Намерение Пентагона создать стратегическую агентурную разведку имеет почти десятилетнюю историю. Первый шаг в этом направлении сделал Дональд Рамсфелд, занимавший в то время пост министра обороны. Сообщение о том, что в Пентагоне существует секретный разведывательный отдел, занимающийся проведением тайных операций, появилось в начале 2005 года в газете Washington Post. Как тогда объявило издание, это подразделение к тому времени функционировало в МО уже в течение двух лет.
Как сообщила газета, военный министр, которому, по ее информации, была непосредственно подчинена новая служба, хотел таким образом повысить эффективность обеспечения руководителей войск данными о противнике и создать разведывательную структуру, способную выработать новые методы борьбы с ячейкам боевиков. Кроме того, он намеревался в максимальной степени снизить зависимость руководства МО и войск от сведений, поступающих только от ЦРУ.
Эта служба была создана без предварительного согласования с законодателями. А средства на ее учреждение были извлечены из ассигнований, выделенных на другие программы. Данный факт крайне возмутил парламентариев. И они тогда потребовали объяснений. Теперь законодатели тоже хотят знать подробности о намерениях Пентагона в несколько раз повысить численность оперативных сотрудников УСО.
Сенаторы вводят ограничения и требуют разъяснений
В начале декабря с.г. Комитет по ВС (КВС) Сената США утвердил бюджет МО на 2013 финансовый год. В докладной записке, разъясняющей позицию членов комитета по вопросам военного строительства в будущем году, был введен ряд ограничений на планы РУМО по увеличению численности сотрудников, занятых в сфере проведения специальных операций. Парламентарии поставили ряд вопросов, на которые должен ответить Пентагон.
Члены КВС предлагают запретить МО расходовать средства, выделенные на реализацию программы военной разведки в 2013 финансовом году, на увеличение численности оперативного состава агентурной разведки и обеспечивающих служб выше того штата, который был занят проведением специальных операций РУМО до 20 апреля текущего года. Здесь нельзя не отметить тот факт, что, по словам анонимных специалистов Пентагона, сообщенных прессой после появления информации о создании УСО, факт создания новой разведывательной структуры не означает, что РУМО будет набирать в ее состав специалистов со стороны, МО получит «новые полномочия» по ведению разведки. Как утверждали эксперты, военное ведомство просто переориентирует направления, цели и задачи своей разведывательной деятельности, поскольку оно выводит свои воинские контингенты «из зон военных действий».
Сенаторы потребовали, чтобы Управление стоимости и оценки программ, входящее в аппарат министра обороны, представило КВС и Комитету по разведке данные об общих расходах на проведение специальных операций в предыдущие годы и о ассигнованиях, которые на эти цели потребуются РУМО в ближайшее и последующие годы. Особое внимание законодатели попросили уделить расходам, связанным с закрытием действующих структур базирования подразделений агентурной разведки, с созданием новых мест их дислокации, а также с организацией агентурных сетей в зарубежных странах и их обеспечением.
Законодатели дали указание заместителю министра обороны по разведке до 1 февраля 2013 года представить им доклад, в котором должен быть освящен целый ряд вопросов, связанных с организацией УСО. Прежде всего сенаторы хотят знать, где и в соответствии с каким планом-графиком будут использоваться или базироваться оперативные офицеры новой структуры. Они также хотят получить обоснованные свидетельства того, что планируемые места развертывания подразделений новой структуры и ее сотрудников соответствуют всем требованиям к размещению специалистов по секретным операциям.
Помимо этого парламентарии требуют предоставления им информации о том, какие задачи стоят перед министерствами видов ВС, Командованием специальных операций и руководством РУМО, решение которых позволит обеспечить эффективное управление профессиональным ростом оперативных офицеров и реализацию планов ведения агентурной разведки. Сенаторы также намерены ознакомиться и с документами о достигнутых соглашениях между МО, министерствами видов ВС и различными командованиями ВС, связанными с военной разведкой, и понять, каким образом будет реализовываться планируемая реформа РУМО.
В докладе КВС отмечается, что его члены приветствуют намерение заместителя министра обороны по разведке и директора РУМО, выступивших с инициативой по созданию УСО, усовершенствовать военную агентурную разведку и обеспечить решение проблем, давно стоящих перед этой службой. Сюда входят неэффективное использование специалистов по тайным операциям, подготовка которых очень дорого обходится Пентагону, плохая организация управления карьерным ростом таких офицеров, поскольку они очень медленно продвигаются по службе, а зачастую просто лишены такой возможности, проблемы с организацией их прикрытия и предоставление им малопродуктивных для ведения разведки мест работы и базирования. Эти недостатки, почти в равной степени присущие всем агентурным подразделениям американских спецслужб, неоднократно отмечались специалистами в многочисленных исследованиях, проведенных после окончания холодной войны.
Сенаторы вспомнили, что в конце 1995 года по решению американского парламента была создана комиссия по оценке роли и возможностей служб разведывательного сообщества США. В результате проведенного исследования члены комиссии решили передать все полномочия по вербовке специалистов для агентурной разведки ЦРУ. Управление также получило преимущественное право на добывание сведений агентурными методами. При этом военные для такой деятельности привлекались только при необходимости и в специально оговоренных случаях. Теперь Пентагон, видимо, решил исправить это положение и намерен самостоятельно решать все свои разведывательные задачи.
Парламентарии отметили и тот факт, что в свое время президент Джордж Буш-старший дал санкцию на увеличение численности оперативных сотрудников ЦРУ на 50%. При Билле Клинтоне она возросла еще больше. После событий 11 сентября число оперативных офицеров РУМО тоже значительно увеличилось. Члены КВС выразили свою озабоченность тем, что руководство Пентагона, несмотря на окончание боевых действия в Ираке и предстоящий вывод американских войск из Афганистана, считает, что ему необходимо наращивать силы агентурной разведки.
В заключительной части своей докладной записки члены КВС подчеркнули, что руководителям МО, прежде чем принимать решения о расширении новой службы, необходимо продемонстрировать свои возможности по совершенствованию системы управления агентурной разведкой. Более того, они считают, что если Пентагон будет в состоянии более эффективно использовать выделяемые ему ресурсы на ведение разведки, то он только расширит свои возможности по сокращению расходов, а не будет держать их на стабильном уровне или даже увеличивать.
Мнения специалистов
Директор РУМО генерал-лейтенант Майкл Флин на одной из своих последних пресс-конференций заявил, что происходящие в его ведомстве трансформации отражают не столько внутренние потребности руководимой им разведывательной структуры, сколько необходимость приведения ее в соответствие с общими требованиями обеспечения национальной безопасности США.
Мнение генерала разделяет и адмирал Уильям Макрейван, возглавляющий Командование специальных операций и руководивший проведением акции по уничтожению Усамы бен Ладена. Как заявил журналистам один из высокопоставленных чиновников Пентагона, адмирал является одним из самых горячих сторонников идеи расширения агентурной разведки РУМО. По словам представителя МО, он намерен создать от 100 до 200 прикрытий для оперативников УСО, которые будут работать в интересах подразделений контингентов сил специального назначения в Северной Африке.
Как сообщают американские СМИ, многие специалисты в области разведки не разделяют оптимизма Пентагона по поводу положительного эффекта, который даст повышение численности сотрудников УСО в несколько раз. Они считают, что идея расширения УСО, как и само появление новой структуры, не приведет ни к каким результатам. В связи с развитием технологий значительную часть разведывательной информации МО получает с помощью электронных средств и из открытых источников. Объем данных, получаемых из открытых источников, в отдельных случаях составляет до 95% всех собираемых разведкой сведений. И только 5–10% информации добывается сотрудниками агентурной разведки. Эксперты уверены, что в условиях существенного сокращения военного бюджета РУМО явно не хватит средств на обеспечение эффективной работы агентурной разведки. Это очень дорогостоящий способ получения информации. Затраты только на подготовку каждого оперативного работника достигают потолочных значений.
Отдельные американские аналитики полагают, что расширение УСО только усугубит проблему длительного соперничества спецслужб США, которое началось еще в конце 80-х годов во времена президентства Джимми Картера. Сегодня эта проблема так и остается до конца нерешенной. Появление в Пентагоне УСО, по их мнению, никак не будет способствовать ликвидации существующих противоречий. Это лишь усложнит взаимоотношения членов разведывательного сообщества. Специалисты отмечают, что Пентагон уже неоднократно предпринимал попытки усовершенствовать свою разведывательную деятельность. Однако ни одно из его начинаний в данном направлении не привело к получению, хотя бы мало-мальски реально значимых положительных результатов. По мнению экспертов, прежде чем создавать какие-то новые структуры разведки и расширять их штатное расписание, необходимо навести порядок в управлении существующими разведывательными подразделениями. Они также считают, что прежде всего необходимо преодолеть кризис в отношениях разведывательных органов различных ведомств и только после этого заниматься их реконструкцией.
Некоторые российские эксперты, не вдаваясь в подробности об объективной необходимости расширения УСО и сопряженных с проведением соответствующих мероприятий расходах, весьма сомневаются в том, что американские сенаторы получат исчерпывающие и внятные ответы на вопросы, поставленные ими руководству Пентагона. Как сообщил «НВО» один из отечественных специалистов по разведке, МО США, вне всякого сомнения, даст законодателям определенные разъяснения по поводу своих намерений по увеличению штатного состава создаваемой разведывательной структуры. «Однако их подробности, особенно в части касающейся агентуры и ее деятельности, вряд ли устроят парламентариев. Эта область – святая святых любой спецслужбы. О составе агентурных подразделений и проводимых ими операциях всегда знает только крайне ограниченное число лиц. Впрочем, этот факт всем хорошо известен из многочисленных романов о разведке и мемуаров ее бывших сотрудников. В разведках стран мира испокон веков действует одно неизменное правило, которое гласит, что никто не хранит тайну лучше того, кто ее не знает. Это довольно лаконично выражено в известной поговорке: «Что знают двое, то знает и свинья». Поэтому даже в закрытом режиме сенаторам будут даны только самые обобщенные разъяснения», – заявил эксперт.
Владимир Иванов
|