Когда мы говорим о первом самолёте построенном с применением технологии «стелс» на территории бывшего СССР, то сразу же упоминает российский ПАК ФА или Т-50, испытания которого проходят сегодня. Но мало кто знает что это не первый «стелс» в России. Первым стелсом можно считать так же разработку КБ Сухого сделанную в рамках модернизации суховского же Су-24. Эти работы проводились по теме создания «бомбардировщика 90-х» или Су-24БМ (большая модификация). Эта машина имела сразу несколько названий: Т-6БМ, Т-60, Т-60С, Объект 54, Объект 54С. И только грянувшая у нас в стране перестройка помешала её закончить.
Самолет был рассчитан на установку двух двигателей Р-79 ( 18500 кгс ), позже, Р-179-300 или АЛ-41Ф (изд.20) с тягой по 18500 - 20000 кгс.
В конце 70-х начале 80-х руководство над проектом взял на себя Олег Сергеевич Самойлович.
Под руководством Самойловича Т-60С стал однорежимным самолетом способный прорываться к целям на высокой скорости и на большой высоте. Внешне т-60с стал напоминать миговский перехватчик МДП-70-1. Но, в отличии от него, Т-60С оснащался интегрированным радиолокационным комплексом «Хищник». Кроме этого, в четырех закрытых отсеках располагалось 4 крылатые ракеты большой дальности х-55. Так же была предусмотрена и внешняя подвеска боеприпасов. Основной упор при проектировании самолёта был сделан на снижение заметности и повышение аэродинамического качества. Всё вме6сте это привело к рекордной дальности полёта Т-60С, в 11000 км.В 1985 году О.С.Самойлович из-за конфликта с М.П.Симоновым, первым заместителем министра авиационной промышленности, перевелся на работу в ОКБ МиГ, вместе с ним туда же ушла группа конструкторов.
Новые люди взяв на себя ответственность за тему Т-60С, полностью перекроили проект. Он получив новый индекс - "Объект 54С". Но это, как не странно, не повлияло на проект негативно, новая машина вобрала в себя всё лучшие из найденных предшественниками решений. Сохранив схему "бесхвостка" (при максимальной стреловидности подвижной части) "объект 54С" обзавелся крылом изменяемой стреловидности и утратив некую долю малозаметности получил взамен многорежимность, то есть возможность эффективно летать как на большой так и на малой высоте. Вероятно предусматривалась возможность оснащения машины перспективными ракетами ныне известными как Х-555 и Х-101/102.
Предполагалось оснастить "объект 54С" модной на тот момент "фишкой", системой активной самообороны в составе РЛС заднего обзора и ракет Р-73, которые размещались в отсеке нагрузки вместе с крылатыми ракетами.
Тема "объект 54" была прекращена приказом Ельцина в 1992 году. Официально ее фиаско было представлено как очередная мирная инициатива в рамках переговоров по ограничению вооружений. Думаю, что без американцев тут, конечно же, не обошлось.
|