Отцом всех китайских самолетов ДРЛОиУ безусловно можно считать инженера Ван Мо, который получил государственную премию в области науки и технологий за достиженя в данном направлении. Конструктор дал интервью журналу Global Times о текущем состоянии и возможных перспективах развития дальней радоилокации. Американские эксперты оценивают текущее состояние технологий китайских АВАКСОВ на уровне или несколько выше самолета Е-3С. Общую эффективность самолетов ДРЛОиУ можно разделить на 2 составляющие. Первая - это ЛТХ самолета: крейсерская скорость, дальность и продолжительность полета, оперативность работы экипажа РЛС и др. Вторая - уровень технологичности самой РЛС: дальность, точность обнаружения целей, скорость обработки информации, надежность, эффективность работы при сильном радиоэлектронном подавлении). В ВВС Китая на вооружении 2 типа таких самолетов KJ-2000 - копия Ил-76 и KJ-200 - копия Ан-12. Передоваые технологии современности - это активная фазированная антенная решетка (АФАР), которая состоит из огромного множества приемно-передающих модулей (ППМ - трансиверы), в отдельности, каждый сам по себе является миниатюрным радаром. Система обладает гораздо большей эффективностью чем аналоговая РЛС и решетка с пассивной ФАР. Каждый модуль пускает сигналы, которые обрабатывет головной компьютер, преобразуя все в одну общую картину. Радар с АФАР сканирует быстро и более гибко с большой скоростью обработки информации, технология позволяет получать на много больше данных чем аналоговые РЛС. На KJ-2000 стоит самая болшая в мире РЛС с АФАР. АФАР на радаре имеет форму трехугольника. что позволяет результативно сканировать пространство на 360 град. Как и сам радар диаметр антенны также является самым большим в мире, что дает самолету самую высокую дальность обнаружения среди всех самолетов класса ДРЛОиУ. По словам Ван Мо, Китай уже разрабатывает систему АВАКС 3-го поколения, которая без проблем будет обнаруживать истребители F-22. Американский E-3 AWACS разработки 70-х прошлого века стал первым в мире самолетом на который поставили РЛС с пассивной электронной технологией сканирования. За все время использования РЛС прошла ряд модификаций для более эффективного обнаружения малозаметных целей, увеличена скорость обработки информации и передачи данных. США безусловно один из лидеров в этой сфере. Одна из последних разработок - самолет Е-737 AWACS, имеет РЛС С АФАР (покупатели: Турция, Южнаф Корея и пр.) На палубный вариант ДРЛОиУ E-2D также повесили радар с АФАР. Активно разработки ведутся в Швеции и Израиле. Израильский самолет Falcon является пионером в области использования АФАР на самолетах данного класса. Шведский Erieye с «бревнообразной» (плоский контейнер коробчатого типа) антенной РЛС стала классической схемой для самолетов ДРЛОиУ малого и среднего класса. Китайские технологии АВАКС значительно приблизились к уровню США и других мировых разработчиков. Но технологическое превосходство и успешное применение в реальных боевых условиях это совсем разные вещи. Сегодня Китай просто не имеет достаточного количества самолетов данного типа также как и опыта применения.Лучший в мире рояль сам по себе не может сыграть самую красивую музыку, говорит Ван Мо. ВВС США тем и славятся, что возможно, больше чем все вместе взятые применяли АВАКСЫ в реальных боевых условиях. Начинаю со времен Вьетнами до последних локальных конфликтов, США везде применяли самолеты ДРЛОиУ, притом что каждая страна имеет свои гоеграфические и климатические особенности. Все это несомненно отзразилось на опыте применение и одной из лучших в мире эффективной координации дествий. То, что американцы в этой области уже забыли, Китаю еще предстоит только пройти.
|