После того, как израильский премьер Нетаньяху заявил о победе на парламентских выборах, он немедля сообщил широкой общественности о намерении не дать Ирану создать ядерное оружие. Нетаньяху уже сказал, что планирует сформировать максимально широкую правящую коалицию, и, возможно, будет искать партнёров за пределами традиционных ультранационалистических и религиозных сторонников. Создать коалицию большинства премьер, видимо, планирует как раз через иранский вопрос.
Алистер Лион («Рейтер») приводит высказывание Нетаньяху:
«Первой задачей было и остаётся предотвращение получения Ираном ядерного оружия».
Премьер-министр Израиля видит в ядерной программе Тегерана прямую угрозу существованию Израиля.
Израильский «ястреб», однако, подобными заявлениями может осложнить себе дорогу к союзу со стабильным и значительным большинством в парламенте. Дэн Авнон, профессор политологии в Еврейском университете, говорит:
«Большая часть израильтян из среднего класса оказалась категорически против приоритетов последнего правительства… Это те люди, которые платят налоги и служили в армии… Я не думаю, что их мнение может быть проигнорировано».
Политический обозреватель Мурат Еткин (гл. редактор турецкой газеты «Hurriyet Daily News») пишет, что
«израильский политический ландшафт стал ещё более фрагментированным и сильнее наклонился по направлению к правому крылу после выборов 22 января».
М. Еткин считает, что нынешние израильские политики фактически шантажируют США, в т. ч. с помощью произраильского лобби, заявляя публично, что Израиль может сделать что-то страшное с Ираном, такое, что американцы не смогут остаться в стороне. Подобная стратегия до сих пор была успешной, считает обозреватель — особенно в преддверии выборов в США в ноябре 2012 года, когда президент США Барак Обама пытался успокоить Биньямина Нетаньяху, проводя политику, которую можно охарактеризовать так:
«Ты сохранишь спокойствие, а я позабочусь о них, если это будет нужно».
Однако не то сегодня. Обама победил на выборах. Уже известны новые кандидатуры на высокие посты в его правительстве. Джон Керри (Государственный департамент) и Чак Хейгел (Пентагон) известны как проводники сбалансированной политической позиции на Ближнем Востоке. Они, как и Обама, прекрасно осознают тот факт, что Иран не имеет ничего общего с Афганистаном и Ираком, которые, кстати, не являются примерами успешных кампаний США. К тому же в США опубликовано немало открытых материалов, в том числе в Интернете, которые показывают, что израильская атака иранских ядерных объектов может лишь отсрочить ядерную программу, но не прекратить. Тем более что подобное нападение послужит для иранцев стимулом именно к разработке ядерного оружия.
Невозможно поверить, пишет М. Еткин, что такие умные люди, как израильские политики, не видят, что Иран — это крупная страна, со значительными ресурсами, долгой историей и традициями. Весьма маловероятно, считает аналитик, что Обама или любое другое правительство США желали бы быть вовлечены в войну с Ираном — и не только потому, что горьки воспоминания военных об Ираке, Афганистане и Ливии, но и из-за новой стратегии, в которой первое место занимает АТР.
Харриет Шервуд («Гардиан») пишет о том, что в Израиле снова заговорили об иранской «красной линии». Израильские чиновники считают, что она, скорее всего, будет достигнута в конце весны или в начале лета, если, конечно, дипломатические усилия и санкции не дадут ожидаемых результатов.
Некоторые из них утверждают, что затем следует предпринять военные действия для того, чтобы остановить ядерную программу. Однако, большой вопрос: готов ли Израиль действовать в одностороннем порядке, если США решит воздержаться от военного удара по Ирану? Нетаньяху, пишет журналистка, достаточно красноречив на эту тему, но ведь большинство военных и разведчиков в Израиле — вместе с США и Европой — выступает против односторонних действий.
Тут важно, пишет Шервуд, вот что: кто станет следующим министром обороны Израиля.
Эхуд Барак, ныне занимающий эту должность, не участвовал в выборах, хотя и может быть назначен в качестве невыборного министра. Нетаньяху и Барак — «братья по оружию» в иранском вопросе, хотя в последние месяцы появились признаки охлаждения Барака к односторонней военной операции. Сейчас премьер-министр, разумеется, пожелает назначить на высокий оборонный пост кого-то, имеющего «правильные» взгляды на Иран.
Александр Карпов («Аргументы.ру») подошёл к вопросу с другой стороны. По его мнению, США и Израиль готовы напасть на Иран в ближайшее время — и вот почему.
Оказывается, в Пентагоне радуются успешным результатам испытаний новой противобункерной авиабомбы. Как раз это-то оружие, способное разрушить особо укреплённые и заглублённые объекты, призвано остепенить Иран, пишет автор статьи.
Испытания бомбы «Penetrator» массой 13,6 т, изготовленной «Boeing Co. (BA)», показали: это грозное оружие может эффективно поражать укреплённые и находящиеся глубоко под землёй цели. Эти сведения, по словам Майкла Гилмора, директора оперативного тестирования Пентагона, содержатся в докладе Конгрессу. Должностные лица Пентагона сообщают, что сверхмощная бомба может использоваться для атаки США ядерной цитадели Ирана. «Penetrator» разом уничтожит глубоко захороненные и особо укреплённые места хранения запасов обогащённого урана.
При тестировании было выполнено пять бомбометаний с B-2 на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико (с июня по октябрь прошлого года) и два наземных испытания. Такие данные приводит «Bloomberg». Новая авиабомба в шесть раз мощнее тех, что сейчас находятся на вооружении военно-воздушных сил США и Израиля.
Генерал-лейтенант ВВС США Герберт Карлайл на промышленной выставке США ещё в марте 2012 года заявил, что новая бомба даст возможность атаковать Иран:
«Бомбы, сделанные на заводах «Boeing» в Чикаго, дадут нам больше возможностей, и мы будем их только наращивать. Это часть нашего арсенала, необходимого для реализации такого сценария».
И, хоть Израиль и заявил, что может начать атаку на Иран сам, он поинтересовался, насколько возрастёт эффективность атаки, если США задействует эти свои большие бомбы.
Новейшая бомба имеет корпус из закалённой стали и может достигать целей, находящихся на глубине 70 метров. Бомба длиной более 6 м несёт более 2,4 т взрывчатых веществ и направляется к цели спутником Глобальной системы позиционирования США. Единственный самолёт, способный перевозить подобное американское оружие, — бомбардировщик-невидимка B-2.
Имея такую бомбу, США и Израиль готовы в ближайшее время нанести эффективный превентивный удар по ядерным объектам Ирана, пишет журналист. Так что дело не в миролюбии Обамы или выборов в Израиле.
«А ларчик просто открывался — не хватало правильной бомбы. Теперь она есть, и война не за горами».
Что же Иран?
Как пишет Андрей Миловзоров («Утро.ру»), министр экономики и финансов ИРИ Шамседдин Хосейни заявил, что Тегеран будет полностью отказываться от расчётов в долларах и евро при осуществлении экспортно-импортных операций. По сути, Иран сейчас входит в открытое противостояние с США — нет, не военное, но финансово-экономическое.
В ИРИ будет введена новая модель расчётов. Уже сегодня, из-за санкций, немалую часть нефти Иран продаёт за юани, рупии или по бартеру. Турция рассчитывается за газ золотишком. Поэтому решение Ирана полностью отказаться от западных ключевых валют объясняется очень просто.
В одном только 2012 году Анкара отправила в Тегеран золота на 11-12 миллиардов долларов. Операции по продаже золота Тегерану она проводила через ОАЭ и Швейцарию. Правда, в новом году продолжать такой «бартер» станет сложнее: США ввели запрет на продажу Ирану драгметаллов.
Тем не менее Иран будет продолжать развивать бартерные операции с соседями, наращивая экономическое противостояние с США. Кстати, он может нанести на этом фронте американцам довольно ощутимые удары.
Отказавшись от нефтяных расчётах в долларах, Тегеран стимулирует к аналогичным действиям и покупателей «чёрного золота». Это только на руку Китаю, который и сам переводит внешнеторговые расчеты в юани. По прикидкам китайских экономистов, через несколько лет до 50% внешней торговли КНР будет осуществляться в юанях.
Короче говоря, не было бы счастья, да несчастье помогло. Помимо ослабления доллара и постепенного снижения его роли как ключевой валюты, ИРИ укрепляет отношения с соседями и учится налаживать экономическое партнёрство в самых сложных — санкционных — условиях.
Если бездолларовому примеру Ирана последуют другие поставщики минеральных ресурсов, то такой «поход» против дядюшки Сэма будет означать не то иное как печальный финиш эры petrodollars, что немедленно скажется на почти безграничных возможностях США решать свои бюджетные проблемы путём печатания денег на станке ФРС. Вот тут-то и развернётся перед Конгрессом и президентом не просто фискальный обрыв, а целая финансовая пропасть.
Главное тут — не рухнуть первым Ирану.
А что касается вероятного ответа на возможную агрессию Израиля и США, то высшие лица ИРИ уже не раз предупреждали потенциальных агрессоров: кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
|