Иран представил перед общественностью то, что можно назвать "существенным успехом в области авиа технологий” — инженерами страны построен реактивный истребитель с применением технологий стелс. Некоторые эксперты по авиации, полагают, что крошечный, угловой реактивный истребитель с короткими крыльями, показанный миру, возможно, был дорогим макетом, и те видеоматериалы черного самолета, летящего по небу, фактически могли отражать радиоуправляемый модельный самолет. Такой скептицизм может быть понятным учитывая недавние вопросы, когда Иран послал обезьяну в космос и возвратил ее благополучно в Землю. На церемонии открытия в Тегеране 2 февраля, иранский президент Махмуд Ахмадинежад сказал, что теперь "скорость развития Ирана в науке и технике не зависит от обстоятельств, это зависит от нашего желания. ” Он подеркнул, что Qaher (Завоеватель), проект F-313, "несет сообщение братства, мира и безопасности и это не представляет угрозы никому. Нет никакого намерения вмешаться в дела любой другой страны.” Он также сказал, что "сдерживающий" самолет, построенный Организацией Авиационной промышленности страны, успешно проходил тестовые испытния в течении "тысяч часов” и что иранские пилоты были "очень удовлетворены ее работой.” "Мы должны поставить более высокие цели,” сказал Ахмадинежад. "Мы видим, что это возможно. У нас есть способности.” Министр обороны Ахмад Ваиди описал самолет как истребитель с наличием "уникальных физических характеристик,” созданным из "продвинутых материалов,” сконструирован с очень низким радарным поперечным сеченим, которое позволяет ему работать на низких высотах. Он также отметил, что самолет может взлетать и приземляться на коротких взлетно-посадочных полосах и может нести самое современное вооружение произведенное в стране. Рассматривая ситуацию, когда Иран находится под международным эмбарго на поставки оружия и что запасные части для его стареющего парка авиации трудно получить, эксперты и аналитики, подвергают сомнению правдивость слов Тегерана. "Aviationist” веб-сайт, которым заведует бывший итальянский пилот Воздушных сил и внештатный журналист авиации Давид Ченчотти, называет Qaher F-313 "действительно специфическим дизайном,” со "странным" материалом навеса и крошечным носовым отсеком, где было бы трудно предоставить размещение современной радарной установки: Кабина, слишком маленькая для современного самолета – отмечают нехватку проводок позади передней панели управления. Воздухозаборники чрезвычайно маленькие, они напоминают уже созданные на существующих беспилотниках, секция двигателя также очень мала, это вполне может расплавить весь самолет. Ченчотти приходит к заключению, что фотография, выпущенная Ираном, является "не чем иным как большой моделью макета” и что видео больше напоминает "радиоуправляемую масштабную модель, чем современный реактивный истребитель.” Он отмечает, что иранская видеозапись, вообще не показывает взлет и приземление самолета. Израильская газета "Maariv" цитирует израильского эксперта по аэронавтике Тэла Инбэра в качестве высказывания, что реактивный истребитель похож на стекловолокнно или картонную модель: "Это не самолет, потому что это не то, как должен выглядеть реальный самолет. У Ирана нет способности строить самолеты. Вывод простой.”
"Иран нуждается в перехватчике, который должен дать им возможность неожиданности, а это достаточно много, чтобы нести настоящие ракеты класса воздух-воздух,” сказал он. Другой эксперт в авиации, Дэйв Маджумдар, говорит, что самолет, демонстрирующийся в Тегеране больше напоминает старую игрушку Г.И. Джо, чем современный маневренный стелс-истребитель.
Он подвергает сомнению почти каждый аспект самолета, отмечая, что если это действительно боевой самолет, то у него как минимум должен быть большой отсек для топлива, не говоря уже о вооружении на борту. Он говорит, что кабина кажется незаконченной и что навес, кажется, сделан из низкокачественного материала. ”Возникают даже вопросы, есть ли вообще на истребителе двигатель. Время покажет...
|