Научно-исследовательской деятельностью в области архитектуры кораблей и основных подсистем в Государственной судостроительной корпорации Китая (China State Shipbuilding Corporation – CSSC) занимаются, по открытым источникам, девять из десяти НИИ. Основными являются 701-й институт в городе Ухань, занимающийся проектированием боевых надводных кораблей и подводных лодок, и 708-й институт в Шанхае, проектирующий суда обеспечения и десантные корабли.
Великий репликатор
Не стоит обманываться представленным в статьях малым количеством верфей: каждая из них представляет огромный комплекс из десятков небольших заводов и предприятий, осуществляющих полный цикл производства кораблей нескольких типов и различных классов, параллельно занимаясь судоремонтом, научными исследованиями и при этом активно наращивая производство гражданских судов. Военные заказы выполняются массово и высокими темпами. Цикл производства ПЛАТ проекта 091 типа «Хань» занимает не более четырех лет. ЭМ проекта 052 строились в пределах двух лет. Небольшие корабли типа РКА могут быть изготовлены за шесть месяцев. Что важно, в последнее десятилетие корабельная промышленность КНР поставила приоритетной задачу довести технологическое совершенство военной продукции до мирового уровня. Напомним: даже современные боевые корабли ВМФ НОАК, по различным оценкам, конструктивно и в плане материалов пока находятся на уровне 80-х годов XX века.
При этом собственными китайскими разработками обеспечиваются исключительно ненаукоемкие производства, такие как корпусостроение и вспомогательная энергетика. Более сложные системы, как правило, закупаются за границей. Вплоть до 1989 года КНР сотрудничала с Францией, ФРГ и США. От Франции Поднебесная получала главным образом электронику и вооружение: зенитные ракеты, артустановки, средства ПЛО и вертолеты. ФРГ и США поставляли современные газовые турбины. Однако после расстрела демонстрации на площади Тяньаньмэнь западные державы порвали с Китаем и главным партнером вновь стал СССР, а после его распада – Россия и Украина как имеющие наибольший опыт кораблестроения. Пребывавшие в тяжелом экономическом положении республики бывшего Союза были только рады такому многообещающему торговому сотрудничеству, в результате чего Поднебесная получила множество передовых по тому времени разработок и либо наладила их лицензионное производство, либо создала на их основе собственные модели. В результате, например, на эсминцах проекта 052C появились российские ЗРК С-300Ф (точнее, их китайский вариант), вертолеты Ка-28 и украинские газотурбинные двигатели. Тем не менее после неоднократных скандалов с незаконным копированием российских изделий наша страна декларирует осторожный подход к продаже КНР высокотехнологичного оружия.
Разрыв преодолим
А между тем научная мысль Китая тоже не стоит на месте: уже на фрегатах проекта 054 часть радиоэлектронного вооружения и противокорабельные ракеты являются национальной разработкой. На авианосце «Ляонин», по мнению наблюдателей, установлены полностью китайское радиоэлектронное оборудование, оборонительное вооружение и другие немаловажные составляющие, например аэрофинишеры. Даже если характеристики этой продукции ниже, чем аналогов в других странах, мало кто сомневается, что КНР сможет преодолеть этот разрыв.
В целом кораблестроительная промышленность Поднебесной сейчас находится на подъеме. Нельзя отрицать того, что по производственным мощностям и темпам строительства Китай значительно превосходит Россию и действительно может конкурировать с США. Китайская промышленность в какой-то мере «проседает» только в научно-исследовательской части, во всех же остальных аспектах уже можно говорить о полном превосходстве кораблестроения Поднебесной над нашей соответствующей отраслью. У КНР есть еще одно неоспоримое преимущество: дешевизна рабочей силы. Хотя качество работы по опыту десятков лет зарекомендовало себя как неудовлетворительное, можно ожидать, что рано или поздно квалификация рабочих поднимется до мирового уровня. Несмотря на то, что в ВМФ НОАК, по-видимому, количество пока не перешло в новое качество, уже нет сомнений: в обозримом будущем у КНР появится полноценный океанский флот. А это серьезная заявка на появление нового полюса на политической карте мира.
Подавляющее превосходство
Гордостью американского военно-промышленного комплекса являются технологии сниженной заметности, которые активно внедряются во всех видах вооруженных сил. Некоторые эксперты даже считают, что суть современной кораблестроительной программы Соединенных Штатов – сдерживание поднимающегося Китая, в частности, за счет масштабного применения кораблей, выполненных по технологии «Стелс».
Впрочем, это лишь один элемент из множества высокотехнологичных разработок, благодаря которым ВС США можно по праву назвать самыми «продвинутыми» в мире. Неоспорим и современный статус США как «владычицы морей». Обладая самыми многочисленными, боеготовыми и отлично подготовленными военно-морскими силами, Вашингтон может обеспечить военное присутствие в любой точке Мирового океана.
Что самое важное – флот своевременно и в должных количествах обеспечивается новыми кораблями взамен устаревших и исчерпавших ресурс. Нельзя отрицать и то, что количество БНК и ПЛ в ВМС США давно перешло в качество (например, с 6 июня 1942 года. – Прим.ред.). Впрочем, боевой состав ВМС США также весьма значителен: 288 кораблей. Это заслуга мощной кораблестроительной промышленности, по-видимому, являющейся самой эффективной и технически развитой в мире, а также консенсуса элит, выражающегося в безусловном внимании к нуждам своих ВС и ВПК.
Организационно кораблестроительная промышленность США состоит из двух крупных корпораций, владеющих судостроительными и судоремонтными предприятиями: General Dynamics и Huntington Ingalls.
General Dynamics располагает тремя основными судостроительными предприятиями. Это верфь Bath Iron Works Corporation в Бате штата Мэн, Electric Boat Company, расположенная в Гротоне штата Коннектикут, NASSCO (National Steel and Shipbuilding Company), расположенная в Сан-Диего штата Калифорния.
В составе Huntington Ingalls тоже три крупные верфи. Newport News Shipbuilding – единственный американский судостроительный завод, где возводятся атомные авианосцы ВМС США всех типов. Это второе предприятие, производящее атомные подводные лодки типа Virginia, а также (до 1996 года) – Improved Los Angeles, именно на этой верфи была построена последняя в серии SSN-773. На этом же предприятии производится обслуживание авианосцев и утилизация отработавших атомных реакторов.
Ingalls Shipbuilding – вторая верфь. На ее мощностях создаются десантные корабли нескольких типов: УДК (LHA) типа America, способные нести вертолеты и самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП) F-35B, ДВКД (LPD) типа San Antonio, ДВКД LPD Flight II нового поколения. Важный заказ – крупная серия ЭМ УРО типа Arleigh Burke. И, наконец, производятся катера береговой охраны.
Третьим подразделением является Avondale Shipyards в Новом Орлеане штата Луизиана. Эта верфь известна серией десантных катеров на воздушной подушке LCAC, а также строящимися ДВКД типа San Antonio. Тем не менее Northrop Grumman намерена закрыть Avondale Shipyards после завершения ею строительства LPD-25.
Ремонт и НИОКР
Судоремонтные заводы, как правило, тоже входят в крупные корпорации. Помимо уже упоминавшейся NASSCO существуют еще три объединения.
BAE Systems Ship Repair – ориентированная исключительно на ремонт, обслуживание и модернизацию кораблей компания. Ее мощности расположены в Норфолке, Джексонвилле, Мэйпорте, Мобиле, Сан-Диего, Сан-Франциско и Перл-Харборе на Гавайских островах. BAE Systems является ведущим предприятием, ремонтирующим неатомные корабли и атомные подлодки, и сотрудничает исключительно с ВМС США.
Управление кораблестроения и вооружения (Naval Sea Systems Command – NAVSEA) самое большое из пяти управлений МТО (так называемых SYSCOM – системных командований) ВМС США. Командующий (COMNAVSEA) подчиняется начальнику штаба ВМС (CNO) и заместителю видового министра по НИОКР и закупкам (Assistant Secretary of the Navy for Research, Development and Acquisition – ASN RDA). Задача управления – разработка, воплощение в жизнь, обслуживание, ремонт и модернизация различных боевых систем ВМС, в том числе и кораблей. Вопрос приобретения ВМТ в статье не рассматривается. Под эгидой NAVSEA работают судоремонтные верфи Norfolk Naval Shipyard, Pearl Harbor Naval Shipyard and Intermediate Maintenance Facility, Portsmouth Naval Shipyard и Puget Sound Naval Shipyard and Intermediate Maintenance Facility. Отдельной компанией считается U.S. Naval ship repair facility and Japan regional maintenance center, чьи судоремонтные заводы расположены в японских городах Йокосука и Сасэбо. Они обслуживают 7-й оперативный флот.
В организации НИОКР можно выделить три составляющие. Основной орган – Управление военно-морских исследований (Office of Naval Research – ONR). Эта организация также находится в ведении замминистра по НИОКР (сейчас пост занимает Шон Стакли. – Прим.ред.) и отвечает за координацию, разработку и проведение всех научных исследований в интересах военно-морских сил. ONR осуществляет военно-техническое сопровождение работ профильных лабораторий, университетов и институтов, многие из которых являются негосударственными (коммерческими).
Следующим элементом выступает Военно-морская исследовательская лаборатория (Naval Research Laboratory). Это основной профильный государственный исследовательский институт. Его задача – разработка и внедрение высокотехнологичных изделий. Лаборатория состоит из пяти подразделений. Управление бизнес-операций (Business Operations Directorate) занимается финансовыми вопросами. Системное управление (Systems Directorate) состоит из четырех бюро – РЛС, информационных технологий, оптических систем, РЭБ. Следующее управление – веществ и компонентов – разрабатывает новые виды материалов для кораблестроения. Оно имеет семь подразделений: лаборатории материаловедения, химических исследований, материалов, вычислительной физики и гидродинамики, физики плазмы, электроники и центр биомолекулярной инженерии. Управление океанологии и метеорологии включает шесть отделов: акустики, дистанционного зондирования, океанографии, морской геологии, морской метеорологии и исследования космоса. И, наконец, Военно-морской центр космических технологий (Naval Center for Space Technology – NCST) занят разработкой и приобретением КА для ВМС.
Непосредственно разработкой боевых кораблей и вооружения занимаются корпорации-производители.
Например, в General Dynamics эта роль возложена на компанию NASSCO, обладающую значительным опытом и мощностями.
Любопытен такой аспект организации НИОКР, как совместные исследовательские проекты нескольких компаний. В частности, существует программа NSRP – National Shipbuilding Research Program. К ней присоединились Austal, BAE Systems, Bollinger Shipyards, General Dynamics, Ingalls Shipbuilding, Vigor и VT Halter Marine. Целью совместного проекта является оптимизация стоимости строительства и обслуживания кораблей ВМС США за счет внедрения в производство новых технологий и способов. Все участники заинтересованы в подобном исследовании, поэтому сомневаться в эффективности программы не приходится.
Предварительные выводы
Кораблестроительная промышленность США представляет собой идеально отлаженный механизм, на протяжении многих десятилетий успешно вырабатывающий как производственные, так и научные продукты, которые зачастую становятся передовыми для всего мира. Стабильная поддержка со стороны государства и доверие гражданских заказчиков обеспечивают достаточное финансирование, которое в свою очередь работает как на качество трудовых ресурсов, так и на дальнейшее развитие.
Вне сомнения, все сценарии океанских операций на среднесрочную перспективу, за исключением сражения у берегов КНР, свидетельствуют о том, что ВМФ НОАК не сможет устоять против американских АУГ. К сожалению, говорить о месте России в океанском противостоянии не приходится. Фактически уничтоженный после распада СССР флот (даже с перекосом на подплав) до сих пор не восстановлен. Нельзя ожидать и того, что страна сможет содержать ВМФ, подобный хотя бы китайскому.
Справка «ВПК»
Приведенные в статье сведения недостаточны для сравнительной оценки промышленных потенциалов КНР, РФ, США в области кораблестроения. Статья поднимает важную проблему. Таблица с данными по отечественным ПКБ, ССЗ и СРЗ, разработанная в редакции по доступным сведениям из открытых источников и приведенная в № 3 еженедельника «ВПК», как и аналогичная таблица по США, является неполной. В обоих случаях отсутствуют исходные данные в достаточном объеме и обоснованная методика анализа материальной базы, технического состояния, смежников, транспортной доступности, качества работ, производительности, загруженности, пропускной способности, персонала, характеристик вспомогательных сооружений, станков. 29 января на докладе Плана обороны Российской Федерации глава военного ведомства предложил организацию сервисного обслуживания ВВТ по сквозным контрактам. Один из доводов – постоянный технический контроль со стороны производителя на всех этапах жизненного цикла системы оружия – от момента изготовления до утилизации. Крупнейший российский производитель бронетехники Уралвагонзавод еще в прошлом году заключил соглашение с Минобороны не только на модернизацию, но и на проведение капитального и среднего ремонта танков, ранее поставленных в войска. В СССР МБР и БРПЛ находились на гарантийном и постгарантийном обслуживании промышленности. С другой стороны, для кораблей такая система может быть неприемлемой. Есть предложения передать изготовителям не только капитальный, но и средний ремонт, выведя ремонтные предприятия из ведения Минобороны.
источник http://vpk-news.ru/
|