Ирина Бороган
Президент Владимир Путин, много лет не считавший соцсети стоящими внимания, стремительно меняет приоритеты. Если год назад он писал в своей предвыборной статье, что социальные сети превратились в «эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики”, то теперь российский президент прямо напомнил главной спецслужбе страны о необходимости бороться с радикалами в соцсетях.
"При нейтрализации разного рода экстремистских структур нужно действовать максимально решительно, блокировать попытки радикалов использовать для своей пропаганды возможности информационных технологий, ресурсы Интернета и социальных сетей", – заявил Путин 14 февраля на заседании коллегии ФСБ.
Этот призыв спецслужбы встретили с пониманием, поскольку отслеживанием происходящего в соцсетях они занимаются уже несколько лет. Между тем, последние события показывают, что спецслужбы, похоже, готовы пойти дальше простого мониторинга.
За две недели до заявления Путина, 28 января Раушан Валиуллин, политический активист из Набережных Челнов, избиравшийся в 2012 году в парламент Татарстана в качестве независимого кандидата, был приглашен в местную прокуратуру. Там ему вручили предостережение о недопустимости экстремистской деятельности, хотя молодой человек никогда ранее не привлекался к уголовной ответственности. Прокуратура утверждала, что Валиуллин разместил на своей странице в соцсети «ВКонтакте» фотографии «первых лиц Российской Федерации в военной форме Третьего рейха», что является пропагандой нацистской символики. Как пояснил мне Валиуллин, имелась в виду известная «фотожаба» с изображением Путина и Медведева в нацистской форме, гулявшая по Сети некоторое время назад.
«Эта фотография на моей странице была размещена год назад, и не мной, а одним из моих «друзей», который называет себя Алексеем Масловым. Я его никогда в жизни не видел», – объяснил мне Раушан Валиуллин. Но он не смог объяснить это прокуратуре.
Как выяснилось из официальных документов, местное подразделение УФСБ совместно с Центром «Э» (подразделение полиции по борьбе с экстремизмом) провело оперативно-разыскные мероприятия по мониторингу соцсетей, чтобы выяснить, как всем известная фотография появилась на странице Валиуллина. После чего ФСБ сообщила прокуратуре, что размещенный коллаж рассчитан на формирование негативного отношения общественности к первым лицам государства и провоцирует сомнение в правильности реализуемого в стране политического курса. При этом ФСБ считает, что преднамеренность действий Валиуллина "подтверждается проводимой им деструктивной деятельностью в период выборных кампаний 2011-2012 гг”.
Конечно, прокурорское предупреждение – это не тюремное заключение, но следующим шагом после предупреждения может быть штраф за пропаганду нацизма.
Сам активист считает, что прокурорское предупреждение – это месть властей за его участие в выборах и протестных акциях. Однако эта нелепая попытка объявить человека экстремистом за размещенную кем-то на его странице фотографию может быть пробным камнем в создании системы провокаций против активистов в соцсетях. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы выложить на странице активиста в соцсети порно или педофильское видео и предъявить уже уголовные обвинения.
Напомню, что ресурсы для работы в соцсетях у силовиков уже есть: российские спецслужбы и МВД по крайней мере с середины 2000-х используют специальное программное обеспечение для мониторинга блогов и соцсетей. ФСБ и МВД начали массово закупать такие системы в середине 2000-х, накануне саммита G8 в Санкт-Петербурге.
В прошлом году к ним присоединилась Служба Внешней Разведки. Как писала газета «Коммерсант», СВР заказала программу мониторинга соцсетей. Кроме анализа соцсетей, систему предполагаетсяиспользовать для распространения пропаганды в соцсетях среди граждан стран СНГ и Восточной Европы. Администрация президента тоже пользуется с конца 2011 года программой, которая отслеживает дискуссии в соцсетях и позволяет оперативно вбрасывать нужную информацию на актуальные темы.
Тем не менее, если раньше работа спецслужб в соцетях сводилась в основном к сбору информации, теперь, видимо, пришла очередь активных действий. После выступления Путина опыт Управления ФСБ в Татарстане вполне могут подхватить и в других регионах.
|