Французский корреспондент, создатель скандально известной книжки «Чудовищный обман» Тьерри Мейсан открыто объявил,
что большая часть западных корреспондентов, остановившихся в гостинице Rixos в Триполи , были представителями НАТО. В частности, он показал на категории, работающие на AP (Associated Press), BBC, CNN и Fox News1. Конфликт, который, как ожидается, спровоцировал начало беспорядков, - арест адвоката активиста 15 февраля 2011.
Это разожгло волну неповиновений, которые перетекли в веб-пространство и СМИ. Однако необычно большое количество видео на Ютубе и известий в Твиттере оказались небывало схожи и смотрелись как следующий явный план Пентагона по развитию программного обеспечения, которое позволяет скрыто править публичными информационными веб-сайтами, чтобы воздействовать на интернет-беседы и расширять пропаганду.
Все веб-сайты «за свободную Ливию» декларировали, что они сделаны на родине, однако Ютуб и остальные информационные ресурсы не были тогда доступны ливийским интернет-пользователям. Вебсайты «революции» – все на британском языке – наверное при том, что язык Ливии – арабский, английский там можно встретиться только в больших городах.
Невзирая на сомнительное происхождение, работники таких СМИ как Си-Эн-Эн, Би-би-си, NBC, Си-Би-Эс, ABC, Канал «Fox News», и Аль-Джазира приняли данные анонимные и неподтвержденные видео как надежные. Некие из «независящих» вебсайтов являются очевидно мошенническими.
Так, интернет-сайт, который именует себя Libyan revolutionary central (руководящим ливийской революцией – гиперссылка: http://www. feb17.info) был создан 14 го февраля – за день до первого протеста. Сайт зарегистрирован в штате Огайо как некоммерческая организация с идентификационным номером 501c3 – свободным от налогов!2 .При оценке обстановки в части, касающейся вопросов состояния и вероятных действий противника, было недооценено нравственно-психологическое положение ливийских войск.
На втором этапе с началом ракетно-бомбовых ударов главной упор информационной борьбы был перенесен на оперативно-тактический уровень. Главными составляющими информационной борьбы на предоставленном этапе считались информационно-пропагандистские акции, радиоэлектронная борьба, вывод из строя частей гражданской и армейской инфраструктур.
С борта самолета EC-130J «Коммандо Соло», предназначенного для «психологической борьбы», начали передавать известия на английском и арабском языках для ливийских военных: «Ливийские моряки, немедля покиньте корабль. Кидайте оружие, возвращайтесь домой, к семьям. Войска, верные режиму Каддафи, не соблюдают резолюцию ООН, требующую пресечь боевые действия в вашей стране».
Таких примеров можно привести немало. И любой из их считается свидетельством того, что стороны «сливали» в средствa массовой информации негативные сюжеты, стремясь к максимальной дискредитации своего противника.
А вот войско Каддафи, напротив, ни разу не поделилась с аудиторией собственными успехами, не находила сочувствия по предлогу утрат и ни разу не приподняла завесу секретности в отношении собственного состояния.
Когда инцидент перешел в длительную фазу (более месяца, с 1 апреля по июля), стартовал 3-ий этап, меняющий формы ведения информационной борьбы,
Задача данного шага – изобличить соперника в нравственно-неприемлемых формах ведения конфликта, а также привлечь на собственную сторону новых сторонников.
В незначительной степени натовской стороной отрабатывалась разработка борьбы с компьютерными сетями. Часто противоборствующие стороны (НАТО и Ливия) употребляли одни и те же приемы: приуменьшали собственные утраты и приумножали масштабы вреда противника.
В свою очередность ливийская сторона завышала числа утрат посреди местного народонаселения (численность потерпевших в столице). В то же время поражение Ливии не воспрепятствовало НАТО полтора месяца применять ливийское радио и телевидение для передачи собственных пропагандистских материалов.
В рамках информационно-пропагандистских акций осуществлялось радио- и телевещание на Ливию с местности сопредельных государств. Для роста аудитории этих радиопередач, над землей Ливии разбрасывались УКВ-радиоприемники с фиксированной частотой приема.
Не считая того, с воздуха непрерывно разбрасывались пропагандистские листовки. В взаимосвязи с общей малограмотностью народонаселения Ливии, листовки в основном носили графический характер (комиксы, баннеры, картинки, игральные карты с портретами ливийских лидеров).
Две стороны склонялись к дезинформации, пытаясь посеять атеизм в собственные силы и панику.
Стратегия информационной борьбы дозволяла на втором и 3-ем этапах в том числе и внедрение провокаций либо подтасовки фактов. Логично, что телевидение стало основной нападающей мощью информационных войн как на уровне интернациональных взаимоотношений, так и фактически во время проведения «шоссейной войны».
Так, пред началом военных действий президенты Франции, Великобритании, остальных государств НАТО, поддержавших операцию в Ливии, обратились с призывом к корреспондентам не издавать в прессе детали подготовки натовских вооруженных сил к военным действиям и вообщем попытаться сдержанно касаться к освещению намерений НАТО и Евросоюза.
Телевидение в очередной раз доказало, что оно существенно лучше остальных СМИ справляется с интерпретацией реальности, формированием требуемой картины мира, и чем признанее бренд телевизионного канала, чем более его аудитория, тем больше и доверие к нему, а чем более каналов предоставляют сходную трактовку событий, тем большую силу обретает сымитированный ими образ реальности.
4-ый шаг (август) – начало штурма Триполи. Пожалуй, в первый раз в XXI веке информационная битва повторила действия 18 июля 1936 года в Испании. «Над всей Испанией светлое небо» – по-испански Sobre toda Espa España el cielo está despejado) – по установившемуся мнению, пароль (позывной) к началу военного мятежа против Второй республики в Испании.
Эта фраза, употребленная в передаче радиостанции «Сеута», 18 июля 1936 годы послужила сигналом для одновременного совместного выступления военных по всей стране, что стало началом гражданской войны 1936–1939 годов.
Главным событием в информационной войне при штурме Триполи считается то, что когда «Аль-Джазира» и CNN показали кадры «победы» повстанцев, снятые в Катаре, то это было сигналом к атаке для мятежников и диверсантов.
Сразу после этих кадров по всему городу «спящие ячейки» повстанцев начали устанавливать блокпосты, врываться в командные пункты и квартиры офицеров, не предавших Каддафи.
Пятый этап (август–сентябрь) – штурм Триполи и поддержка гуманитарной миссии помощи населению страны. Принято считать, что в ходе пятого этапа реальный вооруженный конфликт завершился, а информационная война перешла в новую, шестую фазу (октябрь–декабрь) – формирование выгодной трактовки случившегося.
Самый простой способ манипулирования информацией – не подпускать журналистов к самим событиям, подкармливая прессу официальными сообщениями и видеохроникой, полученной от военных, вооруженных ноутбуками и мобильными телефонами со встроенными фото и видеокамерами.
Другой прием основан на использовании изобразительных средств кино и телевидения: среди отобранных военными оперативных съемок или снимков с разведывательных самолетов и спутников, демонстрировавшихся на брифингах для прессы в пресс-центре во время войны в Ливии, естественно, не было «неудачных» кадров.
Зато журналисты, а затем и зрители телеканалов вдоволь могли полюбоваться впечатляющими видами из кабины истребителя, из его бомбового отсека или даже из ракеты, прямиком летящей в цель. За время боевых действий в зарубежных СМИ было опубликовано большое количество информации.
Спецкор 1-го канала в Бенгази Ирада Зейналова
Однако, следует признать, что большинство упомянутых публикаций как раз и есть элементы той самой информационной войны. Откуда журналисты черпали публикуемые сведения? Скорее всего, свет увидели только те сведения, которые были выгодны идеологам антитеррористической борьбы.
Кадры «армии оппозиции» в Бенгази были любезно предоставлены телезрителям спецкором 1 го канала в Бенгази Ирадой Зейналовой. На плацу пыталось маршировать несколько десятков разношерстно одетых юношей (несмотря на все усилия оператора так скомпоновать кадр, чтобы число «марширующих» казалось значительным, больше 2–3 десятков человек поместить в кадр таким образом, чтобы не было видно флангов, ему не удалось).
Еще человек 20 постарше бегали вокруг зенитной установки (постоянный персонаж всех фото/телесъемок «сил оппозиции»), показывали пулеметную ленту и рассказывали, что у них есть не только показанное старое (и ржавое) оружие, но и новейшая техника: еще был продемонстрирован один невзрачный полковник, названный главнокомандующим повстанцев (число которых, судя по репортажу, никак не может превышать сотни) и главный противник «полковника Каддафи».
Кроме вышеупомянутого сообщения об «армии», Ирада Зейналова поведала миру, что под контроль оппозиции «перешло главное нефтегазохранилище Бенгази». При этом был показан большой огороженный сеткой двор и лента транспортера, по которой двигались кривые и ржавые 20 литровые газовые баллоны (стандартный размер для Ливии), а также стоящие за ними в очереди люди.
Кто бывал в Бенгази, хорошо знает этот пункт выдачи газовых баллонов, кто не бывал – все равно не может не понять, что это – вряд ли «главное нефтехранилище» Бенгази (пункты выдачи газовых баллонов существуют в Ливии во множестве, так как центрального газоснабжения там нет).
В том же стиле выступает и спецгруппа РТР. Евгений Попов в утреннем выпуске (05.03.11, 11:00) показал «армию повстанцев», отправляющихся штурмовать Рас-Лануф. На общей молитве перед боем в ее рядах оказалось десятка два человек. Затем «колонна джипов» выступила в поход – показали 2 машины, максимум по 10 человек в каждой. Затем бой. Показан взрыв мины или гранаты (не ясно где). «Повстанцев встретил огонь из десятков стволов» – где-то вдали слышна одна автоматная очередь. Затем «повстанец» сообщает, что у войск Каддафи «новейшее оружие» – вдали слышна вторая автоматная очередь.
Второй раз показан тот же взрыв, что и в начале «боя». «Войска повстанцев бегут», но некоторые «сумели закрепиться в пустыне» – показаны пассажиры одного джипа, сидящие за барханом. И еще – «повстанцы обстреливают Рас-Лануф из зенитных установок». Потом – госпиталь, куда «поступают десятки раненых» – показана одна «скорая», в следующем репортаже коллег – один раненый. Занавес.
Далее идут устные сообщения о десятках жертв в «гражданской войне», показывают «демонстрации в Триполи» – несколько десятков парней двигаются по улице (эти кадры уже показывали раньше – они давно опубликованы в Интернете и были сняты 20 февраля). А в следующем новостном сюжете – демонстрации в благополучной Александрии: забитая людьми площадь и прилегающие улицы, десятки тысяч собравшихся. Похоже, нас держат за полных дураков.
Апостольский викарий Триполи епископ Джованни Инноченцо Мартинелли (Giovanni Innocenzo Martinelli)
В первые дни войны представитель Римско-католической церкви заявил, что не менее 40 гражданских лиц погибли в Триполи в результате авиаударов коалиционных сил в Ливии. Как сообщил в четверг апостольский викарий Триполи епископ Джованни Инноченцо Мартинелли (Giovanni Innocenzo Martinelli), «так называемые гуманитарные рейды принесли десятки жертв среди гражданского населения в ряде районов Триполи».
Но представитель Объединенного комитета начальников штабов американских вооруженных сил вице-адмирал Уильям Гортни заявлял, что никаких сведений о жертвах среди мирного населения у коалиции нет.
Новым направлением информационной войны явилось следующее: фрегаты НАТО сбросили глубинные бомбы на оптоволоконный кабель, проложенный в 15 морских милях от побережья Ливии, с тем, чтобы нарушить телекоммуникационную связь между Сиртом, родным городом Каддафи, и Рас-Лануфом, где находится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны. В Джамахирии наблюдались значительные перебои со связью и работой телекоммуникаций.
Провокационная роль современных СМИ
С 90 х годов прошлого века с концентрацией СМИ в руках нескольких медийных групп они быстро превратились из каналов информации и отражения общественного мнения в каналы зомбирования и манипуляции. И не так уж важно, чем они при этом руководствуются – выполняют ли социальный заказ, элементарно зарабатывая на хлеб с маслом, делают это по недомыслию или в силу своего идеализма, – объективно они раскачивают ситуацию и ослабляют общество.
Из тех же 90 х можно вспомнить югославскую войну. Классикой нечистого на руку жанра стал, например, репортаж об истощенных мусульманах за сербской колючей проволокой, правда, его британские тележурналисты снимали изнутри огороженного участка. Или знаменитый «инцидент в Рачаке», ставший поводом для обвинения сербов в этнических чистках албанского населения Косово.
Финские патологоанатомы позже обнаружат порох на руках этих «безвинных жертв». Данный пункт, кстати, был вычеркнут из обвинения Международного трибунала по бывшей Югославии. Не пройдет и 10 лет, как западные СМИ вынуждены были признать, что албанские боевики вели охоту на сербов. Прежде говорить об этом было политически нецелесообразно.
Журналисты утратили даже видимость объективности и в ливийских событиях. В связи с этим Бенджамин Барбер из Huffington Post задался вопросом: «Западные СМИ в Ливии – журналисты или пропагандистский инструмент восстания?».
И вообще, что произошло с журналистикой? Помните, что стало поводом для начала агрессии НАТО против законной власти Ливии (как бы мы не относились к такой противоречивой фигуре как Каддафи)?
Изображение сборной солянки из монархистов, исламских фундаменталистов, лондонских и вашингтонских изгнанников и перебежчиков из стана Каддафи в качестве «восставшего народа» есть чистой воды лживая пропаганда. С самого начала «повстанцы» целиком и полностью зависели от военной, политической, дипломатической и медийной поддержки держав НАТО.
Без этой поддержки запертые в Бенгази наемники не продержались бы и месяца. Мировые СМИ проявили отвратительную нехватку любопытства. Также это было с Ираком или Афганистаном. «Нью-Йорк Таймс» возглавляет скоординированную кампанию пропаганды, распространения слухов и демонизации Муаммара Каддафи.
Некоторые статьи, кажется, написаны заранее и строго следуют предписаниям вашингтонской консалтинговой фирмы Wirthlin Group, которая установила, что «заданием, вероятно чтобы мотивировать общественную поддержку войны в Ираке, было восприятие Саддама Хусейна, как злого сумасшедшего, который совершил злодеяния против собственного народа и должен был быть остановлен».
Большая часть медийных заявлений в духе «убивает свой собственный народ» выглядит как цитата из учебника ЦРУ по пропаганде и опровергает тот факт, что они находятся в этот самый час в отеле в Триполи, который под полным контролем Каддафи.
НАТО организовал интенсивную пропагандистскую кампанию, изображая империалистическую агрессию как «народное восстание», ковровые бомбежки беззащитной антиколониальной армии как «гуманитарную интервенцию» для защиты «гражданского населения».
Срежессированная кампания в СМИ вышла далеко за пределы обычно задействованных в подобных акциях либеральных кругов, убедив «прогрессивных» журналистов и их издания, а также «левых» интеллектуалов, представлять имперских наемников в качестве «революционеров» и мазать черной краской героическое полугодовое сопротивление ливийской армии и народа иностранной агрессии.
Страдающая патологическим расизмом евро-американская пропаганда распространяла аляповатые образы правительственных войск (часто изображая их как «чернокожих наемников»), рисуя их насильниками, принимающими огромные дозы «виагры», в то время как в действительности их дома и семьи страдали от налетов и морской блокады НАТО.
Хотя они продолжают распространять неподтвержденную информацию об «изнасилованиях» и «кассетных бомбардировках» и «страхе перед убийствами» и пальбе по детям, но эти журналисты не испытывают страха за свои жизни.
Amnesty International и Human Rights Watch свидетельствуют, что до начала бомбардировок НАТО в восточной Ливии никаких массовых изнасилований, никаких вертолетных атак или бомбежек мирных демонстрантов со стороны сил Каддафи не было. Что точно было, так это 110 погибших с обеих сторон в ходе беспорядков в Бенгази.
Как видим, все эти истории были сфабрикованными, но именно они стали поводом для установления бесполетной зоны и нападения НАТО на Ливию. Вывод для инвесторов: если мировые СМИ единодушны в освещении какого-то массового преступления – значит это кому-то выгодно и является цепочкой к последующим событиям.
Разоблачители фальшивок
Обман раскрыли дотошные зрители телеканалов, которые сделали стоп кадры «ночного праздника на Зеленой площади» и обнаружили там массу несоответствий с настоящими фотографиями и даже с видеокадрами, сделанными на площади совсем недавно.
Телевизионщиков можно понять: надоевшая всем картинка людей с трехцветным королевским флагом, которые рассекают на джипе неизвестно где, неизвестно когда, двигаясь в никому неизвестном направлении с неизвестными целями, как правило, по провинциальной сельской местности – еще менее подходит для иллюстрации народного восторга в центре ливийской столицы.
Так, в одних местах, радуясь успехам повстанцев, успела вырасти 15-метровая пальма, которой там не было неделю назад, в другом месте на месте двухсотлетнего кедра неожиданно выросла вторая пальма, на стенах исчезла лепнина, и так далее. Несоответствий так много, и все они объяснимы – декорации – то из фанеры и на скорую руку, откуда там лепнина? Конфуз еще более неприятен тем, что информация о подготовке этой фальшивки века появилась в сети Интернет задолго до начала наступления повстанцев на Триполи.
С такими предупреждениями за несколько дней до событий выступили сторонники Каддафи. Сообщалось, что под городом Доха (Катар) в пустыне построена декорации Зеленой Площади, резиденции Каддафи и правительственного квартала Триполи, и там планируется снять обманные кадры полного поражения каддафистов, вне зависимости от реального положения дел в столице страны. Однако, телевизионщики проигнорировали это предупреждение.
Когда ежедневно слышишь о самолетах и вертолетах, которые расстреливают мирные демонстрации на улицах ливийских городов, о министрах и послах, перешедших на сторону народа, обличающих кровавый режим и создающих правительство переходного периода, о безоружных демонстрантах, которые захватывают целые города и области Ливии, жгут портреты и чучела Каддафи, его «Зеленую книгу» и размахивают флагами ливийской монархии, свергнутой более 40 лет назад, когда все это подкрепляется соответствующим видеорядом, – всему этому вольно или невольно начинаешь верить.
А потом какими-то окольными путями начинает просачиваться альтернативная информация о том, что «всенародное восстание против кровавого режима Каддафи» – не более чем телевизионная постановка катарской «Аль-Джазиры», что на деле выступления против Каддафи связаны с пресловутой «Аль-Каидой», вот уже десяток лет служащей за американские и саудовские деньги американским и саудовским интересам, что молодежи за участие в антиправительственных демонстрациях их организаторы выдают наркотики и деньги (от 300 до 500 долларов за день), что оружие и боеприпасы для «народных мстителей» Киренаики поступают через территорию Египта и доставляются с моря.
При этом подчеркивается, что авиация и вертолеты для разгона демонстраций не применялись, однако были разбомблены склады оружия, оказавшиеся под контролем боевиков Аль-Каиды.