Выставка проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года № 1310-р. Организатор - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Титульный спонсор мероприятия - ОАО "Вертолеты России", Генеральный спонсор - Еврокоптер Восток, Официальный партнер выставки - Новикомбанк.
В 6-ой Международной выставке вертолетной индустрии приняли участие 205 компаний из 18 стран мира. По сравнению с предыдущими годами, выставка демонстрирует неуклонный рост. Так, в 2011 году в выставке участвовала 161 компания из 16 стран, 156 компаний из 14 стран в 2010 году. По сравнению же с первой выставкой, проведенной в 2008 году, общее количество экспонентов выросло на 60%.
Оценить модельный ряд и новинки крупнейших мировых производителей вертолетов в этом году пришло более 10 тысяч человек. Напомним, что в прошлом году выставку посетило около 9 тысяч москвичей и гостей Столицы. На выставку также аккредитовалось свыше 300 представителей российских и зарубежных СМИ.
Среди посетителей в этом году были как политические и государственные деятели, зарубежные делегации, представители отечественных и иностранных силовых ведомств, бизнесмены, профессионалы вертолетной индустрии, представители российских и зарубежных СМИ, так и просто интересующиеся вертолетной тематикой.
Площадь экспозиции HeliRussia 2013 увеличилась почти на 1000 кв. м. и составила 12 706 кв.м., на которых свою продукцию представили 205 (165 российских и 40 зарубежных) компаний, включая таких лидеров мирового рынка, как "Вертолеты России", Eurocopter, Sikorsky Aircraft, AgustaWestland, Bell Helicopter, MD Helicopters, Robinson, "Мотор Сич", Turbomecca, Транзас, ЮТэйр, ПАНХ и многих других.
На выставке впервые в России новозеландская компания Composite Helicopters представила свою революционную машину - первый в мире вертолет из композитных материалов - KC-518.
Посетители выставки также смогли увидеть первый собранный в России на совместном предприятии ОАО "Вертолеты России" и AgustaWestland СП "HeliVert" новейший многоцелевой вертолет AW139. Кстати, именно таким же вертолетом, но итальянского производства, пользуется Премьер Министр России Д.А. Медведев.
Одной из ключевых тем выставки стало развитие санитарной авиации в России. Свое видение современных машин для выполнения санитарных и эвакуационных работ представили как ОАО "Вертолеты России" с легким многоцелевым вертолетом Ка-226Т в медицинской спецификации, так и компания Eurocopter показавшая на своем стенде специально оборудованный EC-145.
Впервые представили свои двигатели схемы V6 и V12 представители вновь-образованной компании Russo-Balt. Отличительная черта двигателей - их универсальность. С небольшими доработками они могут быть использованы в авиации, морском и автомобильном транспорте.
Перед входом в выставочный павильон было выставлено два вертолета: военный вертолет Ми-35М и легкий многоцелевой вертолет производтства Казанского завода "Ансат".
Украинская компания "Мотор Сич" представила на выставке HeliRussia-2013 обновленный вертолет Ми-2 собственной разработки. Как сообщил генеральный директор АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, Ми-2 послужил прообразом нового вертолета под названием МСБ-2. "От старого вертолета у него остались только лопасти. Разработана машина конструкторским бюро, созданным в "Мотор Сич", - проинформировал Богуслаев. На такой шаг предприятие пошло по той причине, что в мире сейчас простаивает огромное количество вертолетов Ми-2. Таких машин всего было построено более 5 тыс. Только на Севере и Дальнем Востоке России эксплуатируется 900 Ми-2, практически все они остаются на земле из-за выработанного ресурса и устаревшего двигателя ТВ2.
Всего на выставке было представлено 16 машин российских и зарубежных производителей, в том числе: Gazelle SA341, Robinson R-22, R-66 и две машины R-44, AgustaWestland AW119 Koala, Eurocopter EC-130 T2 и EC-145, Ка-226Т, MD-520, Bell-429, "Ансат", AgustaWestalnd AW-139, "Авиапроект" АП-55,модернизированный украинским заводом "Мотор Сич" Ми-2 - МСБ-2и военно-транспортный Ми-35М.
В официальной церемонии открытия выставки, которая состоялась 16 мая 2013г. в павильоне № 1 МВЦ "Крокус Экспо", приняли участие:
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин; Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров; Генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов; Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Штыров; Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук; Генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Дмитрий Леликов; Генеральный директор ОАО "Вертолеты России" Дмитрий Петров; Председатель Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии Михаил Казачков и другие официальные лица. В адрес участников, организаторов и гостей выставки пришла поздравительная телеграмма от Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, который не первый год принимает участие в открытии выставки, выступил первым, заявив, что "HeliRussia устанавливает компетенцию нашей страны". "В современной России нужна не только конкуренция, но и кооперация. Смотрите, любуйтесь, восхищайтесь. Ничего более изящного, чем современный вертолет, еще не придумала человеческая мысль", - сказал Дмитрий Рогозин.
По словам Дмитрия Рогозина, Россия становится "наикрепчайшей в мире вертолетной державой". Вице-премьер отметил, что за последнее время удалось не только полностью восстановить компетенцию страны, но и укрепить ее. Также, по мнению Дмитрия Рогозина, российское законодательство о применении вертолетов в крупных городах требует дальнейшей либерализации, т.к. "это единственный вариант доставки и полиции, и скорой помощи, и других спасательных и оперативных служб в любую точку города". Поэтому, по словам Вице-премьера, необходимо активизировать строительство дополнительных вертолетных площадок.
Министр Промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что количество участников выставки увеличивается каждый год.
Приветствуя участников и гостей выставки, глава Минпромторга России, в частности сказал: "Мы с вами оказались свидетелями создания новых проектов. Это и совместный проект с AgustаWestland. При этом - не только по вертолетам, которые сегодня уже собраны и представлены здесь. Сейчас ведутся работы по созданию нового вертолета в нише 2,5 тонны. Надеюсь, что уже в 2016 году этот вертолет будет сертифицирован, и начнутся поставки первым клиентам. Мы с вами оказались свидетелями получения второго рождения вертолета КА-62, который начинал создаваться еще в конце 1980-х-начале 90-х годов. Сегодня это совершенно другая, абсолютно новая машина международной кооперации с современным, абсолютно новым двигателем.
Надеюсь, что эти международные связи российской вертолетной индустрии будут только расширяться и укрепляться".
Сергей Чемезов отметил возросшую роль российских вертолетов на мировом рынке. "Консолидация вертолетостроительных активов в рамках холдинга "Вертолеты России" себя оправдала, - заявил на церемонии открытия выставки глава Ростехнологий. - На российскую вертолетную технику сохраняется стабильно высокий спрос. За последние пять лет объем экспортных поставок увеличился более чем на треть, а производство выросло почти в четыре раза. "Вертолеты России" занимают десятую часть гражданского и пятую часть военного сегмента мирового рынка. Сегодня это динамичная международная компания, выпускающая новые продукты".
После открытия выставки, заместитель Министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь удостоил представителей компании AgustaWestland Чезарио Каччи и Альберто Понти знаком отличия "Почетный авиастроитель Российской Федерации".
По словам представителей Компании, уже в июне этого года первый AW139 российской сборки будет доставлен клиенту, заказавшему две машины. Вторая будет передана осенью. Все вертолеты будут в ВИП-исполнении и оснащены комплексной системой антиобледнинения, позволяющей выполнять полеты при любых погодных условиях.
Компания Eurocopter на своем стенде представила две машины - легкий вертолет EC-145, подготовленный для оказания срочной медицинской помощи и эвакуации пострадавших, а также свой бестселлер - модернизированный легкий вертолет EC-130 Т2, являющийся, на сегодняшний день самым тихим вертолетом в своем классе. Объемы заказа EC-130 T2 только за 2012 год превысили 70 шт.
Основу российской экспозиции составил объединенный стенд ГК "Ростехнологии", включавший в себя экспозиции компаний ОАО "ОПК "Оборонпром", ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), совместный стенд компаний "Рособоронэкспорт" и Концерна "Авиационное оборудование".
Помимо упоминавшихся выше Ка-226Т, Ми-35М и "Ансата", Холдинг "Вертолеты России" представил на своем стенде макеты всех производимых сегодня компанией вертолетов.
Также, компания перед выставкой объявила, что может возобновить процесс ремоторизации своего легкого вертолета Ми-34. Обновленная машина, сроки создания которой пока не определены, будет производиться на совместном россйсок-итальянском СП HeliVert в подмосковном Томилино.
Входящая в "Оборонпром" Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) представила на выставке ряд новейших двигателей, в том числе турбовальный двигатель пятого поколения ВК-800В обладающий высокой экономичностью и низкой ценой производства. Холдинг "Швабе" продемонстрировал обзорно-поисковую систему ГОЭС-337М для вертолетов Ми-17. Она обеспечивает круглосуточное обнаружение, распознавание, захват и автосопровождение наземных целей.
Предприятия КРЭТ представили несколько моделей бесплатформенных инерциальных навигационных систем, используемых для определения местоположения самолетов, ракет и судов. КРЭТ является основным производителем бортового радиоэлектронного оборудования для Ка-52, одного из самых совершенных боевых вертолетов в мире.
Концерн "Авиационное оборудование" представил свыше 40 своих разработок. В частности, НПП "Респиратор", входящий в "Авиационное оборудование", представил блок кислородного питания БКП-3-210Р со значительно уменьшенной массой и огнетушитель УБШ с модернизированной пироголовкой, отличающейся небольшими габаритами.
Компанией "Авиапроект" на выставке был впервые представлен не только полноразмерный макет своего новейшего легкого четырехместного вертолета сосной схемы АП-55, но и его главный редуктор. По словам представителей компании, производственные мощности предприятия готовятся под выпуск до 60 машин в год. Планируемая дальность полета АП-55 - 515 км, полезная нагрузка - 300 кг, статический потолок - 3600 м.
Традиционно насыщенной была и деловая программа выставки. В этом году в рамках HeliRussia 2013 состоялось 46 разнообразных презентаций, мастер-классов, конференций и круглых столов. Ключевым событием стала 2-я Межведомственная научно-практическая конференция "Санитарная авиация и медицинская эвакуация -2013", проходившая 16-17 мая. На конференции обсуждались вопросы, связанные с санитарной авиацией в России. На конференции выступали представители государственных органов исполнительной власти, специалисты медицинских организаций, имеющие опыт медицинской эвакуации пациентов с использованием самолетов и вертолетов, организации, участвующие в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники.
В рамках конференции состоялись мастер-классы "Работа авиационной медицинской бригады при эвакуации пациента на дальние расстояния", проведенный специалистами учебного центра по подготовке специалистов авиационных медицинских бригад ВЦМК "Защита" Минздрава России с использованием вертолета Ка-226Т и "Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия с использованием санитарных вертолетов" представленный сотрудниками Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы на базе вертолета Eurocopter EC-145.
Живой интерес у участников вызвало подписание соглашения в области летной годности и процедур реализации между АР МАК и Главным управлением гражданской авиации Перу. Документ облегчает выдачу экспортных сертификатов летной годности и делает беспрепятственной процедуру регистрации новых вертолетов российского производства в авиационном реестре Республики и, фактически, открывает для российских вертолетов небо Перу.
"Вертолеты России" 17 мая подписали соглашение с компанией ПАНХ о совместной работе по расширению сфер применения гражданских вертолетов. Документ предполагает сотрудничество в области проведения лидерной эксплуатации новых и модифицированных типов отечественных вертолетов в производственных условиях, изучение требований заказчиков авиационных работ к внешнему облику и технико-экономическим характеристикам коммерческих вертолетов, особенностям их эксплуатации и применения в России и других странах мира. Компании также намерены совместно производить оценку технического уровня и конкурентоспособности существующих и перспективных гражданских вертолетов и определять общие направления модернизации российской гражданской вертолетной техники в соответствии с требованиями авиационного рынка. Помимо этого, среди проектов, отраженных в соглашении, - создание, изготовление и применение в учебных целях новых тренажеров российских вертолетов.
В первый день выставки дистрибьютор вертолетов AgustaWestland в России компания Exclases Holdings подписала новый контракт на поставку пяти вертолетов AW139 российской сборки. Машины будут поставлены как в ВИП-, так и в транспортной конфигурации.
ЗАО "Транзас Авиация", предприятие Группы "Транзас", и компания Jet Transfer, официальный представитель американского производителя вертолетов Bell Helicopter, подписали соглашение о сотрудничестве в части установки оборудования ГЛОНАСС/GPS на вертолеты Bell-407 и Bell-429. Оснащение вертолетов Bell приемоиндикатором ГЛОНАСС/GPS "TSS" (Transas Satellite System) производства "Транзаса" будет осуществляться в соответствии с постановлением правительства РФ об оборудовании аппаратурой ГЛОНАСС всех воздушных судов иностранного производства, эксплуатируемых в Российской Федерации, к январю 2017 года.
Также большое внимание со стороны участников выставки привлекла Международная конференция "Рынок вертолетов: реалии и перспективы", организованная Ассоциацией Вертолетной Индустрии и отраслевым агентством "АвиаПорт". На конференции рассмотрены параметры российского вертолетного рынка с позиции потребителей и производителей вертолетной техники при участии представителей ведущих эксплуатантов и производителей вертолетов. По словам модератора конференции, исполнительного директора отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, сегодня российские компании предпочитают покупать иностранные легкие вертолеты вместо тяжелых отечественных. Отечественных машины класса Ми-8/17 заменяются на более легкие машины иностранного производства. В 2012 году на внутренней рынок российскими производителями было суммарно поставлено 20 гражданских машин, большая часть из них адресована госзаказчикам и федеральным ведомствам. В то же время иностранных машин в прошлом году на российский рынок поставлено 97. Доминирует легкий вертолет "Робинсон-44": на внутреннем рынке РФ в прошлом году было продано 58 таких машин.
"Тенденция доминирования "Робинсон-44" говорит о том, что себестоимость летного часа этой машины самая низкая, - отметил, в свою очередь, председатель правления "Ассоциации Вертолетной индустрии" Михаил Казачков. - Заказчик голосует рублем. У "Робинсон-44" самые низкие цены, он лидирует. В этом и есть основная тенденция: заказчик стремится минимизировать свои затраты на транспортные услуги. Если в дальнейшем, производя вертолеты, отечественные компании будут наращивать стоимость летного часа, то будут преобладать вертолеты легкие, однодвигательные".
На научно - практической конференции "Авиационное бортовое оборудование" обсуждались актуальные вопросы, связанные с текущим состоянием и перспективами развития бортового оборудования, роль которого в облике современных вертолетов неуклонно растет. В рамках конференции был проведен круглый стол "Прогноз развития бортового оборудования для перспективных вертолетов". Модераторы - Джанджгава Гиви Ивлианович, Генеральный конструктор ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии", д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат государственных Премий и Макарейкин Владимир Степанович, директор по инновационному развитию и государственным программам ОАО "Вертолеты России". В мероприятии приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минобороны России, ФСБ, МВД, МЧС, Госкорпорации "Ростех", ОАО "Вертолеты России", ОАО "Концерн Радиоэлектронныетехнологии", иностранных и российских предприятий авиаприборостроительной и вертолетостроительной отраслей, а также профильных СМИ.
Будущее мирового вертолетостроения, а также практика и перспективы использования композитных материалов, сертификация и безопасная эксплуатация техники, построенной с использованием инновационных материалов обсуждалась в рамках круглого стола "Применение композитных материалов в винтокрылой авиационной технике", организованного технологической платформой "Авиационная мобильность и авиационные технологии", Департаментом авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли России и ОАО "Вертолеты России".
Ключевым же событием выставки стало открытие 17 мая первого российского хелипорта на крыше МВЦ "Крокус-Экспо". Совместный проект "Русских Вертолетных Систем" и "Вертолетов России" обладает полноценным залом ожидания, зоной досмотра и регистрации. К услугам клиентов и гостей бизнес-центр с доступом в интернет, бар, а также полноценная зона отдыха.
Уникальность первого российского хелипорта заключается не только в его современном оснащении, но и в его транспортной доступности - фактически, клиенты хелипорта смогут использовать все существующие виды транспорта: в непосредственной близости от хелипорта находятся Московская Кольцевая Автомобильная Дорога (МКАД), Проспект Маршала Жукова, переходящий в Новорижское шоссе, яхт-клуб "Крокус-Сити", а также станция метро "Мякинино".
Первыми пассажирами хелипорта "РВС" стали известный кутюрье Валентин Юдашкин, специально прибывший на открытие на вертолете из своей резиденции и Генеральный директор авиакомпании ЮТэйр Андрей Мартиросов, ставший лицом, совершившим официальный вылет из хелипорта.
Традиционно, HeliRussia является не только главной европейской площадкой для демонстрации вертолетной техники и оборудования, но и интерактивной площадкой, на которой будет интересно как профессионалам вертолетной индустрии, так и просто любителям авиации вне зависимости от возраста и других увлечений.
Торжественным событием года для членов вертолетного сообщества стала Церемония награждения ежегодной премией АВИ В этом году на премии от АВИ было выдвинуто 68 соискателей. Итоги были подведены в присутствии руководителей крупнейших компаний-производителей вертолетов, а также Почетного члена Ассоциации Сергея Сикорского - сына легендарного изобретателя вертолета, русского и американского авиатора Игоря Сикорского.
На выставке подведены итоги шестого Международного фотоконкурса на лучшую работу по вертолетной тематике "Красота винтокрылых машин". Всего, за период проведения, на конкурс было прислано свыше 600 фотографий, из которых выбрано 12 победителей в четырех номинациях: "Вертолет - труженик", "Вертолет - солдат", "Вертолет - спортсмен" и "Вертолет и Природа".
Самые же маленькие посетители выставки, помимо того, что смогли вживую увидеть вертолеты, сфотографироваться на их фоне с пилотами и даже посидеть внутри, также приняли участие в художественном оформлении макета "всемирного" вертолета, собранного в масштабе 1:3.
Команда HeliRussia уже на протяжении шести лет организует крупнейшее европейское событие в вертолетной индустрии на самом высоком уровне. Каждый год несколько сотен экспонентов и несколько тысяч посетителей могут по достоинству оценить развитие российского вертолетного рынка, его перспективы и тенденции, познакомиться с новинками мирового вертолетостроения, принять активное участие в деловой программе выставки, обменяться опытом с коллегами со всего мира, а также напрямую и без посредников представить свое видение будущего вертолетной индустрии как производителям вертолетов и вертолетного оборудования, так и соответствующим органам власти.
Проведенная выставка в очередной раз закрепила за Россией статус одного из крепких и динамично-развивающихся лидеров мировой вертолетной индустрии, что было отмечено практически всеми участниками HeliRussia 2013.
Уверены, что следующая выставка будет еще интереснее для ее участников, а достигнутые на ней результаты послужат на пользу вертолетостроения и прогрессу вцелом.
|