"Sea Jet" – экспериментальное судно (AESD) былo построенo на верфи Дакота Creek Industries в Anacortes, штат Вашингтон. Корабль (AESD) был крещен 24 августа 2005 года. Церемония состоялась в Центре акустических исследований в Bayview. Начальник военно-морских исследований контр-адмирал М. Джей Коэн выступил с речью на крестинах. Спонсор судна Кэтлин Харпер, жена Турман Харпер, вице-президент по техническому обеспечению компании Rolls-Royce , по традиции разбила бутылку шампанского об фортштевень. Kорабль окрестили «Sea Jet». Pазработка и проведение дальнейших исследований по проекту финансируется Управлением военно-морских исследований (ОНР). По существу, это уменьшенная (1:4) модель эсминца класса "Zumbalt" – имеет 40 м в длину и водоизмещение при полной загрузке 120 тонн. Дизайн "Sea Jet" был спроектирован Computer Sciences Corporation (CSC). Cудно проходит испытания довольно далеко от моря, на озере Pend Oreille. Озеро Пенд Oreille по своим природным характеристикам идеально подошло для гидродинамических, электромагнитных и акустических испытаний. Озеро довольно глубокое (350 метров) и изолированное. Акустические испытания осуществляются в течение ночи, когда влияние посторонних шумов минимально . В холодное время года испытания могут начаться только в начале дня. Также предпочтение открытого oкеана озеру позволило избежать немалых денежных издержек.
Исследования проводит Центр разработки надводного вооружения ВМС США в Carderock и Oтдела акустических исследований (the Naval Surface Warfare Center Carderock Division, Acoustic Research Detachment) в Bayview, штат Айдахо. На тот момент на "Sea Jet" стоял дизель-генератор мощностью 250 кВт, питающих через систему батарей, состоящей из 720 штук 12V-элементов (XE40 Genesis батареи ), позволяющих в итоге выдать 650kW мощности, два электродвигателя, которые в свою очередь приводили в движение Rolls-Royce AWJ-21 (мощность-по 300 кВт каждый), интегрированные в корпус ниже ватерлинии. На "Sea Jet" работает экипаж до шести человек. Судно достигает максимальной скорости 8 узлов на дизеле и 16 узлов на батареях. Среди первых технологий, апробированных на судне, были Rolls-Royce AWJ-21 – движетели, разработанные в Rolls Royce Naval Marine (RRNM), обеспечивающие повышенный КПД на винтах, снижение акустической сигнатуры, а также улучшение маневренности по сравнению с предыдущими кораблями DDG 51- класса эсминцев. Дополнительные преимущества от применения технологий, заложенных в AWJ-21, по мнению проектировщиков, заключаются в увеличении скорости судна, это позволяет сделать корпус судна более изящнее, работая без рулей, валов и распорки гребного винта . В отличие от обычных водомётов, система работает полностью под водой, снижая шум и след на поверхности для улучшения скрытности. Легкий и компактный AWJ-21 позволяет судам работать на мелководье. Комплекс его рулевого управления и реверсивной системы улучшает маневренность на низких скоростях. Испытания AWJ-21-движетеля проводились на Большом канале кавитации в Мемфисе, штат Теннесси, в середине 2005 года. Служащие Philadelphia's Code 90 спроектировали электрические двигатели и системы их жизнеобеспечения. General Dynamics также внесла свою лепту в проектирование и разработку электрического силового привода. В ARL в Университете штата Пенсильвания была предоставлена тестовая поддержка в начальной стадии развития AWJ-21-движетелей. MIT помогал с его дизайном.
30 ноября 2005 года состоялся первый день ходовых испытаний на озере Pend Oreille. К середине мая 2006 года сообщалось, что "Sea Jet" на озере Pend Oreille проходит тесты уже в течение 16 дней подряд, проходящем через трёхфутовые волны, расщепляя их, как бритва.
14 марта 2008 года после доработок, связанных с установкой Rimjet-движителя, а также соответствующих механических и электрических систем, "Sea Jet" вернулся на озеро Pend Oreille для продолжения гидродинамических, электромагнитных и акустических испытаний. Другие изменения включают в себя удаление алюминиевой рубки и установкой взамен рубки, изготовленной с применением композитных материалов, в той или иной степени абсорбирующей электромагнитные волны. RIMJET-движитель-новый тип двигательной установки, разработанный General Dynamics Electric Boat c электрическoй системой управления, рaзработанной Rolls Royce, в нем гребной винт является частью электродвигателя.
Преимущества по сравнению с AWJ-21 является наличие высокого крутящего момента на выходе, минимального воздействия на контур корпуса и возможность сделать мотогондолы поворачиваемыми. Лопасти движителя RIMJET установлены не в ступице, а в ободе, что обеспечивает ряд преимуществ: RIMJET работает при относительно низких оборотах в минуту. При работе RIMJET кавитационные явления снижаются значительно, а обод предотвращает образование наконечных вихрей. Он также обещает быть гораздо более надежным и проще в обслуживании: исключается необходимость в системе охлаждения, устраняется необходимость в системе смазки подшипников и уплотнений, отсутствие стойки снаружи винта уменьшает кавитационную эрозию. Питаясь от стоящих на то время аккумуяторах "Sea Jet", имела автономность максимум 3 часа, после чего требовалось 14 часов времени на перезарядку, что значительно замедляло эксперименты. В мае 2008 года Центру разработки надводного вооружения ВМС США в Carderock и Oтделу акустических исследований был предоставлен доклад о результатах исследований, связанных с возможностью установки на "Sea Jet" топливных элементов как источника питания. Из доклада следовало, что интеграция топливных элементов на борт "Sea Jet" является возможной. В докладе рассматривались как различные варианты топливных элементов, так и различные способы хранения водорода на борту "Sea Jet". В качестве вариантов на топливные элементы были представлены: SIEMENS (BZM 120), BALLARD (HD6), HELIOCENTRICS (HyPM HD-65). В декабре 2010 года университет штата Айдахо- University of Idaho College of Engineering Moscow, ID 83844 (есть такой город в США) представил доклад NAVSEA, Отделу акустических исследований. В докладе топливные элементы уже не были рассмотрены в качестве источника питания-система выходила слишком громоздкой и дорогой для дальнейшей реализации. В качестве альтернативы рассматривалось использование литий-ионных батарей, обеспечивающие запас хода на них до 10 часов.... В октябре 2008 года на судоверфи Bath Iron Works состоялась закладка USS Zumwalt (DDG-1000). В эсминец вошли многие из наработок, полученные при эксплуатации "Sea Jet".
источник topwar.ru
|