Независимый эксперт в области национальной безопасности Лорен Томпсон (Loren Thompson) опубликовал 3 июня в интернет-версии журнала Forbes статью «Война в Сирии показывает, почему США нуждаются в истребителях пятого поколения» (War In Syria Highlights Why U.S. Needs Fifth-Gen Fighters). … США и их союзники могут ввести бесполетную зону над Сирией, как они это сделали во время войн в Ливии и Ираке, и эта возможность подчеркивает важность наличия «живучих» истребителей пятого поколения. Сейчас ВВС США и их союзников оснащены истребителями предыдущего поколения, которых сирийские зенитные ракеты могут сбивать в битве за контроль над воздушным пространством. Такие опасения отводились на второй план, пока Пентагон в последние десять лет воюет с движением «Талибан», не имеющего ПВО и ВВС. Однако сегодня основное внимание в военном планировании должно переместиться в сторону противодействия странам, имеющих т.н. интегрированную систему ПВО, таких как Китай, Иран, Северная Корея и Сирия. Свехзвуковые маневренные фронтовые истребители являются основным средством подавления ПВО противника. США и их союзники могут понести тяжелые потери в Сирии, если эта страна в ближайшее время получит самые современные российские ЗРК С-300. Эти системы разработаны с учетом борьбы с традиционной западной воздушной тактикой. На прошлой неделе эксперт Международного института стратегических исследований в интервью «Радио Свобода» высказал мнение, что средства РЭБ вряд ли смогут нейтрализовать С-300. В войне против Сирии будет трудно использовать беспилотные летательные аппараты или крылатые ракеты для уничтожения мобильных ЗРК, которые могут их перехватывать. С-300 является очень мобильной системой оружия, время боевого развертывания составляет всего пять минут, и потому для их уничтожения нужны пилотируемые боевые самолеты, которые могут получать информацию с «непрерывным обновлением». Но такие самолеты должны обладать большой боевой живучестью, так как С-300 способны отслеживать до 100 целей одновременно и обстреливать десятки из них на дальности сто миль. Этот фактор подводит меня к мысли использовать истребители пятого поколения. На протяжении многих лет американские истребители научились применять новые технологии, такие как умные бомбы и цифровая система управления полетом. Пятое поколение истребителей обладает расширенными боевыми возможностями, технологии стелс позволяют им быть трудно обнаруживаемыми, двигатели и новые материалы позволяют иметь высокую маневренность, новейшие системы датчиков обеспечивают пилотов высоким уровнем «всеобъемлющей» ситуационной осведомленности. Наши пилоты могут видеть врага, но враг их не может увидеть. Даже если враг их обнаружит, малые радиолокационная и тепловая сигнатуры стелс-самолетов делают чрезвычайно трудными их сопровождение и обстрел. Передовая стелс-технология в сочетании с высокоточным оружием и высоким уровнем ситуационной осведомленности позволят подавить ПВО противника в течение нескольких дней. Тем не менее, единственным боеготовым истребителем пятого поколения является только F-22 (185 машин). План состоит в том, чтобы насытить военную авиацию менее дорогими истребителями пятого поколения F-35. F-35 поступит на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США в «доступном пакете». Хотя в этом самолете отсутствует сверхманевренность F-22, в некоторых областях его бортовая электроника превосходит ту, что установлена на предшественнике. Проблема в том, что F-35 не войдут в эксплуатацию до 2015 года, если нужно будет подавить сирийскую ПВО в ближайшее время. Вероятно, значительную часть этой работы выполнят истребители четвертого поколения. Хорошей новостью является то, что Сирия не сможет получить С-300 из России до конца этого года, потребуется еще некоторое время для его освоения сирийскими расчетами. Плохая новость состоит в том, что подобные передовые оборонительные технологии в ближайшее время могут появиться у недружественных государств, либо путем поставок из России, или Китай сможет скопировать их и передать государствам-изгоям как Северная Корея. Американские военные, особенно ВМС, потратили значительные усилия для придания истребителям четвертого поколения способность бороться с интегрированной системой ПВО. Например, палубный истребитель F/A-18 Super Hornet оснащен некоторыми технологиями стелс, которые в сочетании с современными средствами РЭБ и передовой тактикой может эффективно бороться с угрозами сегодняшнего дня. Но, к сожалению, нет способов превратить истребители четвертого поколения в пятое в плане малозаметности. Основная причина в том, что планер, бортовая электроника и силовая установка малозаметного боевого самолета изначально должны быть разработаны с учетом технологии стелс, чтобы получить оптимальный результат. Если Пентагон будет продолжать политику приобретения одновременно как самолетов пятого, так и четвертого поколений, истребители «старого поколения» не смогут решить поставленные перед ними задачи в борьбе с сильной ПВО. Такая политика также подрывает концентрацию усилий и ресурсов на производство истребителей пятого поколения, чтобы сделать их доступными для наших союзников. Некоторые энтузиасты ВВС считают. что США должны закупить больше истребителей F-22, производство которых было прекращено решением экс-министра обороны США Робертом Гейтсом (Robert Gates) в 2009 году. Пересмотр этого решения был бы слишком расточительным делом, если закупить всего несколько сотен машин. Таким образом, практический выбор сводится лишь к двум вещам – закупать только F-35 или продолжать приобретение смешанного парка истребителей четвертого и пятого поколений, прежде чем производство истребителей старых типов не будет прекращено. В ближайшей перспективе самолеты старшего поколения выглядят более доступными по цене, но они не имеют некоторых ключевых возможностей F-35. Проблема в том, что в таких местах как Сирия они могут понести тяжелые потери. Стоимость F-35 не будет повышаться, пока наращивается производство, и даже будет снижаться. Если вы ставите во главу угла фактор малозаметности и боевой эффективности, то поймете, почему три рода вооруженных сил США и десяток иностранных партнеров полны решимости закупать F-35 в качестве перспективного истребителя.
|