Под огромным полупрозрачным куполом и с усиленной охраной стоит странного вида летательный аппарат, сообщает 19 июня агентство Би-би-си. Безликое треугольное воздушное судно, впервые выставленное на обозрение широкой публике, спряталось от назойливых любопытных взглядов посетителей, так как производители не желают, чтобы они слишком скрупулезно его рассматривали. Этот беспилотный аппарат с довольно неуклюжим названием nEUROn может стать боевым самолетом будущего. Посетители выставки с восхищением наблюдают за полетами истребителей Rafale и Су-35, отдавая должное мастерству и смелости пилотов. Со времен мировой войны, когда такие асы как «Красный Барон» Манфред фон Рихтгофен (Red Baron Manfred von Richthofen, легендарный немецкий летчик времен Первой мировой войны, сбил 61 самолет противника – прим. «ВП») патрулировали небо, летчики-истребители всегда занимали особое место в человеческом воображении. Но этот статус может оказаться под угрозой, потому что следующее поколение боевых самолетов может вообще обойтись без пилота. Но находящиеся в строю беспилотники весьма уязвимы, когда заходят в охраняемое мощной системой ПВО воздушное пространство противника. Одним из решений является создание боевых беспилотных ЛА размером с истребитель и способных летать на большие расстояния с высокой скоростью. Они могут наносить удары по противнику и защитить себя от вражеской ПВО. Ряд экспериментальных «супердронов» уже построены, среди них Northrop Grumman X-47 и BAE Systems Taranis. К ним присоединился nEUROn, созданный европейским консорциумом во главе с французской компанией Dassault (в число участников проекта входят оборонные компании из Греции, Италии, Испании, Швеции и Швейцарии). Прототип БЛА выполнил первый полет в конце прошлого года. Аппарат похож на американский малозаметный истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-117 Nighthawk, и это не случайно – «Нейрон» разработан с применением стелс-технологий. «Это большой самолет! Это истребитель с бомбовым отсеком», говорит исполнительный директор компании Dassault Aviation Эрик Траппье (Eric Trappier). Беспилотник уже выполнил испытания на малозаметность, но в полной боевой конфигурации он вряд ли будет готов до конца десятилетия. Траппье считает, что нужно очень четко понимать роль пилотируемых и беспилотных самолетов в будущих конфликтах. «В некоторых регионах у вас может возникнуть необходимость выполнения большого количества опасных миссий, где использование беспилотной техники может быть весьма полезным. Например, для уничтожения позиций вражеских ракет или ведения РЭБ. Такая необходимость может возникнуть в «первый день войны», когда угроза для пилотируемых самолетов велика, и применение боевых БЛА может стать хорошим решением», говорит он. Значит ли это, что в один прекрасный день беспилотный самолет, управляемый компьютером, отработает лучше, чем истребитель, пилотируемый человеком? «Да, в некоторых видах операций они могут действовать лучше. А в некоторых предпочтительно иметь пилота в кабине. Это своего рода компромисс между БЛА и пилотируемыми истребителями», говорит Траппье. В последнее время общественность часто негодует по поводу использования беспилотников в локальных конфликтах. Есть также опасения, что операторы БЛА находятся слишком далеко от зоны конфликта, и они могут не в полной мере осознавать серьезность принимаемых ими решений. Но, по словам Траппье, вопрос стоит не в том, применять или не применять беспилотники, а в том, как они должны действовать. «Это вопрос к тем, кто управляет беспилотником, вы должны знать, что вы делаете», говорит он. Траппье также считает, что дискуссия по БЛА, развернувшаяся в США, больше сводится к выяснению вопроса, кто отвечает за их применение – ЦРУ, Пентагон или вооруженные силы. «Вы должны управлять БЛА, как управляли бы самолетом, сидя в его кабине», считает он. Конечно, это хорошо, но как это будет на практике? Учитывая количество денег, направляемых на создание беспилотников, можно предположить, что ответ мы получим уже через несколько лет.
|