10 июля прототип беспилотного демонстратора технологий Х-47В дважды выполнил посадку на палубу атомного авианосца ВМС США USS George HW Bush (CVN-77), но неисправность одного из трех бортовых компьютеров предотвратила третью запланированную посадку, сообщает flightglobal.com 11 июля. После вмешательства оператора беспилотник был направлен на базу Уоллопс-Филд (Вирджиния), где будут проведены работы по выявлению причины неисправности. «На борту Х-47В имеется три бортовых навигационных компьютера, сопряженных со спутниковой системой навигации GPS. Мы увидели, что в одном компьютере произошел сбой, и решили, что БЛА в достаточной степени выполнил программу посадок, и не стали выполнять третью посадку», сообщил руководитель программы БЛА ВМС США Джейми Энгдаль (Jaime Engdahl). Аппарат делает подходы к авианосцу самостоятельно, без вмешательства человека. Х-47В способен выполнить посадку даже с одним исправным компьютером, но кодировка программного обеспечения сделана таким образом, что при сбое работы одного из трех компьютеров выполнение посадки на палубу аннулируется. «С точки зрения масштаба неисправности это небольшая проблема, но мы при сбое работы одного компьютера прерываем выполнение посадки, чтобы добиться абсолютной надежности работы навигационной системы и получить полностью функциональный беспилотник», говорит руководитель программы Х-47В компании Northrop Grumman Карл Джонсон (Carl Johnson). В настоящее время имеются два летных прототипа Х-47В. На этих испытаниях использовался аппарат с б/н 502. Другой БЛА с б/н 501, вероятно, будет использоваться для следующей серии испытаний 15 июля. Если все пойдет хорошо, испытательная программа Х-47В завершится и беспилотники будут законсервированы. Далее пилотируемый самолет Learjet (семейство реактивных самолетов легкого класса, используемых в качестве испытательных платформ – прим. «ВП»), оснащенный программным обеспечением Х-47В, в 2014 году проведет испытания по автономной дозаправке в воздухе, имитируя действия беспилотника. Уроки, извлеченные из демонстрационной программы Х-47В, будут учтены при разработке перспективного разведывательно-ударного палубного беспилотника UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike), который поступит на вооружение авианосцев. Для выполнения проектных работ выбраны четыре компании - Northrop, Lockheed Martin, Boeing и General Atomics Aeronautical Systems.
|