Разработка совместно с Россией истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) cталкивается с «огромной задержкой» плюс российская сторона взвинчивает цену проекта, сообщил источник в министерстве обороны Индии, пишет сегодня The Times of India. «Очень маловероятно, что окончательный технический контракт (final design contract) будет готов в 2013-2014 финансовом году», сказал источник. Этот контракт должен был быть подписан еще в 2012 году, но сроки завершения предварительного технического контракта (PDC - preliminary design contract) были пересмотрены. В конечном итоге Индия в течение следующих двух десятилетий на программу истребителя пятого поколения планирует затратить около 35 млрд долл США, намечена закупка более 200 машин (поступление на вооружение ВВС Индии запланировано с 2022 года). Для проведения испытаний ВВС Индии планируют получить от предприятия-изготовителя компании HAL в Озаре три прототипа (в 2014, 2017 и 2019 годах). «Теперь сроки должны быть пересмотрены. Министерство обороны создало комитет из специалистов и финансовых чиновников, которые должны проверить повышение затрат, а также ход внутренних переговоров по этой программе», сказал источник. Но Индия по-прежнему жестко отвергает предложение США присоединиться к программе F-35 JSF (F-35 Lightning-II). «Много денег и времени потрачено на разработку FGFA с Россией. Индия просто не может позволить себе «два FGFA» как с финансовой точки зрения, так и с позиции материально-технического обеспечения», сказал источник. Соглашение о разработке предварительного проекта FGFA сроком на 18 месяцев было подписано в декабре 2010 года, индийские инженеры и ученые даже были прикомандированы в Россию для разработки чертежей и документации. Хотя PMF (Perspective Multi-role Fighter – перспективный многоцелевой истребитель – прим. «ВП») будет создан на базе российского одноместного Т-50 (ПАКФА, или Су-50, в летных испытаниях участвуют четыре машины), он подвергнется переделке с учетом требований ВВС Индии. Первоначально Индия хотела купить 166 одноместных и 48 двухместных машин, но сейчас ради уменьшения затрат и сохранения стелс-характеристик принято решение приобрести только одноместные истребители. Стоимость разработки окончательного технического проекта находится на уровне 11 млрд долл США (Индия и Россия должны затратить по 5,5 млрд долл, работы включают в себя проектирование, создание производственной инфраструктуры на заводе в Озаре, разработка, производство прототипов и летные испытания). Каждый истребитель должен стоит чуть больше 100 млн долл. ВВС Индии вполне уверенно смотрят на возможности Т-50 ответить их требованиям. Помимо сверхманевренности и крейсерского сверхзвука (на уровне 1,7-1,8М) истребитель будет нести оружие во внутренних отсеках, чтобы снизить радиолокационную заметность, наносить дальние удары и барражировать продолжительное время в качестве перехватчика ПВО. В настоящее время ВВС Индии насчитывают только 34 истребительные эскадрильи (по 14-18 машин в каждой), хотя для сдерживания Пакистана и Китая необходимо, по меньшей мере, 44 эскадрильи. Эта цель будет достигнуто приобретением 270 истребителей Су-30МКИ (общая стоимость около 12 млрд долл) и 126 Rafale (почти 20 млрд долл). С вводом этих боевых самолетов в состав ВВС возможно реально восполнить пробел до принятия на вооружение FGFA.
|