Существующий парк бомбардировочной авиации ВВС США не сможет справиться с новыми вызовами, когда на фоне старения американских бомбардировщиков такие страны как Китай совершенствуют свою систему ПВО, сообщает defense-update.com 27 июля (статья приводится с некоторыми сокращениями – прим. «ВП»). Невыполнение этого требования в конечном счете может привести к серьезным военным неудачам, пишет в своем докладе, опубликованном исследовательским центром Lexington Group и адресованном Пентагону, военный аналитик Лоурен Б. Томпсон (Lauren B. Thompson). Бомбардировщики играли и играют жизненно важную роль в военных конфликтах от Балкан до Афганистана, от Ирака до Ливии. Флот тяжелых дальних бомбардировщиков оказался весьма полезным в разгроме «разнообразных противников». Бомбардировщики сбрасывали непропорционально большую долю боеприпасов, примененных всей авиацией, а появление высокоточного оружия позволило им поражать множество целей в одном полете, днем и ночью, в ясную и плохую погоду. Тяжелые бомбардировщики это однозначно универсальное и экономически эффективное оружие. Их важнейшими преимуществами являются большие дальность и боевая нагрузка. Эти особенности позволяют им хорошо адаптироваться к меняющимся условиям, лучше, чем тактическая пилотируемая и беспилотная авиация. Например, В-52 был создан как высотный бомбардировщик с ядерными бомбами, затем переклассифицировался в самолет, способного преодолевать систему ПВО противника на малых высотах, а сегодня он многофункциональный ударный самолет – носитель крылатых ракет. Бомбардировочный парк ВВС США, пока достаточно эффективный, продолжает стареть. В их составе насчитывается 76 В-52 Stratofortresses (средний возраст 50 лет), 63 B-1 Lancer (28 лет) и 20 В-2 Spirit (20 лет). Каждый из этих бомбардировщиков может доставить на дальность 6000 миль и больше без дозаправки в воздухе (примерно 11000 км – прим. «ВП») многотонную боевую нагрузку в виде обычных и высокоточных боеприпасов. В-52 является единственным носителем крылатых ракет, В-1 – единственный сверхзвуковой бомбардировщик, В-2 – единственный малозаметный бомбардировщик. Но все они сталкиваются со старением парка. Мир изменился коренным образом. Советский Союз пал, Китай набирает мощь. Хотя в новую эпоху США столкнулись с неожиданными угрозами, удержание превосходства в воздухе необходимо. Нетрадиционные противники, такие как «Талибан», конечно, не смогут бросить вызов американским войскам в воздухе, на земле и на море, поэтому вынуждены прибегать к асимметричным стратегиям. Но бомбардировочная авиация ВВС США доказала, что способна адаптироваться к действиям в новых условиях. Самое главное, нужно понимать, что новый бомбардировщик станет своего рода страховкой от неопределенных военных угроз будущего. Мир стоит перед лицом беспрецедентных изменений в развитии человеческой цивилизации. В последние 100 лет мы не смогли предвидеть большинство крупных военных угроз и было бы глупо утверждать, что сможем лучше разбираться в будущем. Одно нужно соблюсти – иметь парк самолетов, которые могли бы нанести удары в любой точке земного шара. Невозможность сохранить эту возможность станет фатальным для интересов США. Программа создания нового бомбардировщика неоднократно откладывалась. После окончания холодной войны Пентагон прекратил производство В-2 и аннулировал программу создания новых бомбардировщиков (впервые после 1920 года). В результате за три десятилетия США так и не разработали новый бомбардировщик. В период между 2013-2017 годами ВВС планируют разработку перспективного дальнего ударного бомбардировщика LRS-B (Long Range Strike Bomber), в бюджете на эти цели заложено 6 млрд долл США. ВВС говорят, что они намерены закупить 80-100 новых бомбардировщиков при средней стоимости каждого в 550 млн долл. Первый бомбардировщик должен обрести начальную боеготовность в 2025 году. Хотя детали проекта хранятся в тайне, эксперты прогнозируют, что новый самолет сможет работать автономно в воздушном пространстве противника и наносить удары на межконтинентальных расстояниях обычным и высокоточным оружием. На разработку, производство и развертывание новых бомбардировщиков может уйти 20 лет. За это время необходимо продолжать поддерживать на должном техническом уровне парк существующих бомбардировщиков – расширять номенклатуру применяемого оружия и справляться с «возрастными болезнями», такими, в частности, как коррозия металлических частей планера.
|