В тактике ведения боя сегодня все больше места отводится истребительной авиации, на "плечи" которой ложится создание бесполетных зон, подавление противовоздушной обороны противника и сопровождение кораблей и самолетов. По этой причине доля авиатехники в общем объеме мировой торговли оружием составляет почти 50 процентов. "Лента.ру" подсчитала истребители, стоящие на вооружении в мире, и составила топ-5 самых популярных боевых самолетов.
Основными задачами, которые должны выполнять истребители, долгое время считались защита наземных объектов от авиации противника, завоевание господства в воздухе, сопровождение самолетов военной и гражданской авиации и реже — нанесение ударов по наземным целям. Сегодня истребители становятся все более многофункциональными, способными наносить эффективные удары как по авиации, так и по наземной инфраструктуре противника. При этом если раньше истребители считались оборонительным видом вооружения, то теперь их все чаще используют и в наступательном качестве.
Общее количество истребителей, стоящих на вооружении в мире, оценивается в 16-16,5 тысячи единиц. Речь идет как о широко известных F-22 Raptor и Су-30, так и о редких IAI Nesher и Atlas Cheetah. При составлении рейтинга самых распространенных боевых самолетов в мире мы пользовались открытыми данными Международного института стратегических исследований, базы данных Flightglobal MiliCAS и портала GlobalSecurity на конец 2012-го ─ начало 2013 года. При расчете использовался усредненный показатель количества истребителей, способных в настоящее время выполнять полеты.
F-16 Fighting Falcon
Американский истребитель F-16 Fighting Falcon был разработан в первой половине 1970-х годов, выполнил первый полет в 1974 году и был принят на вооружение в 1978 году. В настоящее время он является самым летающим самолетом в мире: количество полетопригодных самолетов данного типа во всем мире насчитывает 2325 единиц. На протяжении последних трех лет общее число F-16, выполняющих полеты в составе различных ВВС, практически не изменялось. Операторами истребителей типа Fighting Falcon являются 36 стран мира, включая США, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и Тайвань.
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме. В 1970-х годах он стал одним из первых реактивных самолетов, в конструкции которых использовался беспереплетный фонарь кабины пилота. F-16 максимальной взлетной массой 19,2 тонны способен развивать скорость до 2,4 тысячи километров в час и выполнять полеты на расстояние до 4,2 тысячи километров. Боевой радиус Fighting Falcon составляет 550 километров. Истребитель оснащен 20 миллиметровой пушкой M61 с боезапасом на 511 выстрелов, а также 11 точками подвески для ракет и бомб общей массой 7,7 тонны.
F/A-18 Hornet
F/A-18 Hornet был разработан в США во второй половине 1970-х годов, совершил первый полет в 1978 году и поступил на вооружение в 1983 году. В первой половине 1990-х годов этот боевой самолет претерпел глубокую модернизацию и теперь выпускается под индексом F/A-18E/F Super Hornet. Сегодня самолетов такого типа во всем мире насчитывается 1012 единиц как базовой версии Hornet, так и модернизированной Super Hornet. За прошедшие три года число таких самолетов в активном составе ВВС-операторов сократилось на 15 единиц из-за списания устаревших версий Hornet.
Операторами Hornet и Super Hornet являются восемь стран мира, включая США, Австралию, Финляндию и Швейцарию. Истребитель F/A-18E/F построен по нормальной аэродинамической схеме. Его максимальная взлетная масса составляет 29,9 тонны. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час и выполнять полеты на расстояние до 3,3 тысячи километров. Боевой радиус Super Hornet составляет 722 километра. Самолет вооружен 20 миллиметровой пушкой M61 с боезапасом на 578 выстрелов и оснащен 11 точками подвески для ракет и бомб общей массой до восьми тонн.
F-15 Eagle
Истребители F-15 Eagle, созданные в США, в современную авиацию, как и предыдущие два самолета, пришли из далеких 1970-х годов. Самолет такого типа совершил первый полет в 1972 году и поступил на вооружение в 1976 году. В рейтинге "Ленты.ру" он занимает третью строчку по количеству полетопригодных машин: 869 единиц в составе военно-воздушных сил шести стран мира ─ США, Израиля, Японии, Саудовской Аравии, Южной Кореи и Сингапура. За прошедшие три года количество таких самолетов в мире увеличилось на 12 единиц: американские производители поставили F-15 зарубежным заказчикам, крупнейшим из которых сегодня является Саудовская Аравия.
Истребитель F-15 изначально проектировался как боевой самолет завоевания превосходства в воздухе, однако позднее на его основе был создан истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle. Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, а его максимальная взлетная масса составляет 30,9 тонны. Он способен развивать скорость до 2,7 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до 5,6 тысячи километров. Боевой радиус истребителя составляет 1,9 тысячи километров. F-15 оснащен 20-миллиметровой пушкой M61 с боезапасом на 940 выстрелов и 11 точками подвески для ракет и бомб общей массой до 7,3 тонны.
МиГ-29
Разработка МиГ-29 велась в СССР в второй половине 1970-х годов; первый полет самолет совершил в 1977 году, а на вооружение ВВС начал поступать в 1983 году. Сегодня военно-воздушные силы 27 стран мира располагают в общей сложности 863 пригодными к полетам самолетами типа МиГ-29. В частности, полеты на таких истребителях выполняют ВВС России, Алжира, Белоруссии, Ирана и Северной Кореи. В 2010-2012 годах число таких самолетов в мире сократилось на 74 единицы. Уменьшение числа МиГ-29 связано со списанием истребителей этого типа странами Западной Европы, переходящими на стандарты НАТО, а также общим устареванием самолетного парка.
МиГ-29 создан по нормальной аэродинамической схеме. Его максимальная взлетная масса составляет 18,5 тонны. Истребитель способен развивать скорость до 2,5 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до 2,1 тысячи километров. Боевой радиус МиГ-29 составляет 740 километров. Истребитель вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1 с боезапасом на 150 выстрелов, а также оснащен семью точками подвески для ракет и бомб общей массой до 2,2 тонны.
МиГ-21
Истребитель МиГ-21 является самым "пожилым" боевым самолетом в рейтинге "Ленты.ру". Его разработка велась в первой половине 1950-х годов; первый полет МиГ-21 выполнил в 1956 году, а на вооружение начал поступать с 1959 года. Несмотря на свой возраст, он и по сей день остается востребованным самолетом; производством запчастей для него, а также выпуском модернизированных копий МиГ-21 (под обозначением J-7) сегодня занимается китайское авиастроительное предприятие Chengdu. Военно-воздушные силы мира в настоящее время располагают 787 истребителями типа МиГ-21 (не считая китайских копий).
Самолеты такого типа выполняют полеты в составе ВВС 23 стран мира, включая Индию, Камбоджу, Хорватию, Мали и Замбию. За прошедшие три года количество таких самолетов в мире сократилось на 45 единиц. В ближайшие несколько лет их станет еще меньше ─ от МиГ-21 намерены избавиться ВВС Индии, располагающие 152 такими истребителями.
МиГ-21 разработан по нормальной аэродинамической схеме и имеет максимальную взлетную массу 10,1 тонны. Истребитель способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час и выполнять полеты на расстояние до 1,5 тысячи километров. Боевой радиус самолета в зависимости от версии составляет около 400 километров. МиГ-21 вооружен 23-миллиметровой пушкой ГШ-23Л калибра 23 миллиметра с боезапасом на 200 выстрелов. Самолет также оснащен пятью точками подвески для ракет и бомб общей массой до 1,3 тонны.
Azarakhsh
Иранский истребитель Azarakhsh ("Молния") в рейтинг "Ленты.ру" не попал, но он заслуживает упоминания по нескольким причинам. Во-первых, в настоящее время он является самым редким боевым самолетом, стоящим на вооружении, ─ сегодня полеты выполняют всего 11 истребителей такого типа. Все они числятся в составе ВВС Исламской Республики Иран. Во-вторых, это самый медленный в производстве истребитель в мире. Его серийное производство стартовало в 1997 году, а это означает, что средние темпы выпуска Azarakhsh составляют всего 0,7 самолета в год. Наконец, Azarakhsh является переходным звеном от американского F-5E Tiger II к иранскому Seaqeh ("Гром").
Разработка Azarakhsh началась в первой половине 1990-х годов. Он создавался иранской авиастроительной компанией HESA на базе F-5E. В 1997-1999 годах планировалось собрать и поставить на вооружение 30 истребителей типа Azarakhsh, однако к 2001 году в состав ВВС Ирана поступили только шесть таких самолетов. Технические характеристики Azarakhsh держатся Ираном в секрете. Известно, что в первой половине 2000 годов на базе этого самолета Иран создал новый истребитель ─ Saeqeh. Серийное производство последнего стартовало в 2008 году, и к настоящему времени ВВС Ирана получили восемь таких самолетов.
|