ЦАМТО, 29 августа. Ситуация вокруг Сирии накалилась до предела под надуманным предлогом применения правительственными войсками химического оружия. Причем наиболее цинично высказался МИД Великобритании: военная операция против Сирии начнется, даже несмотря на вето СБ ООН.
Если России и Китаю, действующим в вопросе по Сирии солидарно, все-таки удастся разблокировать ситуацию, это будет огромной победой здравого смысла.
Однако с учетом того, что регулярные подразделения армии Сирии в последнее время достигли значительных успехов в борьбе с вооруженной оппозиций (читай – наемников), выдуманный предлог о якобы применении войсками химического оружия является «последней зацепкой», чтобы развязать агрессию против Сирии и выполнить ту задачу, которую не смогла решить вооруженная оппозиция – свергнуть режим Башара Асада.
Что может противопоставить Сирия в случае внешней агрессии?
Очевидным преимуществом, в случае проведения наземной операции, является отмобилизованная армия, которая за последнее время накопила огромный опыт в борьбе с вооруженной оппозицией, в том числе в городских условиях. Недостатком является то, что часть военной инфраструктуры уже разрушена боевиками оппозиции. Возможно, ущерб нанесен ряду баз, где хранятся боеприпасы, а также объектам военной инфраструктуры. Исходя из того, что боевые действия с оппозицией ведутся практически на всей территории страны, можно предположить, что местоположение ключевых объектов военной инфраструктуры Сирии давно известно как боевикам, так и их зарубежным спонсорам.
В отношении боеготовности авиационной составляющей следует отметить, что истребительная авиация в ходе конфликта использовалась крайне редко, а об эффективности применения военных вертолетов данных не имеется.
Абсолютно не задействовались в конфликте имеющиеся средства ПВО, которые в случае внешней агрессии должны сыграть ключевую роль (очевидно, что на первом этапе это будут массированные удары крылатыми ракетами с дальнейшим использованием авиации по ключевым объектам военной инфраструктуры).
Средства ПВО
В последние годы Россия осуществила несколько крупных поставок вооружений Сирии. В числе наиболее крупных программ в сегменте ПВО:
- поставка 6 ЗРПК 2С6 «Тунгуска» (контракт был заключен в 2004 году, поставка реализована ориентировочно в 2008 году);
- поставка 18 ЗРК «Бук-М2Э» (контракт был заключен в 2007 году, поставка – в 2008 году);
- поставка 36 ЗРПК «Панцирь-С1» (контракт был заключен в 2006 году, поставки начались в 2008 году, в этом году, предположительно, должна быть поставлена последняя партия в количестве 6 ед.);
- поставка крупной партии ПЗРК «Игла» в составе пусковых модулей «Стрелец» (заказ от 2005 года, поставка в 2005-2006 гг., количество не известно);
- поставка двух дивизионных комплектов ЗРС С-125 «Печора-2М» (заказ от 2008 года, поставка в 2011 и 2012 гг. из состава ВС, 2 дивизионных комплекта по 4 ПУ, всего 8 ПУ).
Перспективные закупки в ближнесрочной перспективе в сегменте ПВО:
- модернизация ЗРК С-125 «Нева» (несколько десятков). Текущее техническое состояние комплексов и степень их боеготовности неизвестна. Запрос на коммерческое предложение по модернизации ЗРК С-125 в вариант С-125 «Печора-2М» был получен достаточно давно, статус программы не известен;
- закупка ЗРК «Тор-М1» (заявка получена давно, статус программы не известен);
- закупка ЗРС С-300 (данных по поставке не имеется).
Следует отметить, что до сих пор нет точных данных о том, какой именно тип ЗРС С-300 заказала Сирия в 2010 году (по ряду источников - С-300ПМУ-1).
Предположительно, поставки по этому контракту должны быть завершены не ранее середины 2014 года. После поставки, наладки и комплексной проверки функционирования всего оборудования, входящего в состав ЗРС С-300, потребуется еще минимум полгода на обучение сирийских специалистов, даже если ранее они уже прошли стажировку в России. Поэтому достижения полной боеготовности сирийских ЗРС С-300 (в случае, если они все-таки будут поставлены) можно ожидать не ранее конца 2014 – начала 2015 года.
Другие программы
Среди других наиболее крупных программ, которые на текущий момент уже реализованы с Сирией, следует отметить модернизацию парка ОБТ Т-72 до уровня Т-72М1 (около 1000 ед.), поставку двух ПБРК «Бастион-П», крупной партии авиационного вооружения, ремонт парка истребителей МиГ-23, модернизацию нескольких истребителей МиГ-29С, поставку тренажерного оборудования для вертолетов Ми-17 и Ми-24 и ряд других программ.
В числе перспективных проектов обсуждались вопросы возможной закупки ДЭПЛ, ОБТ Т-90С, различных типов боевых надводных кораблей, ряда других вооружений.
На текущий момент в стадии реализации с Сирией находятся контракты на поставку нескольких систем вооружений, в том числе 24 истребителей МиГ-29М/М2 и 36 Як-130УБС, однако сейчас они приостановлены из-за фактической блокады транспортных путей западными странами.
СПРАВОЧНО:
ВТС России и Сирии началось в 1956 году. За период сотрудничества для сирийских Вооруженных сил было поставлено около 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1,2 тыс. боевых самолетов, 4,2 тыс. артиллерийских орудий и минометов, 70 боевых кораблей и катеров, другие типы вооружений.
Последствия для России
С точки зрения обеспечения своего геополитического влияния в регионе для России ключевое значение имеет сохранение пункта материально-технического обеспечения российского флота в сирийском порту Тартус. Пункт МТО в Тартусе является единственной опорной точкой ВМФ РФ в Средиземном море.
С потерей Тартуса станет проблематичным развертывание на постоянной основе в Средиземном море российской военно-морской группировки.
Если в результате внешней агрессии будет насильственно свергнута законная власть в Сирии, следующим прогнозируемым шагом станет военная операция США и Израиля против Ирана, что приблизит театр военных действий вплотную к границам России.
|