На авиасалоне МАКС завершилась деловая программа и открылся первый день показов для публики
Деловая программа авиасалона МАКС-2013 завершилась, в ее рамках заключено контрактов на сумму около $16 млрд, из них $12 млрд пришлись на покупку и обслуживание российских самолетов. Даже без ожидавшихся соглашений об экспорте военной авиатехники объем сделок превысил результат прошлого авиасалона. Большинство контрактов на поставки техники по-прежнему заключаются между российскими компаниями, а технологические решения приходится приобретать за рубежом.
30 сентября в Жуковском начались показы для публики, а участники деловой части международного авиакосмического салона подводят первые итоги.
Российским авиастроителям удалось побить рекорды салона 2011 года с суммой контрактов $7,5 млрд. Суммарный объем всех соглашений Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в этом году оценивается в $12 млрд, рассказал глава ОАК Михаил Погосян.
Всего корпорация заключила контракты на поставку 173 гражданских самолетов. Половина сделок пришлась на флагманский российский авиалайнер - ближнемагистральный SSJ-100, другая половина - на новую разработку, ближнесреднемагистральный МС-21. Четверть всего объема соглашений ($3 млрд) составили договоры о сервисном обслуживании техники Минобороны.
Заказы на самолеты пришлись в основном на российские государственные лизинговые компании ВЭБа и Сбербанка. "Значительное число самолетов купили лизинговые компании, которые одновременно "пристраивают" их российским авиаперевозчикам", - констатирует руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В частности, это касается твердого контракта "ВЭБ-лизинга" с производителем МС-21, корпорацией "Иркут" (входит в ОАК), на покупку 30 самолетов. Одновременно меморандум о намерениях в отношении продажи шести самолетов МС-21 "ВЭБ-лизинг" подписал с авиакомпанией "Трансаэро" и десяти самолетов - с авиакомпанией "Ютэйр".
Еще одна входящая в ОАК компания, корпорация ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", подписала соглашения и контракты на поставки 52 самолета SSJ-100, еще 50 самолетов зарезервированы для новой совместной лизинговой компании Сбербанка и ГСС. Это соглашение заключено по модели операционного лизинга, когда самолет остается в собственности СП, а авиакомпания берет его в долгосрочную аренду, в отличие от финансового лизинга, когда самолет переходит в собственность авиакомпании. По словам Пантелеева, для авиакомпаний наиболее привлекательным является именно операционный лизинг, хотя в России нормативно-законодательная база и финансовые стимулы были "заточены" под модель финансового лизинга.
В прошлом лизинговые компании за одну сделку контрактовали больше самолетов, сейчас контракты стали по объемам меньше, замечает Пантелеев.
Единственный случай на контрактакцию большого объема самолетов в рамках одного контракта - закупки турбовинтового самолета Q400, производство которого в России планируют локализовать канадская компания Bombardier и госкорпорация "Ростех". По этому проекту удалось договориться о реализации в России как минимум 100 самолетов Q400.
В случае реализации договоренностей сумма контракта составит около $3,4 млрд. Кроме того, авиакомпания "ЮТэйр-Украина" - "дочка" российской "ЮТэйр" - лизинговая компания "Ильюшин Финанс" подписали предконтрактное соглашение о поставке в лизинг пяти самолетов CSeries-300 производства Bombardier. Российская авиакомпания Red Wings, восстановившая полеты в июне, также готовится расширить авиапарк. В рамках МАКС-2013 компания подписала с "Ильюшин Финанс" три меморандума о поставке самолетов Ту-204 СМ, МС-21 и Q400.
ОАО "Вертолеты России", входящее в "Оборонпром", который контролирует госкорпорация "Ростех", подписало соглашения о поставках в Колумбию пяти Ка-62 и пяти Ми-171А1 на общую сумму около $135 млн.
Крупные соглашения заключены на закупку двигателей. В частности, авиакомпания "Трансаэро" и Engine Alliance (совместное предприятие General Electric и Pratt & Whitney) договорились о поставке двигателей для четырех самолетов Airbus-380. Немецкий концерн Siemens и Объединенная двигателестроительная корпорация заключили трехлетнее соглашение об использовании немецкого ПО для автоматизации управления жизненным циклом изделий на всех предприятиях корпорации.
Официальных итогов на салоне пока не подводили. По предварительным оценкам аналитиков, сумма контрактов на поставки и обслуживание российской авиатехники, продажи продукции совместного предприятия и контракты по двигателям и ПО могли составить около $16 млрд. По итогам прошлого года было подписано соглашений на $10 млрд.
Контрактов на закупку военной техники на этом салоне, как и два года назад, заключено не было. Впрочем, как отмечают эксперты, соглашения Минобороны обычно являются долгосрочными, заключаются по другим правилам и не приурочены специально к авиасалону, как это происходит с гражданскими договоренностями.
Однако "Рособоронэкспорт" подписал пять соглашений с итальянскими компаниями Finmeccanica и OMASUD по проектам в области спецавиации. Одно из соглашений предполагает совместное производство новой модификации самолета-амфибии Бе-103, предназначенной для подразделения спецназа.
Что касается зарубежных гигантов Airbus и Boeing, то они по-прежнему предпочитают договариваться о продаже самолетов на других площадках. Американский Boeing как раз во время российского салона получил заказ на поставку 65 самолетов Boeing 737 Max общей стоимостью $6,3 млрд для второй крупнейшей авиакомпании Канады WestJet Airlines.
Тем не менее большинство участников салона отмечают перспективность российского рынка и укрепление позиций площадки в Жуковском. МАКС занимает среди подобных мероприятий одно из ведущих мест в мире после таких салонов, как "Ле Бурже" и "Фарнборо", и используется уже для переговоров и заключения соглашений зарубежными участниками, а не только российскими компаниями, отметил в интервью "Газете.Ru" Лоран Вальрофф, генеральный директор Dassault Systemes в России и СНГ.
При этом Dassault Systemes (разработчик 3D-проектов, чьи решения использовались при проектировании Sukhoi Superjet 100) рассчитывает на годовой рост компании минимум на 10% в год на российском рынке, отметил он.
Зарубежным технологическим компаниям есть где развернуться на российском рынке. Российские разработчики на сегодняшний день не предлагают решений для реализации полного цикла проектирования сложных воздушных судов, признает Вальрофф. Конкурентов на российском рынке не видит и Клод Альбер, вице-президент и управляющий директор по вопросам деятельности в странах Европы, Ближнего Востока и Африки американской компании Rockwell Collins, разрабатывающей радиоэлектронное оборудования для кабин экипажа. Она на авиасалоне подписала контракт по оптимизации радиоэлектронного оборудования для парка грузовых самолетов Ан-124 компании "Волга-Днепр".
Ольга Алексеева
|