Военные технологии Четверг, 28.11.2024, 22:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0


20:01
Танки Поднебесной

За короткий период Китай прошел путь от покупателя до производителя и экспортера бронетанковой техники
Михаил Барятинский
Боевые бронированные машины появились на китайской территории в первой половине XX века. В череде гражданских войн и интервенций, сменявших друг друга, танки играли далеко не центральную роль, тем не менее данному вооружению уделялось здесь значительное внимание. В 50-е годы руководством страны принято решение о переходе от закупок бронетехники к ее производству. Успехи в этой области позволили Китаю уже в 80-е годы не только обеспечить собственные потребности, но и поставлять свою продукцию за рубеж.
 
Танки в Китае появились в 20-е годы прошлого века, когда маньчжурский дуцзюнь (военный губернатор) Чжан Цзолин приобрел во Франции 36 легких танков FT-17. Первые 10 танков были отправлены на британском пароходе под видом сельскохозяйственных тракторов. Еще четыре прибыли в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг. Они использовались в борьбе между Маньчжурской армией и армией дуцзюня У Пей-фу.
 
Тем временем Нанкинское правительство Гоминьдана решило приобрести танки для своей армии. В 1929 году оно заказало 24 танкетки Vickers Carden Loyd и в мае первые 12 прибыли в Китай. Они были посланы в Сучжоу и воевали на Лунгхайском фронте. В 1938-м закупки бронетанковой техники приобрели более масштабный характер. Через германскую военную миссию было приобретено 10 легких танков Pz. I Ausf. A и 30 бронеавтомобилей. В Италии закупили 20 танкеток CV 33, а в Великобритании у фирмы Vickers – 16 танков Vickers Mk. E, а затем в дополнение к ним еще четыре танка, но оборудованных радиостанциями, – Vickers Mk. F. Вместе с Vickers Mk. E в Китай прибыли и 33 танка-амфибии Vickers Carden Loyd Model 1931.
 
Зарубежная помощь
 
1 марта 1938 года был подписан торговый договор между СССР и правительством Чан Кайши. Советское правительство предоставило Китаю денежный кредит для закупки в Советском Союзе военных и других материалов. Среди купленного было и 87 танков Т-26 образца 1933 года. В конце 30-х в ходе тяжелых боев с японцами вся эта боевая техника в основном была потеряна.
 
Возрождение китайских бронетанковых войск началось только в 1943 году, когда Соединенные Штаты приняли решение сформировать Временную танковую группу (Provisional tank Group) из остатков китайских бронетанковых сил в Индии. Первоначально в нее входили и американские танковые экипажи, но со временем их заменили китайцы. Американцы же взяли на себя полную техническую поддержку новообразованного подразделения. Группа была вооружена танками производства США, взятыми из британских запасов в Индии. На вооружении Временной танковой группы находились главным образом средние танки M4A4 Sherman и легкие M3A3 Stuart, а также небольшое количество британских бронетранспортеров Bren Carrier и американских полугусеничных бронетранспортеров. Группа принимала активное участие в боевых действиях против японцев в Бирме в 1944-м. Позже Временная танковая группа стала ядром вооруженных сил Чан Кайши, которые воевали с коммунистами Мао Цзэдуна во время гражданской войны в Китае в 1946–1949 годах. Кстати сказать, Народно-освободительная армия Китая, руководимая Мао Цзэдуном, получила от Советского Союза всю японскую бронетехнику, захваченную у Квантунской армии в 1945-м. После победы коммунистов в гражданской войне и образования Китайской Народной Республики из СССР начались поставки бронетехники советского производства – танков Т-34-85 и ИС-2. К самостоятельному производству бронетанковой техники в Китае приступили во второй половине 50-х годов.
 
Первенец китайского танкостроения
 
Первым китайским танком стал средний Турe 59 (WZ120). Он производился с 1957-го на государственном заводе № 617 в городе Баотоу (провинция Внутренняя Монголия) по советской технической документации. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Объемы его выпуска составляли в начале 70-х 500–700 единиц в год, в 1979-м – 1000, в 1980-м – 500, в 1981-м – 600, в 1982-м –1200, в 1983-м – 1500–1700 единиц. Турe 59 идентичен по конструкции советскому танку Т-54А. Серийный выпуск осуществлялся с 1957 по 1987 год (после 1980-го – в основном на экспорт). За это время было изготовлено около 10 тысяч единиц.
 
Компоновка танка классическая с передним расположением отделения управления, средним – боевого и задним – моторно-трансмиссионного отделений. Механик-водитель располагается спереди слева, наводчик и командир сидят в башне слева от пушки, а заряжающий – справа. Корпус танка – сварной, башня – литая полусферическая с вварной крышей.
 
В башне установлена 100-мм нарезная пушка «59» (лицензионная советская Д-10ТГ), стабилизированная в вертикальной плоскости. Она имеет эжектор для продувки канала ствола после выстрела. Углы вертикального наведения составляют от -40 до +170. Для стрельбы из пушки используется телескопический шарнирный прицел с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением, представляющий собой копию советского ТШ-2А-22. Боекомплект состоит из 34 унитарных выстрелов, 20 из которых находятся в стеллажной укладке справа от места механика-водителя, а 14 – в боевом отделении. Все боеприпасы представляют собой копии советских 100-мм унитарных выстрелов. Справа от орудия установлен 7,62-мм пулемет «59Т» (лицензионная копия советского СГМТ), еще один такой же пулемет жестко закреплен в лобовом листе корпуса. На крыше башни, на турели люка заряжающего установлен 12,7-мм зенитный пулемет «54» – копия ДШКМ.
 
В МТО танка размещен дизельный двигатель 12150L мощностью 520 лошадиных сил – копия советского В-54. Механическая трансмиссия также по конструкции полностью идентична таковой, установленной на танке Т-54А. Ходовая часть применительно к одному борту включает пять опорных катков, ведущее и направляющее колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. Гусеницы танка Турe 59 заимствованы не у Т-54А, а у Т-55 – они легче и технологичнее в производстве.
 
Первый серийный вариант выпускался с 1957 по 1961 год. На сменившей его модификации Туре 59-I (WZ120A) были установлены двухплоскостной стабилизатор вооружения, активные приборы ночного видения. В боекомплект пушки «69-II» (аналог советской Д-10Т2С) введен оперенный бронебойно-подкалиберный снаряд АР100-2 с удлиненным сердечником, разработанный фирмой NORINCO (North Industries Corporation). В начале 80-х начали устанавливаться резинотканевые бортовые экраны, дымовые гранатометы, лазерные дальномеры Туре 82 и Туре 83-II китайской фирмы CELEC и простой аналоговый баллистический вычислитель. Все необходимые данные вводились в вычислитель вручную при помощи кнопочной панели управления. Лазерный дальномер устанавливался на маске пушки над стволом орудия. До уровня «59-I» были модернизированы все танки Туре 59, находившиеся на вооружении НОАК.
 
На танках Турe 59-II (WZ120B) сменили вооружение, установив 105-мм нарезную пушку Type 81 с теплоизоляционным чехлом. Это орудие является копией американской танковой пушки М68 израильского производства. Оно имеет значительное преимущество в точности стрельбы и могуществе выстрела перед 100-мм пушкой. Амбразура башни и компоновка внутреннего оборудования, а также сходные массогабаритные характеристики пушки позволили установить ее в танк без значительных переделок. Стабилизатор вооружения остался такой же, как на «59-I». Для нового орудия фирма NORINСO создала оперенные БПС с повышенной бронепробиваемостью. 105-мм БПС с сердечником из уранового сплава способен пробить броню толщиной 150 миллиметров на дальности 2500 метров под углом 60о. В боекомплект танка входят фугасный и кумулятивный снаряды, производимые по израильской технологии. Боекомплект, как и у «59-I», состоит из 44 выстрелов. В 1984-м пушку снабдили теплоизоляционным чехлом из алюминиевого сплава. Танк получил пятисекционные резинотканевые экраны, лазерный дальномер в командирской башенке и бесподсветочные приборы ночного видения, поставленные Китаю английской фирмой MEL. Эта модификация получила индекс Турe 59-IIА.
 
Глубокая модернизация
 
Стремясь поддерживать боеспособность танков Турe 59 на приемлемом уровне, в Китае провели глубокую модернизацию танков Турe 59-II, направленную на повышение живучести за счет оснащения динамической защитой и увеличения боевой эффективности путем установки усовершенствованной СУО и других сопутствующих элементов. По своим боевым характеристикам танк, получивший обозначение Турe 59-IID (WZ120C), примерно соответствует российскому Т-55АМВ. Динамическая защита (обозначается как FY) танка «59D» представляет собой коробчатые контейнеры с пластичным ВВ, которые установлены на верхней лобовой детали корпуса (13 штук) и на скулах башни (по 15 штук, три из которых имеют треугольную форму). Установлена новая 105-мм пушка «83А». В СУО входят новые комбинированные (дневные/ночные) пассивные прицелы командира и наводчика, вспомогательный телескопический прицел, встроенный лазерный дальномер, усовершенствованный двухплоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель. Вместо перископического прицела наводчика может также устанавливаться тепловизор. По бортам башни размещено по четыре дымовых гранатомета, а в ее кормовой части – корзина для имущества экипажа. Танк оснащен термодымовой аппаратурой (ТДА). В МТО установлен форсированный до 580 лошадиных сил (путем увеличения подачи топлива и степени сжатия) 12-цилиндровый дизель 12150L7. Скорость по шоссе – 50 километров в час, по бездорожью – до 25, запас хода – 440 километров, с дополнительными баками – до 600. В гусенице применен резинометаллический шарнир, валы торсионов усилены. Установлена новая радиостанция А-220А с дальностью действия 16 километров. Танки Type 59-IID1 (WZ120C1) вооружены 105-мм пушкой «79» с алюминиево-композитным теплоизоляционным кожухом. Возможно использование ПТУР с максимальной дальностью стрельбы до 5,2 километра и бронепробиваемостью до 700 миллиметров. Стрельба ПТУР ведется через ствол орудия, как на российских танках. Помимо типовых наземных целей ракета может поражать низколетящие вертолеты. Возможно, что разработка танковых управляемых ракет осуществляется совместно с Израилем. Уже проводились демонстрационные испытания таких ПТУР, при этом на дальности 4,8 километра была поражена дистанционно-управляемая самоходная мишень. Не исключена и закупка танковых ракет российского производства 9М117 «Бастион».
 
В конце 60-х годов фирмой NORINCO был разработан основной боевой танк Турe 69 (WZ121). Он представлял собой модернизированный вариант Туре 59. Предусматривалось использование только китайских технологий и комплектующих. В начале 70-х завод № 617 в Баотоу начал серийный выпуск новых танков. Однако его доводка шла медленно и производство вплоть до 80-х осуществлялось в ограниченных количествах. Впервые танк был показан на военном параде в Шанхае в сентябре 1982 года.
 
Экспортный вариант
 
Танки Турe 69 производились в основном на экспорт. На вооружение НОАК поступило сравнительно немного боевых машин. Первым иностранным заказчиком стал Ирак, закупивший несколько сотен танков начиная с 1983 года. А всего в страны Персидского залива в течение трех лет (1984–1987) было поставлено, по разным оценкам, от 1800 до 2500 единиц этого типа, большая часть из которых – в Ирак. В начале 1987-го Таиланд заказал КНР большую партию военной техники, в том числе и 50 Турe 69. Первые машины были поставлены Королевской тайской армии уже в 1988 году, при этом они получили местное обозначение Type 30 МВТ. Некоторое количество прибрела Шри-Ланка. В 1998-м 232 танка поступило в Бангладеш.
 
 
 
Пакистан в 80-х годах также приобрел 250 Турe 69, а в 1993-м приступил к их лицензионному производству на заводе фирмы Heavy Industries Taxila (часть узлов при этом поставлялась из Китая). Танки пакистанского производства получили название Type 69-IIMP.
 
Конструкция корпуса и башни, двигатель и трансмиссия, многие другие узлы и агрегаты, в частности пулеметное вооружение, люки членов экипажа и т. д. по сравнению с Турe 59 не претерпели практически никаких изменений. Главным отличием являются усовершенствования, внесенные в систему управления огнем и пушечное вооружение. Танк вооружен новой 100-мм гладкоствольной пушкой «69», разработанной в КНР на основе нарезной пушки «59» и изучения советской 115-мм пушки У-5ТС танка Т-62, захваченного китайцами в ходе конфликта у острова Даманский в 1968 году. Новое орудие имеет более длинный ствол и эжектор оригинальной конструкции, сдвинутый ближе к середине ствола. В боекомплект (44 выстрела) входят унитарные выстрелы с оперенными снарядами: осколочно-фугасным, кумулятивным, бронебойно-подкалиберным и с готовыми поражающими элементами. Эффективная дальность стрельбы – до 1000 метров. Выстрелы размещаются в укладках в боевом отделении и отделении управления.
 
На танке Турe 69 установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения, позволяющий вести прицельную стрельбу с хода. Разработанный по советской технологии с применением элементной базы на лампах, стабилизатор уже на момент создания значительно уступал по своим характеристикам зарубежным образцам. В СУО танка входит лазерный дальномер Турe 82 («Янцжу») китайской фирмы CELEC, установленный в коробчатом кожухе над маской пушки. Он позволяет измерять дальность в пределах 300–3000 метров с точностью до 10 метров. Аналоговый баллистический вычислитель автоматически получает информацию о дальности, а также имеет датчики угла наклона цапф пушки, ее возвышения (склонения). Данные о температуре наружного воздуха и температуре заряда вводятся вручную. Машина оборудована приборами ночного видения активного типа, скопированными с советских. Новый перископический прицел наводчика, устанавливаемый на месте, где на танках «59» стоял прибор наблюдения, имеет дневной и ночной каналы.
 
Танк оснащен радиостанцией «889» с дальностью связи до 25 километров и ТПУ «883», созданными по советскому образцу, полуавтоматической системой ППО с управлением из боевого отделения и ТДА.
 
Туре 69-I получил усовершенствованное ИК-оборудование и коллективную систему защиты от ОМП, Type 69-II – 100-мм нарезную пушку «59-II», усовершенствованную систему управления огнем ISFCS-212 (Image-Stabilised Fire Control System), разработанную фирмой NORINCO. В СУО входят стабилизированный прицел наводчика TGS-A, прибор наблюдения и прицеливания командира, электронный баллистический вычислитель, система датчиков входной информации (скорость бокового ветра, температура воздуха, наклон оси цапф пушки), лазерный дальномер, двухплоскостной стабилизатор пушки и блок управления. Смонтированный над стволом пушки лазерный дальномер TLR1A выполнен на основе неодима. На танке установлен ночной прицел наводчика. Для подсветки целей служит ИК-прожектор. Система управления огнем ISFCS-212 обеспечивает поражение неподвижных и движущихся целей как днем, так и ночью первым выстрелом с вероятностью 50–55 процентов. При этом типовые цели поражаются огнем из танковой пушки в течение не более шести секунд. На танке установлены полуавтоматическая система ППО и пятисекционные противокумулятивные бортовые экраны.
 
Type 79
 
Танк Type 79 (WZ121D) представляет собой глубокую модернизацию танка Type 69-II. Первоначально он имел обозначение Type 69-III. Установлена 105-мм пушка Type 83 (L7A3), оснащенная эжектором и теплозащитным кожухом, стабилизированная в двух плоскостях наведения. В боекомплект входят унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов. Все типы выстрелов производятся в Китае по лицензии. Также разработаны выстрелы с частично сгорающими гильзами. Скорострельность пушки – до 10 выстрелов в минуту. СУО ISCFS-212 (Type 37A), включающая лазерный дальномер и баллистический вычислитель с датчиками ветра, угла возвышения пушки, угла наклона оси цапф, температуры воздуха и заряда. Данные от датчиков вводятся в вычислитель вручную. СУО разработана при помощи специалистов британской фирмы Marconi. Наводчик имеет перископический прицел с независимой стабилизацией поля зрения, дневным каналом однократного увеличения и пассивным каналом ночного видения на ЭОП второго поколения. Аналогичный двухканальный прицел установлен у командира. По сравнению с Type 69 несколько изменена форма башни, установлены четырехствольные 76-мм дымовые гранатометы и ящики ЗИП. Изъят курсовой пулемет. Размещены бортовые экраны, используется гусеница с РМШ. В качестве силовой установки на танке установлен V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения 12150L-7BW мощностью 730 лошадиных сил при 2000 оборотов в минуту. Трансмиссия механическая, по конструкции аналогичная трансмиссии Type 59. Боевая масса танка – 37,5 тонны, максимальная скорость – 50 километров в час. Было изготовлено около 800 единиц Type 79 (по другим данным – 519).
 
Следует отметить, что на вооружение НОАК до конца 80-х поступило около 200 танков Type 69 и 400–500 Type 79.
 
Михаил Барятинский
 
Категория: Танки/РСЗО/САУ/Авто | Просмотров: 1967 | Добавил: Kkorablevv | Теги: поднебесной, танки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz