Американские военные рассказали о том, что провели успешные испытания новой помехоустойчивой системы спутниковой навигации. За счет применения новых антенн конструкторам удалось добиться приема сигнала от спутников системы глобального позиционирования GPS даже в условиях создания активных помех направленным излучением. Об этом в частности написал ресурс naval-technology.com. По информации из данного источника, успешный эксперимент был проведен на авиационной базе ВМС США в Мэриленде при помощи БПЛА. Данный беспилотник был оснащен специальными антеннами и находился в лаборатории, стены которой были покрыты специальными радиопоглощающими материалами.
Комплекс ВМС США в Мэриленде, расположенный на раке Патаксен применяется для проведения всевозможных радиотехнических исследований, а также подготовки авиадиспетчеров. Здесь расположена одна из самых больших взлетно-посадочных полос на всем восточном побережье штатов, ее длина составляет более 4-х километров.
В ходе проведенных испытаний на экспериментальный беспилотник были установлены антенны нового образца, после этого БПЛА установили в специально подготовленной лаборатории. Для имитации помех применялись специальные радиопередатчики, а стены лаборатории были предварительно покрыты специальным радиопоглощающим материалом. Данная лаборатория позволила исследователям смоделировать достаточно большое количество разнообразных ситуаций без риска потери БПЛА и с минимальным вкладом со стороны посторонних факторов.Проведенные эксперименты подтвердили тот факт, что за счет использования специальных антенн воздействие направленных генераторов помех можно нейтрализовать. Показательно, что мощность и спектр помех, которым может противостоять антенна, не сообщаются.
Ранее ряд англоязычных средств массовой информации писал о том, что группе студентов из США вместе со своим преподавателем удалось подделать GPS-сигналы и сбить с намеченного курса гражданскую яхту, находящуюся в Средиземном море. После этого один из сенаторов от штата Техас высказал серьезную обеспокоенность возможностью такого рода воздействия на военные корабли, БПЛА или любые гражданские транспортные средства, использование которых связано с повышенным уровнем риска. Тогда военные просто проигнорировали политика, однако работы по разработке помехозащищенной спутниковой навигации были начаты гораздо раньше.
В этом нет ничего необычного, так как система спутниковой навигации имеет сегодня очень большое значение. Как это нередко бывает практически со всеми высокотехнологичными проектами, инициатором создания и постройки системы GPS (Global Positioning System – система глобального позиционирования) являлись военные. Новейший проект спутниковой сети для определения координат целей и объектов в режиме реального времени в любой точке Земли получил название Navstar (Navigation system with timing and ranging – навигационная система определения времени и дальности), тогда как знакомая сегодня каждому школьнику аббревиатура GPS появилась уже позднее, когда система стала применяться не только в оборонных, но также и в гражданских целях.
Сегодня GPS гораздо активнее используется именно для гражданских нужд, данный проект получил хорошую коммерциализацию, а GPS-приемники сегодня встраиваются практически во все современные приборы, разве что не в утюги. Ключевым моментом развития GPS стало решение президента США от 1 мая 2000 года, когда был отменен так называемый селективный доступ – погрешность, которая искусственно вносилась в спутниковые сигналы для неточной работы и позиционирования обыкновенных гражданских приемников. С этого дня любой любительский GPS-приемник мог определить ваши координаты с точностью в несколько метров (ранее данная погрешность составляла десятки метров).
Спутниковая группировка системы глобального позиционирования GPS обращается вокруг нашей планеты по круговым орбитам с одинаковой высотой и периодом обращения для всех запущенных спутников. Круговая орбита с высотой около 20 200 км. является орбитой суточной кратности с периодом обращения в 11 часов 58 минут. Благодаря этому, каждый спутник совершает 2 полных витка вокруг планеты за одни звездные сутки – 23 часа 56 минут. Находящиеся в космосе 24 спутника обеспечивают полную работоспособность системы в любой точке земной поверхности, при этом они не всегда могут обеспечить хороший расчет позиции и уверенный прием. По этой причине, для улучшения точности и быстроты позиционирования, а также резерва на случай возникновения нештатных ситуаций и сбоев, общее количество спутников поддерживается в большем количестве, например в марте 2010 года на орбите был 31 спутник данной системы.
Однако, по мнению российских экспертов, меры которые предпринимают американские военные для защиты приемников сигналов GPS, являются недостаточными и не представляют для современных российских средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) никаких проблемы. В частности, так считает директор компании «Авиаконверсия» Олег Антонов. По его словам о подобных разработках российские специалисты знали уже достаточно давно, около 7 лет назад и уже тогда у нас в стране разрабатывались устройства, которые в состоянии с высокой степенью вероятности подавить и новую помехоустойчивую систему.
Олег Антонов пояснил журналистам, что речь идет, скорее всего, об известной разработке компании «Локхид», которая представляет собой совокупность основной и находящихся вокруг нее дополнительных шестисекционных антенн. По расчетам специалиста, данное устройство в состоянии уменьшить мощность помех с определенного направления приблизительно в 10-20 раз. «В то же время мощность сигналов помех российских современных средств РЭП в миллион раз превышает уровень полезных GPS-сигналов, поэтому вывод о результативности использования подобных помехоустойчивых устройств очевиден», – отметил российский специалист в области создания средств РЭП.
Достаточно важную роль в уменьшении уровня помех играет также и знание точного направления на источник помех. Однако при работе сразу нескольких источников помех задача сильно затрудняется. В личной беседе представитель американской компании «Локхид» рассказал Антонову о работах по созданию специального пеленгатора помех, который позволил бы снизить уровень помех всего на 10-15 децибел, при том, что помехи создаваемые средствами РЭБ превышают уровень GPS-сигналов на 60 децибел. На вопрос о том, что следует делать при работе сразу нескольких источников помех, «они развели руками». Как отметил директор фирмы, «чудес не бывает, это реклама».
Существенного уменьшения эффективности помех можно добиться лишь с помощью резкого увеличения мощности сигналов, которые излучают спутники. Но на сегодняшний день реализовать этот путь на практике нереально, отметил российский специалист. Сегодня американцы на основе устаревших средств РЭП начали использовать новые GPS-сигналы. «Но в России выпускаются такие передатчики помех, которые в состоянии подавить любые подобные сигналы», – отметил Олег Антонов.
|