Минобороны берет верх над хаосом в кораблестроении
Вчера замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов провел совещание по вопросам военного кораблестроения. Перечислив все ошибки, которые привели к срыву предыдущих госпрограмм вооружения, он призвал к кардинальному пересмотру отношений между военными структурами и судостроительной промышленностью. Совещание стало первым в своем роде: вскоре аналогичные мероприятия коснутся авиационной составляющей и войск воздушно-космической обороны.
Выступление господина Борисова состоялось вчера в Крыловском государственном научном центре (Санкт-Петербург). Он отметил, что три последних госпрограммы вооружений (ГПВ) не были выполнены в силу целого ряда причин: неправильная оценка прогнозируемых ассигнований, высокий уровень инфляции, низкий уровень авансирования, заниженные цены, принятые при формировании ГПВ, и опережающий рост стоимости изделий. "Все это делало госпрограмму неработоспособной уже на следующий год после ее принятия",— откровенно признался замминистра, подчеркнув, что проблема ценообразования особенно остро стоит в судостроении, где "стоимость корабля сопоставима с бюджетом крупного города". Замминистра отметил также и наличие большого количества научно-исследовательских работ, проводящихся по линии Минпромторга и не согласованных с ВМФ. "В итоге программа НИОКР живет отдельно от ГПВ, а промышленная база не обеспечивает научно-технического задела по созданию перспективных вооружений и военной техники,— сказал господин Борисов.— В итоге несколько головных и серийных кораблей не могут быть сданы в срок в связи с тем, что опытно-конструкторские работы так и не были завершены".
Как выяснил "Ъ", с первой проблемой столкнулись при создании дизель-электрических подводных лодок проекта 677.
"Головной образец планировалось сдать в 2007 году, однако опытная эксплуатация началась лишь в 2010-м, поскольку не в полном объеме были проведены испытания опытного гидроакустического комплекса "Лира", не завершились вовремя работы по радиолокационной обзорной системе КРМ-66,— говорит источник "Ъ" в Минобороны.— Не были закончены работы с электродинамическим сепаратором, долго не могли достигнуть полной мощности системы электродвижения". Вторая проблема обнаружилась, в частности, при создании корвета проекта 20380: там, по его словам, не были завершены испытания целого ряда комплексов вооружения: зенитно-ракетного "Редута", радиоэлектронного "Монумента-А" и противолодочного "Пакета". В итоге сроки сдачи корвета N1002 были перенесены с 2011-го на 2012 год, N1003 — с 2011-го на 2013-й, а N1004 — с 2012-го на 2014 год.
Юрий Борисов вчера напомнил присутствующим и о поручении президента Путина разработать к началу 2014 года силами Минобороны и оборонного комплекса долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года. По его словам, эта программа обеспечит поступательное эволюционное развитие корабельного состава ВМФ, сокращение типажа проектов кораблей и увеличение их серийности. После он призвал собравшихся в зале Крыловского центра рассмотреть вопрос скоординированного развития производственно-технологической базы у промышленности с планами ВМФ по созданию кораблей.
Собеседники "Ъ", присутствовавшие на закрытой части совещания, отметили, что основной посыл выступавших представителей главного штаба ВМФ заключался в выстраивании принципиально новых отношений как при разработке новой госпрограммы вооружений до 2025 года, так и при ее реализации: "Фактически объяснялись вновь создаваемые правила игры". "Нам необходим системный подход,— заявил "Ъ" Юрий Борисов.— Ныне действующая госпрограмма носит революционный характер: когда ее принимали, то в вопросах перевооружения все было плохо и надо было любой ценой выйти на новый уровень,— заявил "Ъ" господин Борисов.— При разработке следующей военной программы мы хотели бы сделать упор на качество, поскольку объем ее финансирования будет меньше ныне действующей". Замминистра отметил, что формируемые технические задания будут стремиться к максимальной унификации, оптимальному типажу, а также рассчитываться на более длительный цикл существования: "Нам нужны корабли со сроком службы не 30, а 50 лет, способные пройти пять-шесть модернизаций". По его словам, сейчас необходимо найти такие механизмы мотивации, чтобы корабелам было выгодно производить меньшее количество продукции, но лучшего качества.
По данным "Ъ", это совещание стало первым из целой серии мероприятий: вскоре аналогичные совещания пройдут по вопросам военной авиации и войск воздушно-космической обороны.
Иван Сафронов
|