По мнению бывшего главного ученого ВВС США Марка Льюиса (Mark Lewis), после эпохи стелс настанет новая эра, частью которой станут гиперзвуковые скорости, сообщает Defense News 17 сентября.
«США имеют ряд огромных преимуществ по сравнению с другими странами, включая космические и стелс-технологии», заявил Льюис. Гиперзвуковые скорости перспективного оружия, даже при обнаружении сетью РЛС, не оставят противнику времени для принятия контрмер, полагает ученый.
Гиперзвуковое оружие будущего может быть создано на основе технологий ракеты X-51А WaveRider. Ракета-носитель разгоняет гиперзвуковую платформу до скорости более 4М, затем платформа отделяется от РН, включается ГПВРД (гиперзвуковой воздушно-реактивной двигатель), при помощи которого теоретически достигается скорость более 6М (примерно 4000 миль в час, или 7400 км/ч). Например, крылатая ракета Tomahawk имеет скорость всего около 500 миль в час (880 км/ч).
Х-51 предназначена для сброса с подкрыльевого пилона бомбардировщика В-52, но с уменьшением размеров будущие версии могут быть размещены в отсеках вооружения истребителя F-22 или разрабатываемого дальнего бомбардировщика. Перспективное оружие массой примерно 4000 фунтов (1800 кг) и дальностью 400 морских миль (740 км) будет невероятно эффективным для преодоления ПВО и ПРО противника. Были проведены четыре испытания (два удачных и два неудачных), в последний раз Х-51 развил скорость 5,1М в течение нескольких минут.
Но в то же время гиперзвуковое оружие вряд ли полностью заменит стелс-технологии. «Я не думаю, что оно заменит стелс, скорей всего, оно будет дополнением стелс. Это будет сочетание возможностей. Это будет направление, по которому будут развиваться ВВС», сказал Льюис.
По мнению ведущего научного сотрудника Фонда Карнеги Джеймса Эктона (James Acton), скорость и скрытность будут предназначаться для выполнения двух разных миссий. «Я не знаю, что будет лучше через 20-30 лет для преодоления обороны противника — стелс или скорость. Это очень важный вопрос, над которым нужно размышлять уже сейчас. Было время, когда расходы на оборону были достаточными, чтобы исследовать все возможные пути развития вооружений. Но во времена жесткой экономии средств нужно расставить приоритеты на оружие, которое будет обладать наименьшим технологическим риском», сказал эксперт.
Эктон является автором крупного исследования по обычному оружию быстрого глобального удара (Conventional Prompt Global Strike - CPGS), которое также является одним из вариантов преодоления сильной ПВО/ПРО противника. Создание неядерного оружия с большой дальностью по своей концепции выглядит простой задачей, но на практике является технически сложным процессом. Эти системы оружия разрабатываются с 2003 года, и должны быть приняты на вооружение начиная с 2020-х годов. Теоретически оружие глобального быстрого удара идеально подходит для применения по странам с большой территорией, таких как Китай. Но учитывая высокую стоимость этого оружия, они не будут применяться для уничтожения, например, зенитных ракетных комплексов, против них будут использоваться КР типа Tomahawk. Оно также не будет эффективно против мобильных целей.
Их целями станут ключевые объекты противника, такие как командные и обнаружительные системы, которые составляют основу управления вооруженных сил противника. «Неядерные ракеты большой дальности являются частью оружия глобального удара, нет лучшего средства для уничтожения мобильных/подвижных целей, таких как ракетные пусковые установки, или укрепленных подземных целей. Это дорогостоящее оружие. Для ограниченных ударов по соответствующим целям они могут стать идеальным оружием, так же как и для ведения серьезной воздушной кампании против сильной ПВО/ПРО противника в сочетании с ударными ракетами проникающего типа», пишет аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок Марк Ганзингер (Mark Gunzinger).
Разрушение мощной обороны противника вряд ли может быть достигнуто лишь одним классом оружия, вероятно, понадобится ряд дополняющих друг друга технологий, способных адаптироваться к различным ситуациям. «Разные задачи требуют применения разных видов оружия», сказал Эктон. Он также заявил, что Пентагон должен провести полномасштабное изучение эффективности разных видов перспективного вооружения в соответствии с потенциальными сценариями угрозы.
|