ОАО "НПО "Высокоточные комплексы"" продолжает разработки, опережающие время
Накануне девятой международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил – 2013» (RussianExpoArms-2013) генеральный директор холдинга ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» Александр Денисов и управляющий директор ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» Дмитрий Коноплёв встречались с журналистами. Больше всего представителей СМИ интересовала судьба зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1».
Неожиданная новость
К «Панцирю» у народных масс отношение особое. Почти два десятилетия эта боевая машина активно пиарится. Впервые показанная в 1995 году, она очень долго доводилась до совершенства. В суровые 90-е на это элементарно не хватало средств. Когда в 2000 году к проекту своими деньгами подключились Объединенные Арабские Эмираты, выявились проблемы уже технического характера.
Долгое ожидание результата стало вызывать скепсис. А главное, в прессу просочились слухи о низкой точности автоматической пушки. Да и о точности ракеты ничего хорошего сказать не могли. К тому же сроки контракта подошли к концу, и ОАЭ, которые должны были получить первые 50 «Панцирей», стали грозить неустойкой в сотни миллионов долларов.
Неожиданно поставки в Эмираты начались. Контракт на закупку «Панцирей» заключила и Сирия. А у прессы сохранилось впечатление, что на экспорт пошел сырой, не доведенный до параметров технического задания образец ЗРПК. Мало того, довольно много государств изъявило желание приобрести этот образец. Да и российское Министерство обороны проявило интерес, неожиданно приобретя 10 экземпляров для ВВС и ПВО в 2010 году. А ряд косвенных данных указывал, что производство «Панцирей» идет нарастающими темпами.
Причина неудачной стрельбы крылась в системе обнаружения и наведения на цель, в основе которой находится радиолокатор. Этот важнейший узел долго не давался конструкторам. Подобный радар, совмещенный с системой управления, к тому же достаточно компактный и экономичный по энергопотреблению, создавался впервые.
Разработкой радара занималось ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод» (НПО «ЛЭМЗ») – головное предприятие российского научно-производственного центра «Утес-Радары». Но и у опытных конструкторов случаются неудачи.
С учетом этого разработку станции обнаружения воздушных целей передали Центральному конструкторскому бюро аппаратостроения (ЦКБА) в Туле. Среди выполненных ЦКБА работ, например, радиолокационная система управления для всепогодного многоцелевого ПТРК «Хризантема-С». Бюро входит в холдинг НПО «Высокоточные комплексы», что облегчало взаимоотношения между заказчиком и исполнителем.
Событие это прошло мимо СМИ. Серийное производство как экспортных, так и «домашних» «Панцирей» шло нарастающими темпами, но никто не знал их реальных характеристик. И только сейчас гендиректор ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» Александр Денисов сообщил журналистам, что «Панцирь-С1» по результатам практических стрельб показал высокую эффективность, а на последних летних учениях только он сбил мишени-аналоги крылатой ракеты «Томагавк» – самую сложную цель, обнаружить и уничтожить которую непросто и более серьезным системам С-300. «Комплекс востребован Минобороны, а его характеристики отвечают заданным требованиям», – подчеркнул Александр Денисов.
«Панцирь» против «Томагавка»
Давайте рассмотрим это сообщение более внимательно. Не секрет, что в основе современной доктрины ведения боевых действия США лежат принципы массированного обезоруживающего удара высокоточным оружием. В первую очередь речь идет о крылатых ракетах «Томагавк», запускаемых с надводных кораблей, подводных лодок, стратегического бомбардировщика В-52 и наземных пусковых установок. Дальность полета – до 2500 км. Ракета летит на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Поэтому ее очень трудно засечь.
Крылатые «Томагавки» активно применялись вооруженными силами США для атак на Югославию, Ирак, Афганистан. Именно такой удар планировалось нанести по Сирии. Кстати, Александр Денисов, отвечая на вопросы о «Панцирях» в Сирии, отметил, что «с точки зрения боевой выучки экипажи стали лучше по сравнению с прошлыми годами». И что в техобслуживании «Панцирей» участвуют российские гражданские специалисты. Правда, директор холдинга не ответил, сколько ЗРПК уже поставлено в Сирию и планируются ли дополнительные поставки. Эти данные запрещено разглашать условиями контракта.
Скорость полета «Томагавка» – до 880 км/час, то есть дозвуковая. Реальная скорость обычно не превышает 800 км/час, а то и значительно ниже. Поэтому сбить такой объект не так уж и сложно. Сложно его обнаружить, поскольку ракета создана с применением технологии невидимости «Стелс», и успеть поразить. Поэтому такие мощные зенитные системы, как С-300 и С-400, постоянно нацеленным на отражение воздушно-космического нападения, не успевают среагировать на сверхнизкую цель. И могут оказаться жертвами первого обезоруживающего удара крылатыми ракетами.
Именно поэтому первые 10 машин «Панцирь-С», срочно закупленные в 2010 году, были направлены в соединения ПВО. Их задача – гарантированно обезопасить позиции ЗРС на стратегических направлениях. По сути, «Панцирь-С» и более современный «Панцирь-С1» – это последний рубеж обороны для С-400 «Триумф» от крылатых ракет типа «Томагавк». Не секрет, что в случае гипотетического нападения первый удар придется именно по системам ПВО, как это было в Югославии и Ираке. После этого за дело принимаются бомбардировщики и штурмовики. С Россией этот номер уже не пройдет.
Фактически «Панцирь-С1» – это завершающий компонент эшелонированной системы ПВО и ПРО России. Стратегические С-300 и С-400 надежно прикрывают важные государственные и военные объекты, а «Панцирь-С1» гарантирует живучесть стратегической ПВО и ПРО, отражая неожиданный обезоруживающий удар крылатыми ракетами.
ЗРПК «Панцирь-С1» обладает совмещенной многоканальной системой захвата и сопровождения целей с пушечно-артиллерийским вооружением, создающим непрерывную зону перехвата цели от 0 м в высоту и 200 м дальности до 15 км в высоту и 20 км дальности. Ноль метров по высоте – это легкобронированная техника типа бронетранспортера, которую «Панцирь-С1» может расстреливать из двух автоматических 30-мм пушек. Артиллерийский боекомплект насчитывает 1400 снарядов. Пушки 2А42М унифицированы с «Тунгуской».
Пушки создадут стену огня на пути крылатой ракеты, если ее не перехватят зенитные скоростные управляемые ракеты 57Э6-Е. На «Панцирь-С1» устанавливается 12 транспортно-пусковых контейнеров с этими ракетами. Перезарядка производится заменой опустевших контейнеров полными. Двухступенчатая ракета длиной 3,2 м; калибр ступеней отличается – 170/90 мм; максимальная скорость – 1300 м/сек, а на расстоянии 18 км – 780 м/сек. Это в пять-шесть раз быстрее «Томагавка». То есть, даже выпущенная вдогон, ракета «Панциря» обязательно настигнет крылатую ракету.
Система управления огнем комплекса «Панцирь-С1» содержит сразу три радиолокатора: РЛС обнаружения на основе ФАР и две РЛС сопровождения цели и ракеты, запущенной с комплекса. Цели с эффективной площадью рассеяния 2 кв. м обнаруживаются на дальности 32–36 км.
Кроме того, имеется оптико-электронный комплекс с длинноволновым термическим (инфракрасным) приемником. Оба средства наведения независимы друг от друга, поэтому в совокупности могут осуществить захват одновременно четырех целей.
Особенно эффективны «Панцирь-С1» в составе батареи. До шести машин могут совместно работать через цифровую сеть связи в различных режимах. При этом один «Панцирь-С1» работает как боевая машина и одновременно как командный пункт. Остальные подключены к нему и получают целеуказания. Кроме того, батарея может получать информацию от РЛС раннего предупреждения, на ее основе автоматически формулировать боевую задачу каждой машины подразделения. Таким образом, 72 ракеты батареи из шести ЗРПК «Панцирь-С1» способны гарантированно отразить даже массированный налет нескольких десятков КР «Томагавк».
Нет предела совершенству
На встрече с журналистами 11 сентября Александр Денисов и Дмитрий Коноплёв рассказали о перспективах ЗРПК «Панцирь-С1». У машины высокий модернизационный потенциал. Сейчас происходит плановая разработка новых вариантов машины по техническому заданию Министерства обороны РФ. В первую очередь это машина на гусеничном ходу для Сухопутных войск и Воздушно-десантных войск.
Изначально «Панцирь» планировалось поставить на замену зенитного ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска». Поэтому начали его проектировать как раз на гусеничном шасси. Однако прекращение финансирования обернулось тем, что по заказу ОАЭ первый вариант «Панцирь-С» оказался поставлен на колеса. Для пустынь Ближнего Востока это оптимальный вид транспорта. Для арабских государств боевой модуль «Панциря» ставят на грузовую платформу MAN. Однако для своей армии использовали «КамАЗ». Не исключено, что более дешевый «КамАЗ» использован для поставок, например, в Сирию.
Понятно, что сопровождать танки, которые грязи не боятся, «КамАЗ» полноценно не может. Так что танковое шасси – необходимость, а не каприз сухопутчиков. Для ВДВ создается отдельный проект. Здесь гусеничная платформа должна быть легче и компактнее, чтобы загружаться в транспортный самолет и десантироваться. Шасси может быть унифицировано с другими гусеничными машинами ВДВ – например, «Ноной» и «Веной». Машина будет ракетной, без пушек с их увесистым боекомплектом и трудностями снабжения боеприпасами на территории противника.
По словам гендиректора НПО «Высокоточные комплексы», новые «Панцири» для ВДВ могут поступить в серийное производство уже в 2017 году. Они получат новый обзорный радиолокатор разработки ЦКБА и ракету с увеличенной дальностью поражения целей. При этом практически все тактико-технические характеристикибудут значительно улучшены. Все это заложено в техническом задании Минобороны РФ.
В 2017 году на вооружение должен поступить ЗРПК «Панцирь» нового поколения, модифицированный для всех видов Вооруженных сил России. Гендиректор НПО «Высокоточные комплексы» Александр Денисов сказал по этому поводу: «Я думаю, что через три года будет совершенно новый «Панцирь» с совершенно новыми характеристиками, значительно превосходящими существующие».
Он прояснил судьбу морского варианта «Панцирь-М», в котором очень заинтересован флот. Управляющий директор Конструкторского бюро приборостроения Дмитрий Коноплёв сообщил: «На сегодняшний день проводится модернизация. Принято решение о том, что под морской «Панцирь» будут модернизироваться ряд эсминцев и других больших кораблей. Такие работы идут. Думаю, принятие комплекса на вооружение произойдет в ближайшее время, в ближайшие год-два».
В сущности, «Панцирь-С1» – это боевой унифицированный модуль. Его можно ставить на самоходные и буксируемые платформы, на корабли и стационарно. Модернизировать и интегрировать в новую платформу в интересах отдельного заказчика. Аналогов «Панциря» в мире не существует. И в ближайшие 10–15 лет он останется надежным противоядием от крылатых «Томагавков».
В связке с установленным на бронированных машинах многоцелевым ракетным комплексом «Корнет-ЭМ» ЗРПК «Панцирь-С1» образуют сплошное защитное поле вокруг наступающей или обороняющейся танковой армии, поражая самолеты, вертолеты, ракеты и беспилотники, а также любую бронетехнику противника.
В перспективе можно увидеть отдаленное средство преодоления обороны «Панциря» – это гиперзвуковые ракеты, летящие со скоростью не менее 10 Махов. Понятно, что перехватить такую ракету может только аналогичная гиперзвуковая система. И, как сказал Александр Денисов, работы в этом направлении у нас тоже ведутся.
Объединение в холдинг ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» ряда предприятий, связанных единой целью, дало мощный синергетический эффект. Участвующие в разработке и производстве ЗРПК «Панцирь-С1» ОАО «КБП», ОАО «ЦКБА», ОАО «Щегловский вал» и другие, объединив усилия, создали и запустили в серийное производство прорывной инновационный продукт. Это лишний раз доказывает, что реформирование структуры ОПК в виде создания вертикально интегрированных структур себя оправдывает. Отчасти это возврат к системе министерств и главков СССР, которая была весьма эффективной, позволяя создавать совершенные образцы вооружения. Это ничуть не противоречит рыночным отношениям. Наоборот, повышает эффективность работ, удешевляет конечный продукт и приносит хорошую прибыль, по крайней мере когда речь идет об экспортных поставках.
Виктор Мясников
|