В военной доктрине Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) только две страны на сегодняшний день считаются потенциальными агрессорами – Иран и Ирак. Причем Ирак, до его оккупации, стоял на первом месте в плане угрозы национальной безопасности аравийских государств, прежде всего для Кувейта и Саудовской Аравии. На сегодняшний день главной угрозой для ССАГПЗ рассматривается вовсе не Израиль, как некий коллективный враг арабской нации, продолжающий удерживать палестинские территории и исламские святыни Иерусалима, защитником которых позиционирует себя саудовский король, а именно Исламская Республика Иран, от которой не исходит никакая угроза и которая не претендует ни на пядь арабской земли.
В предыдущей статье автор рассмотрел вопрос об американском военном присутствии в Персидском заливе, отметив, что оно не ограничивается исключительно нахождением в этом регионе военнослужащих, боевых кораблей, самолетов и военных баз США, и включает в себя такой компонент как поставки в массированном масштабе вооружений и военной техники (ВВИ) в объемах, которые существенно превосходят в их потребности для обеспечения безопасности и обороны от потенциального внешнего агрессора. А таковыми, если внимательно проанализировать военные доктрины ССАГПЗ в целом, и каждого его члена в частности, являются только две страны на сегодняшний день – Иран и Ирак (ранее Ирак, до его оккупации, стоял на первом месте в плане угрозы национальной безопасности аравийских государств, прежде всего для Кувейта и Саудовской Аравии). То есть на сегодняшний день главной угрозой для ССАГПЗ рассматривается вовсе не Израиль как некий коллективный враг арабской нации, продолжающий удерживать палестинские территории и исламские святыни Иерусалима, защитником которых позиционирует себя саудовский король, а именно Исламская Республика Иран, от которой не исходит никакая угроза, которая не претендует ни на пядь арабской земли. Это же подтверждается и периодическими заявлениями многих высокопоставленных деятелей стран ССАГПЗ, в первую очередь саудовских и бахрейнских, а также ОАЭ, которые обвиняют Тегеран в оккупации трех спорных островов – Абу-Муса, Малый и Большой Томб в Ормузском проливе.
Однако вместо того, чтобы пойти на создание системы коллективной безопасности в Персидском заливе с участием Ирана и Ирака, в том числе используя российские предложения на сей счет, монархические режимы Персидского залива предпочитают идти собственным путем в рамках региональных военных структур ССАГПЗ. Причины следующие: Во-первых, консервативные режимы Аравии не устраивает республиканский строй в ИРИ и Ираке с его значительными демократическими атрибутами и выборностью власти. Во-вторых, США и Великобритания не хотят нормальных отношений между арабскими странами Персидского залива, с одной стороны, и неарабским Ираном, с другой, иначе как быть с принципом «разделяй и властвуй»? В третьих, опасение, что крупные в плане населения территории и экономического потенциала Иран и Ирак могут «поглотить» мелкие княжества Аравии, ввести их в орбиту своего влияния, а значит и уменьшить влияние на них Вашингтона и Лондона. В четвертых, стремление англо-саксов сохранять остроту суннито-шиитского конфликта, искусственно разжигаемого на Западе и в Израиле, чтобы не допустить объединения исламского мира на Ближнем и Среднем Востоке с его гигантскими энергетическими ресурсами в некое единое целое с общими целями по защите своих интересов, прежде всего нефтяных, газовых и политических, от внешних игроков. В пятых, опасения ряда членов ССАГПЗ, прежде всего Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и Катара, того, что Тегеран может задействовать шиитские общины в них для расшатывания внутриполитической ситуации в консервативных ваххабитских и суннитских монархиях.
Отсюда - подогреваемые США амбиции стран Совета создавать вооруженные силы, оснащенные самым современным оружием и боевой техникой. Тем более, что Вашингтон не просто зарабатывает на военных заказах гигантские средства для своего ВПК, но и имеет в лице армий ССАГПЗ и их общих сил быстрого реагирования (СБР) «Щит полуострова» (так называемый СБР "Щит полуострова" включают наиболее боеспособные части различных родов войск шести стран-членов Совета общей численностью около 20 тысяч человек, базируются вблизи саудовского города Хафр аль-Батин неподалеку от южной границы Кувейта и находятся под командованием помощника генерального секретаря ССАГПЗ по военным вопросам; участвовали в 2011 году в оккупации Бахрейна для спасения короля от народных волнений) основного, наряду с Израилем, союзника на случай очередного вооруженного конфликта в Персидском заливе, либо войны с Ираном или нанесения ракетно-бомбовых ударов по его ядерным объектам.
В интересах расширения и углубления военно-политического партнерства с аравийскими монархиями в мае 2006 г. Вашингтон запустил программу так называемого «Диалога по безопасности в Персидском заливе» (Gulf Security Dialogue), которая реализуется по следующим основным направлениям: 1) Обсуждение вопросов, связанных со способами и путями улучшения оборонительных возможностей и боеспособности аравийских ВС; 2) Вопросы обеспечения региональной безопасности (Иран, Ливан, арабо-израильский конфликт и др.); 3) Проблемы, связанные с нераспространением ОМУ в регионе; 4) Проблемы борьбы с терроризмом и обеспечения внутренней безопасности стран ССАГПЗ; 5) Обеспечение безопасности инфраструктуры аравийских государств, прежде всего объектов углеводородной отрасли; 6) Проблемы, связанные с развитием ситуации в Ираке. Диалог представляет собой встречи высокопоставленных политических и военных деятелей сторон с периодичностью один раз в шесть месяцев. С американской стороны в них, как правило, участвуют министр обороны, глава Совета национальной безопасности, председатель Комитета начальников штабов ВС США, командующий СЕНТКОМа ВС США.
О масштабах американских военных поставок в страны ССАГПЗ говорят следующие цифры. Всего с 1981 г. по 2006 г., разыгрывая карту угрозы со стороны Ирака и Ирана, США продали аравийским партнерам вооружения и военной техники на сумму свыше 72 млрд долл., из которых 57 млрд приходится на Саудовскую Аравию. США предполагают и впредь осуществлять крупные военные поставки в страны-члены ССАГПЗ. В 2010 году были объявлены новые планы Вашингтона о поставках американских ВВТ в страны ССАГПЗ. В ближайшие несколько лет арабские страны Персидского залива закупят вооружений на сумму свыше $120 млрд. Пентагон уже обнародовал свои планы по поставкам в Эр-Рияд 84 истребителей F-15 с различными боеприпасами, ракетами и материально-техническим обеспечением, а также модернизацию 70, состоящих на вооружении ВВС КСА самолетов F-15. Сумма только этих сделок составляет $60 млрд. Рассматриваются и другие контракты США с Саудовской Аравией, в частности, речь идет об ударных вертолетах AH-64D "Apache Longbow Block III", некоторых версиях многоцелевых транспортных и учебных вертолетов, а также ракетах класса "воздух-земля" и "воздух-воздух". Кроме того, Саудовская Аравия в начале апреля 2011 года запросила у США информацию о стоимости ремонта и модернизации закупленных ранее в США кораблей. Потенциальная сумма сделки оценивается в $20 млрд. При этом, очень показательно, что в 2010 году Эр-Рияд отказался от подписания скромного контракта в сфере ВТС с Москвой, хотя он был уже парафирован. Видимо, в КСА поняли, что подобного рода «подачками» Россию не купить в плане ужесточения антииранских санкций.
Наращивая объемы ВТС со странами Персидского залива, США активно эксплуатируют тезис об угрозе со стороны Ирана. Вашингтон сумел внушить лидерам этих государств, что Тегеран стремится к обладанию ядерным оружием, экспансии шиитского фундаментализма, созданию, так называемой "шиитской дуги" или "шиитского полумесяца". При этом администрацию США нисколько не смущает тот факт, что духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи издал фетву (приравнивается к указу президента) о недопустимости создания в стране ядерного оружия. И в подтверждение этого буквально на днях новый президент Ирана Хасан Роухани с трибуны 68 –й сессии Генеральной ассамблеи ООН официально заявил о том, что Иран не представляет никакой угрозы как для мира в целом, так и для региона в отдельности, что ядерному оружию нет места в военной доктрине его страны, что иранофобия представляет серьезную угрозу миру и безопасности. Наоборот, они еще больше начали кричать о том, чтоякобы, уже сейчас иранское руководство подстрекает шиитские общины Бахрейна, Саудовской Аравии, Йемена, Ливана, других арабских стран к выступлениям против властей, представленных арабо-суннитской верхушкой. Наиболее уязвимым в этом ряду считается Бахрейн, где арабы-шииты составляют две трети населения страны, но практически отстранены от власти. В Эр-Рияде всерьез опасаются, что шиитские волнения в Бахрейне могут перекинуться на Восточную провинцию КСА, где находятся наиболее богатые месторождения нефти и где преимущественно шиитское население.
Отсюда и выдвинутая недавно американская инициатива о создании региональной системы АВО и ПРО, к которой Вашингтон смог уже подтянуть все страны ССАГПЗ. В ее рамках Катар и ОАЭ уже заявили о своем намерении приобрести у компании «Локхид Мартин» противоракетные комплексы THAAD общей стоимостью почти 8 млрд. долл. В частности, заявка Катара включает в себя 2 батареи THAAD по 6 пусковых установок каждая, 150 ракет-перехватчиков, 2 пункта управления огнем, 2 РЛС AN/TPY-2 и 1 РЛС дальнего обнаружения. Всего на сумму 6,5 млрд.долл. А ОАЭ планируют закупить 9 ПУ THAAD, 48 противоракет и сопутствующее оборудование на сумму 1,1 млрд.долл. Эти комплексы будут закуплены и другими четырьмя странами ССАГПЗ, причем они взаимодействуют с другими американскими системами ПРО, включая корабельный комплекс «ИДЖИС», а также наземные ЗРК «Пэтриот», РАС-2 и РАС-3, состоящие на вооружении большинства стран Совета.
Сейчас на вооружении КСА состоят танки М1Ф2 «Абрамс», боевые машины «Брэдли», БТРы М-113А1/А2/А3, самоходные гаубицы М109А2, истребители F-15 C/D/S/SA, самолеты дальнего обнаружения У-3а «АВАКС», транспортные самолеты «Геркулес» С-130, вертолеты АН-64D «АПАЧ» и т.д. В ноябре 2012 года компания «Боинг» уже получила контракт на модернизацию 68 саудовских истребителей F-15S на сумму 4 млрд.долл. В Кувейте основные виды американских ВВТ – танки М1А2 «Абрамс», истребители F/A-18 C/D «Хорнет», вертолеты АН-64D «Апач», транспортные самолеты «Геркулес « С-130 и С-17 «Глоубмастер-3». В ОАЭ имеются истребители F-16Блок 60, вертолеты АН-64D «АПАЧ» и транспортные самолеты «Геркулес» С-130.
Ясно, что все это оружие предназначено к сдерживанию Ирана и подготовке к возможной войне с ним, если Вашингтон примет соответствующее решение. Но планы новых закупок американского оружия лишь подливают масла в огонь, учитывая, что в свете арабских «цветных революций» ситуация в Персидском заливе и без того напряженная. И как бы не произошло так, что это оружие будет использовано против собственных режимов недовольными массами аравийских монархий, если «революционный поток» докатится и до них, учитывая, что ветер демократических и политических перемен уже вовсю дует на полуострове, а новое поколение этих стран не хочет жить по нормам ваххабизма 18-го века.
Автор - Владимир Ефимов
|