Новейший китайский истребитель J-31 получает все больше критики, чем восторженных отзывов со стороны экспертов, а недавно Народно-освободительная армия (НОАК) Китая заявила, что этот самолет предназначен только для экспорта, сообщает FoxNews.com 1 октября.
J-31, вероятно, был разработан в качестве истребителя следующего поколения для китайских авианосцев и должен был встать в один ряд с F-35 Lightning II. Но теперь, похоже, Китай, который имеет только один авианосец, будет предлагать эти самолеты ВВС стран второго уровня, таким как Бразилия, Пакистан и некоторые страны Ближнего Востока.
«Вероятно, истребитель изначально не был создан для экспорта, но, похоже, оказалось, что он недостаточно хорош», заявил профессор политологии Университета Джорджа Буша Стивен Биддл (Stephen Biddle) в интервью FoxNews.com.
Даже китайская пресса выступает с критикой созданных в стране боевых самолетов, например, Sina Military Network утверждает, что палубный истребитель J-15 не смог взлететь с авианосца с «тяжелым вооружением», что может негативно сказаться на боевой дальности и ударной мощи.
Авиационные эксперты полагают, что на основе ограниченной информации о J-31 можно лишь утверждать, что он всего лишь «дешевая копия» американского F-22. «J-31 является своего рода копией самого передового (и проблемного) американского истребителя F-22. Мы видим тот же самый нос, двухкилевое вертикальное оперение и трапециевидные крылья вместе с некоторыми чертами стелс», говорит бывший пилот ВВС Италии Давид Сенсиотти (David Cenciotti). Но Сенсиотти сказал, что J-31, вероятно, не имеет двигателей с управляемым вектором тяги, которые дают истребителям превосходные маневренные качества. Он подозревает, что этот самолет был создан на основе изучения американских военных самолетов, а не только конструкции F-117, сбитого в 1999 году сербской зенитной ракетой, намекая на то, что китайцы с помощью кибер-атак могли получить некоторые полезные для них технические чертежи F-22 и F-35.
Но никакой шпионаж и копирование технологий не могут обеспечить создание таких высокотехнологичных самолетов, как современные американские истребители, говорит конгрессмен Адам Кинзингер (Adam Kinzinger). Ветеран ВВС, он все еще служит в качестве пилота ВВС Национальной гвардии. «Америка всегда производила и производит лучшую в мире авиационную технику. Хотя Китай заявляет о больших возможностях J-31, я останусь скептиком, пока не увижу доказательств», говорит он.
Редактор Азиатско-Тихоокеанского отдела журнала Jane's Defence Weekly Джеймс Харди (James Hardy) полагает, что нет никакой возможности сравнить J-31 с другими истребителями, учитывая секретность, которая окружает этот самолет. «Есть ограниченные данные о J-31, и невозможно сказать, он превосходит или уступает F-35. Как можно оценивать самолет, если мы не ничего знаем о бортовой РЛС, подсистемах, авионике и из каких материалов он сделан. Безусловно, формы (силуэт) планера делают его похожим на истребитель пятого поколения, но не зная, из каких материалов он выполнен, мы ничего не можем сказать об его ЭПР (эффективная площадь рассеяния)», говорит эксперт.
Харди добавляет, что отсутствие информации и тот факт, что истребитель, минуя собственные ВВС, оказался экспортным продуктом, может помешать его продажам на мировом рынке. «Ключевым вопросом является то, почему ВВС НОАК не собираются принимать J-31 на вооружение, и следующим вопросом будет такой: если этот самолет недостаточно хорош для Китая, то почему другие страны должны его покупать?», резюмировал Харди.
|