- Господин президент, нам придется переименовать 6-й флот в 5-й.
- Да, да. Я понял.
Вновь срочный звонок.
- Извините, господин президент. Теперь уже в 4-й.
Куда бы они ни пошли, за ними следят. Эскадренные миноносцы «Грейвели» (Gravely), «Барри» (Barry), «Мэхэн» (Mahan), «Ремедж» (Ramage) и «Стаут» (Stout) ни на секунду не выпадают из внимания наших моряков – ни одно действие ВМС США не остается незамеченным кораблями российской эскадры у берегов Сирии.
Уникальная отечественная аппаратура позволяет «просвечивать» Шестой флот насквозь – корабли ВМФ России способны не только фиксировать старт крылатых ракет «Томагавк», но даже определять момент начала подготовки к их запуску. Все радиопереговоры и спутниковые линии связи, работа средств обнаружения, РЭБ и боевых информационных систем всех кораблей Шестого флота под нашим контролем – русские моряки имеют четкое представление о ситуации на борту американских эсминцев и способны заранее предугадывать действия «потенциального противника» по изменению характеристик электромагнитных полей.
Задача совершенно нетривиальная.
Среди вакханалии гула и треска от работы множества радиоэлектронных средств кораблей ВМС США, объединенных боевой информационно-управляющей системой «Иджис»:
- многофункционального радара AN/SPY-1;
- станции опознавания "свой-чужой" AN/UPX-29;
- комплекса технических средств LAMPS III, позволяющего интегрировать вертолет в систему противолодочной обороны корабля;
- автоматизированной подсистемы поиска и локализации неисправностей на борту корабля Mk545;
- автоматизированной подсистемы SWG-1 для управления стрельбой ПКР «Гарпун»;
- автоматизированной подсистемы управления артиллерийским огнем Mk86;
- автоматизированной подсистемы управления зенитным огнем Mk99;
- автоматизированной подсистемы управления противолодочным оружием Mk116;
а также навигационных радаров AN/SPS-64 и AN/SPS-67, РЛС подсветки целей AN/SPG-62, аппаратуры гидроакустического комплекса AN/SQQ-89, зенитных комплексов самообороны «Фаланкс», аппаратуры связи и обмена данными LINK-4A, LINK 11, LINK 16,
русские моряки должны ЗАФИКСИРОВАТЬ ГЛАВНОЕ – момент включения блоков подсистемы SWG-3.
В это мгновение вспыхнет и запульсирует кроваво-красным огнем панель управления ракетным оружием в БИЦ Иджис-эсминца, оживут компьютеры и линии передачи данных – в головки самонаведения крылатых ракет «Томагавк» потекут последние указания и координаты места старта.
Панель SWG-1 для управления противокорабельными ракетами «Гарпун»
Строго говоря, система SWG-3 является всего лишь промежуточным звеном – маршруты полета и цели для «Томагавков» выбираются заранее, на берегу, в специализированных центрах подготовки полетных заданий в Норфолке и Кэмп-Смит (Гавайи). Аппаратура корабля позволяет лишь загружать готовые цифровые карты рельефа по маршруту полета, необходимые для работы системы навигации TERCOM, а также «фотографию» цели для оптической системы наведения «ДиДжисМэк» на конечном участке траектории. Черт возьми, «Топор» работает как дешевый киллер из второсортного голливудского боевика!
Кроме того, роботы-камикадзе нуждаются в информации о координатах точки старта – иначе гироскопы инерциальной системы не смогут вывести «Томагавк» в район первой коррекции над побережьем противника (рельефометрический TERCOM бесполезен при полетах над морем – вода везде одинакова). Все эти данные поступают в ГСН крылатой ракеты непосредственно в точке старта.
КРМБ "Томагавк" выходит из носовой УВП Mk41 эсминца USS Farragut (DDG-99)
Активация электронных блоков SWG-3, сопровождаемая включением и финальной проверкой пусковых установок Mk41, даёт основания для однозначного заключения: внутри эсминца ВМС США началась подготовка к запуску «Томагавков». Война начнется в ближайшие часы!
Но как определить этот критический момент? Как проникнуть в неприступную цитадель «крестоносцев и мирового сионизма» и осмотреть самые секретные места на корабле ВМС США, куда не имеют доступ даже многие из членов его экипажа?
Глухие стены бортов без единого иллюминатора. Подпалубные пусковые установки, скрытые от глаза стороннего наблюдателя. Расположенный в глубине корабля боевой информационный центр. Неподвижные фазированные антенны РЛС AN/SPY-1 … внешний осмотр Иджис-эсминца ничего не даст, но электромагнитные волны, перемещаясь со скоростью 300 000 км/секунду, проникнут за пределы глухих стен и «разболтают» все секреты ВМС США.
Но позвольте! Ведь у Российской Федерации в настоящее время не имеется центров радиоэлектронной разведки на Ближнем Востоке, подобных не так давно закрытому РЭЦ Лурдес на Кубе или всемирной сети радиотехнического шпионажа «Эшелон», принадлежащей Агентству национальной безопасности США.
Ответ прост: системы радиоэлектронного перехвата находятся непосредственно на борту российских кораблей, бдительно стерегущих побережье Сирии.
С.С.В. Смешная Смерть Врага
В истории морских войн имеется немало примеров, когда сражения выигрывались благодаря качественной работе разведки. Знание – сила! Добытая разведкой информация – один из важнейших аспектов стратегии и тактики, она даёт возможность заблаговременно вскрыть конкретные планы и виды угроз со стороны противника.
Систематическое наблюдение и слежение за силами потенциального противника в мирное время является одним из главных условий эффективности и обеспечения высокой боевой готовности современного военно-морского флота.
Развитие радиоэлектронных средств, радиосвязи и радаров на военно-морском флоте вызвало необходимость постоянного наблюдения за кораблями противника не только в видимом, но и в радиоволновом диапазоне электромагнитного спектра.
Радиоперехват каналов связи на всех частотах. Телеметрическая разведка - нужно быть в курсе всех оружейных новинок «потенциального противника». Радиотехническая разведка - определение принадлежности и характеристик источников радиоизлучения на борту вражеских кораблей. Замеры физических полей, составление акустических и электромагнитных «портретов» кораблей и подводных лодок.
Чрезвычайно важная и ответственная работа, от которой зависит эффективность работы всего военно-морского флота.
Специализированные корабли-разведчики существуют во многих флотах мира, но особое развитие этот класс получил в нашей стране. Скрываясь за непритязательным обозначением ССВ (судно связи), разведывательные корабли (РЗК) стали одним из главных аргументов ВМФ СССР. Дешевые, многочисленные и вездесущие - сотня больших и малых морских шпионов, наводнивших Мировой океан, не оставляла «вероятному противнику» шансов побыть в одиночестве. Ни один шаг американского флота не мог остаться незамеченным от взора советского главкома.
Вертолет с авианосца USS Kitty Hawk осматривает разведывательный корабль ССВ-208 «Курилы». Тихий океан, 2005 год.
Простейшие импровизации на базе устаревших эсминцев, траулеров и транспортных судов - «рыцарям плаща и кинжала» были не нужны сверхскорость и супер-оружие, их безопасность обеспечивалась политической и военной мощью Советского Союза. Напасть на такую «лоханку» означало бы поставить мир на грань ядерной войны. Единственное, что могли сделать в такой ситуации американцы, – атаковать ССВ ругательствами или глупыми шутками:
К вниманию со стороны этих «плавсредств» американские экипажи относились весьма снисходительно и не раз подшучивали над неуклюжими «шпионами».
Однажды в мае 1967 г. в Средиземном море такой «рыбак» попытался приблизиться к авианосцу. С его палубы немедленно поднялся F-8, который сделал заход на «цель» и... выпустил тормозной щиток, из ниши которого на советское судно посыпались рулоны туалетной бумаги!..
- с сайта www.airwar.ru
В отличие от настоящих агентов 007, отечественные морские разведчики не пользовались технологией «стелс» и прочими шпионскими приспособлениями – действительно, к чему все усилия по снижению заметности, если «вероятный противник» буквально в паре шагов - ему можно помахать с палубы рукой.
Прикрываясь советским флагом, маленькие безоружные ССВ смело приближались к авианосным ударным группам, атомным крейсерам и эскадрам эсминцев ВМС США – янки лишь скрежетали зубами от злобы, но согласно принятым международным правилам даже не могли высказать дипломатические претензии. Наблюдение происходит в нейтральных водах - русский корабль вправе быть там, где ему заблагорассудится. Попытка оторваться от назойливого гостя, развив 30-узловой ход, была заведомо обречена на провал – через несколько часов бешеной гонки прямо по курсу возникало очередное «судно связи».
Подводная лодка К-324 намотала на винт секретную американскую антенну TASS и лишилась хода. Разумеется, первым к месту инцидента прибыло ССВ-506 «Находка» - 10 суток маленький разведчик отгонял эсминцы ВМС США, пытавшиеся достать из воды остатки секретной антенны. На заднем плане - USS Peterson (DD-969). Саргассово море, 1983 год
Помимо функции ретранслятора и станции радиотехнической разведки, отечественные ССВ решали задачи контроля морских коммуникаций, фиксируя все перемещения кораблей «вероятного противника». Стаи ССВ неделями сопровождали американские авианосные группы – можно было сколь угодно потешаться над маленькими «шпионами» и бросаться в них рулонами туалетной бумаги, но в случае начала реальных боевых действий ССВ могли элементарно «сдать» янки в руки боевых кораблей ВМФ СССР, передав координаты американской эскадры на ударные крейсеры и подлодки.
Маленький разведчик неминуемо погибнет смертью храбрых, но расплата будет жестокой – через короткое время в заданный квадрат прилетят советские ракеты и перебьют все, что встретится им на пути. Далеко убежать янки все равно не успеют – данные, переданные ССВ перед гибелью, будут актуальны еще в течение нескольких часов.
Это был приговор «неуловимым» и «неуязвимым» АУГ – советский флот, благодаря своим многочисленным судам связи, надежно «держал пистолет у виска» ВМС США.
Немало времени морские разведчики проводили вблизи полигонов ВМС США и стран НАТО, внимательно наблюдая за стрельбами и пусками ракетного оружия. Каждый новый корабль «вероятного противника» попадал под пристальное внимание ССВ – приблизившись на предельно короткую дистанцию, наши моряки приступали к тщательному изучению очередного шедевра американской конструкторской мысли – эскортный крейсер «Леги», атомная «Калифорния», Иджис-крейсер «Тикондерога»….
Замерялись электромагнитные поля, чувствительная аппаратура комплекса радиоэлектронной разведки «Прохлада» приступала к идентификации источников электромагнитного излучения на борту чужого корабля.
Мы знали про них буквально все!
…Шло время, необратимо менялся флот. В наши дни отечественные ССВ заметно раздались в размерах. От вульгарного облика переоборудованных рудовозов, буксиров и траулеров не осталось и следа – современные разведчики ВМФ России специализированной постройки превратились в грациозные корабли с еще более впечатляющими возможностями своего радиотехнического комплекса.
Присутствие подобных кораблей у побережья Сирии немало «напрягает» наших западных друзей:
В Средиземном море находятся два российских разведывательных корабля, начиненных новейшей радиоэлектронной аппаратурой. Российские РЗК фиксируют не только пуски ракет любого типа, но даже подготовку "Томагавков" к пуску, которая ведется внутри корабля.
- подполковник ВВС США в отставке, военный аналитик Рик Франкона, заявление сделано в прямом эфире CNN
Действительно, в ситуации возможного военного вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела Сирии такая ситуация грозит провалом всей операции – янки проиграют, не успев сделать первый ход. Российские моряки мгновенно засекут процесс подготовки к запуску «Томагавков» на кораблях ВМС США и сообщат об этом «наверх». Очевидно, что эти данные лягут на стол сирийского военного командования раньше, чем командир Иджис-эсминца вставит ключ в панель запуска крылатых ракет.
Наверняка у многих из вас возникло предположение насчет прямого воздействия на головки самонаведения американских ракет – мощный импульс микроволнового излучения, способная повредить хрупкую электронику ракеты ложная радиокоманда на самоуничтожение (новейший RGM-109E Tactical Tomahawk получил возможность перепрограммироваться в полете) или что-нибудь в этом роде…
Автор не располагает подобной информацией, но сомневаться в изобретательности русских кулибиных не приходится. Возможно, что имеется и такой вариант.
Палубный ударный БПЛА X-47B
В этой связи представляется любопытной ситуация с беспилотными летательными аппаратами ВМС США – как повлияет на действия американских БПЛА корабль радиотехнической разведки ВМФ России? Ответ представляется очевидным – попытка «атаковать» ССВ рулонами туалетной бумаги с беспилотного ударного дрона X-47B закончится для янки плачевно – супер-самолет внезапно выйдет из под контроля операторов и мягко «приземлится» на воду. Так же, как это случилось с американским беспилотным дроном RQ-170 «Сентинел» в воздушном пространстве Ирана (согласно одной из версий, иранцы «приземлили» RQ-170 с помощью российского комплекса радиоэлектронной борьбы «Автобаза»).
Но кто знает – вдруг такая же аппаратура установлена на борту отечественных ССВ?
Головное «судно связи» проекта 18280, предназначенное для противодействия морской компоненте американской системы ПРО. Водоизмещение полное – 4260 тонн. Экипаж – 120 человек. Дальность плавания – 8000 миль на скорости 16 узлов. Согласно плану, второй корабль этого проекта - "Иван Хурс" - будет заложен 14 ноября 2013 года
В статье использованы материалы из книги The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems, 1997-1998. Автор: Norman Friedman
|