На протяжении последних десятилетий одним из самых интересных направлений в развитии военной техники остаются т.н. стелс-технологии. Комплекс мер, направленных на понижение заметности техники для радиолокационных станций, позволяет ощутимо повысить боевую эффективность самолета или корабля. При этом в случае с авиацией применение стелс-технологий нередко приводит к "неправильному" аэродинамическому облику летательного аппарата. Боевые корабли, в свою очередь, не столь требовательны к архитектуре надводной части. Поэтому в последние годы появилось большое количество проектов боевых кораблей, в которых в той или иной мере используются меры по снижению заметности для РЛС.
Пока одни государства применяют лишь некоторые технические решения или готовятся строить полноценные стелс-корабли, Швеция уже использует несколько корветов, спроектированных с учетом максимального снижения заметности. Корветы проекта Visby («Висбю») немногочисленны – построено всего пять таких кораблей. Тем не менее, они объединяют в себе ряд оригинальных мер, позволяющих решать ряд боевых задач с минимальным риском быть обнаруженными.
Разработке проекта Visby предшествовали эксперименты, предназначенные для изучения стелс-технологий и их перспектив в деле военного судостроения. В конце восьмидесятых годов шведская промышленность построила корабль на воздушной подушке скегового типа Smyge. Небольшой корабль (полное водоизмещение около 140 тонн) позволил определить будущее нескольких новых технологий, а также отработать некоторые элементы облика перспективных боевых кораблей. Большое количество наработок, полученных в ходе проекта Smyge, в дальнейшем было использовано в проекте Visby.
В начале девяностых годов военное ведомство Швеции собиралось создать сразу два проекта кораблей: YSS (Ytstridsfartyg Större – «Большой боевой корабль») и YSM (Ytstridsfartyg Mindre – «Малый боевой корабль»). Однако вскоре после начала работ проекты объединили в целях экономии. Далее работы велись компанией Kockums в рамках проекта YS2000 (Ytstridsfartyg 2000 «Боевой корабль 2000-х годов»). Позже проект получил новое название, соответствующее имени головного корабля – Visby. По причине слияния двух проектов корабли YS2000 должны были выполнять широкий круг задач: от поиска подводных лодок и атаки надводных целей до постановки минных заграждений и патрульной службы.
Проект YS2000/Visby был завершен в середине девяностых годов. В нем использовался ряд технологий, новых не только для шведского, но и для мирового судостроения. В феврале 1996 года состоялась закладка головного корабля, получившего имя Visby. Корабль был спущен на воду в 2000 году и до 2005 года находился на испытаниях. С 1997 по 1999 год были заложены еще пять новых корветов, однако строительство последнего из них (Uddevalla) вскоре отменили. В 2009 году в состав ВМС Швеции были приняты второй и третий корабли проекта Helsingborg и Härnösand. Еще два новейших корвета, Nyköping и Karlstad до сих пор проходят испытания.
Сотрудникам фирмы Kockums удалось создать первый в мире боевой корабль, в полной мере использующий стелс-технологии. Корвет получился сравнительно небольшим: общая длина 72 метра, максимальная ширина – 10,4 м, осадка – около 2,4 м. Благодаря использованию новых технологий шведские корабелы смогли уменьшить вес конструкции. Полное водоизмещение головного корабля Visby не превышает 640 тонн.
Главным фактором, позволившим уменьшить вес конструкции, стал оригинальный композиционный материал, из которого изготовили ряд важных деталей конструкции. В качестве основного материала для изготовления корпуса и надстройки выбрали набор полимеров, армированный углеволокном и винилом. В ходе длительных исследований шведским специалистам удалось найти подходящий для применения композит, обеспечивающий малый вес конструкции (вдвое легче аналогичной конструкции, выполненной из металла), высокую жесткость и ударостойкость. При этом одной из главных причин применения композиционного материала стала его низкая отражающая способность. Каркас корабля собрали из металлических деталей.
Корпус и надстройка корвета Visby выполнены в виде моноблока: надводная часть корпуса плавно переходит в надстройку без лишних деталей, способных повысить заметность корабля. Надводная часть корабля представляет собой комбинацию сопряженных плоских панелей различной формы. Обводы подводной части сделаны «традиционными», поскольку они не влияют на заметность для радиолокационных систем. На баке корабля предусмотрен кожух, закрывающий артиллерийскую установку от излучения РЛС. В средней части корпуса размещена надстройка характерной формы. На крыше надстройки имеется антенная мачта, закрытая радиопрозрачным кожухом. Кормовая часть корпуса отведена под посадочную площадку длиной около 20 метров. Все системы вооружения, а также швартовочное оборудование размещаются внутри корпуса или надстройки и закрываются щитками, выполненными из тех же материалов, что и корпус.
Внутренний объем корпуса кораблей проекта Visby разделен водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. В трех носовых отсеках размещены каюты и кубрики экипажа, санитарные помещения, а также носовой дизель-генератор, гидроакустическая станция и подруливающее устройство. На разных палубах в четвертом отсеке находятся кают-компания и столовая, камбуз с кладовой, а также главный командный пост. Примечательно, что помещение офицерской кают-компании также используется в качестве лазарета. В объемах пятого отсека располагаются различные системы вооружения и вспомогательное оборудование. Кроме того, в пятом отсеке находится пост управления главной энергетической установкой и цистерна для авиационного топлива. В трюме с шестого по восьмой отсеки размещено различное оборудование главной энергетической установки. Верхняя палуба отведена под торпедные аппараты и объем для необходимого вооружения. При необходимости в кормовой части корабля может быть оборудован ангар для вертолета.
Главная энергетическая установка корветов проекта Visby выполнена по системе CODOG и использует двигатели нескольких типов. В шестом отсеке установлены два дизельных двигателя MTU 16V 2000 N90 мощностью около 1770 л.с. каждый. Для снижения шума двигатели установлены на амортизирующих устройствах. Дизельные двигатели используются при движении на экономичной скорости порядка 15 узлов. Для разгона до максимальной скорости корабль может использовать четыре газотурбинных двигателя Vericor TF50A общей мощностью 16000 кВт (около 21750 л.с.), установленные в кормовых отсеках. При использовании максимальной мощности двигателей корвет Visby способен разгоняться до 35 узлов. Дальность плавания – до 2500 миль.
Крутящий момент двигателей через редукторы передается на два водометных движителя KaMeWa 125 SII. При скорости 15 узлов водомет обеспечивает примерно вдвое меньший уровень шума в сравнении с традиционными гребными винтами. Водометный движитель позволяет снизить акустическую заметность корабля. Кроме того, применены меры, снижающие заметность корвета в инфракрасном диапазоне. Выхлопные газы всех шести двигателей выводятся через патрубок в корме корабля, расположенный максимально близко к воде.
Маневренность корабля обеспечивается поворотными насадками водометов, а также двумя рулями, установленными за ними. Последние позволяют маневрировать с большей эффективностью на малых скоростях. Кроме того, в носовой части корветов типа Visby предусмотрено подруливающее устройство HRP 200-65.
Все пять корветов проекта Visby изначально имели общий набор радиоэлектронного оборудования. В качестве основного средства обнаружения целей используется трехкоординатная радиолокационная станция Ericsson Sea Giraffe AMB. Характеристики этой РЛС позволяют производить поиск целей и работать в режиме целеуказания. Станция может обнаружить небольшие воздушные цели наподобие противокорабельных ракет на дистанции до 70-80 километров. Для противодействия радиоэлектронным системам противника корабли оснащаются многодиапазонным комплексом РЭБ.
Боевая информационно-управляющая система (БИУС) CETRIS C3 построена на основе двух основных подсистем: комплекса управления вооружением Saab Systems 9LV mk3E и системы информационной поддержки MAST. Все компоненты информационно-управляющей системы построены на основе современных цифровых комплектующих. Для удобства передачи приказов и указаний на кораблях типа Visby впервые в мировой практике применена специальная электронная система. Любой член экипажа, используя специальный терминал, может получить в электронном виде все документы, к которым он имеет доступ. Подобным образом построена система связи с другими кораблями и командованием.
Новейшие шведские корветы могут самостоятельно осуществлять поиск подводных лодок противника. Для этого они оснащены гидроакустическим комплексом CDC Hydra. В состав комплекса входят пассивная буксируемая гидроакустическая станция, а также опускаемая и расположенная в корпусе станция активного типа. Кроме того, корабль несет несколько дистанционно управляемых аппаратов, которые можно использовать для поиска подлодок. Гидроакустический комплекс собирает информацию со всех станций и передает данные об обнаруженных целях системе управления оружием. Особый интерес представляет станция, установленная в носовой части корпуса кораблей. Имея сравнительно узкий луч, она может использоваться для поиска морских мин.
При создании комплекса вооружений корветов типа Visby авторы проекта предусмотрели возможности «специализации» того или иного корабля для выполнения конкретных задач. При этом все корабли несут несколько общих систем вооружения. Перед надстройкой на корветах устанавливается артиллерийская установка Bofors 57 mm Mk3 с автоматическим орудием калибра 57 мм. Эта пушка способна вести огонь с темпом до 220 выстрелов в минуту и поражать цели на дальности до 10-11 км. Осколочно-фугасные снаряды для орудия оснащаются управляемым дистанционным взрывателем, позволяющим производить подрыв боеприпаса в нужный момент и «накрывать» цель осколками. Этим, в частности, компенсируется сравнительно малый калибр орудия. В походном положении артиллерийская установка находится под экранирующим кожухом из композиционных материалов.
Особенности конструкции кораблей Visby позволили оснастить их различным вооружением, в соответствии с пожеланиями военно-морских сил Швеции. Так, первые четыре корабля (от Visby до Nyköping) предназначаются для поиска подводных лодок и морских мин, а также должны сопровождать конвои. В связи с этим корветы несут универсальные торпедные аппараты. Это вооружение находится в кормовой части корабля и в походном положении закрыто щитками, не выступающими за пределы корпуса. В носовой части корпуса, рядом с артиллерийской установкой, имеются восемь реактивных бомбометов Alecto, которые могут использовать противолодочные и противоторпедные боеприпасы. Система управления комплекса Alecto, работая совместно с БИУС корабля, позволяет одновременно отражать торпедные атаки с двух направлений.
Пятый корабль типа Visby (Karlstad) имеет иной набор вооружения. Предполагается, что этот корвет будет обнаруживать и атаковать корабли противника, для чего несет соответствующее управляемое ракетное вооружение. Вместо торпедных аппаратов в кормовой части корабля имеются пусковые установки противокорабельных ракет Saab Bofors Dynamics RBS 15 Mk2. Применение подобного оружия позволит корвету Karlstad атаковать вражеские корабли на расстоянии до 200 километров. Кроме того, рядом с пусковыми установками противокорабельных ракет планируется установить зенитный ракетный комплекс Saab Bofors Dynamics RBS 23 BAMSE с боеприпасами вертикального старта. Использование этого ЗРК позволит защитить корабль от авиации и ракет противника в радиусе 15 км. Имеются сведения о размещении в кормовой части корвета автоматической пушки калибра 30 мм.
Корветы Visby в противолодочном варианте могут нести один вертолет Augusta A109 с соответствующим радиоэлектронным оснащением. При необходимости вертолет может садиться на любой из кораблей серии, но ангар имеется лишь на трёх из них: Helsingborg, Härnösand и Nyköping. Кроме вертолета корабли несут запас топлива и боеприпасы, необходимые для поражения подводных лодок противника.
По имеющимся данным, комплекс радиоэлектронных средств корветов проекта Visby спроектирован таким образом, чтобы экипаж мог вести поиск и атаковать цели, не включая какие-либо излучатели. При необходимости корабли могут получать внешнее целеуказание. При этом нельзя не отметить, что снижение радиолокационной, инфракрасной и акустической заметности хорошо сказывается на фактических характеристиках новейших шведских корветов. В ряде источников упоминается, что современные радиолокационные станции в штиль могут обнаружить корабль Visby на расстоянии не более 20-22 километров. При волнении дистанция обнаружения сокращается до 11-13 км. Таким образом, используя пассивные средства обнаружения, корвет может получить большое преимущество перед противником. Кроме того, заявленные характеристики радиоэлектронных систем и вооружения позволяют предполагать, что использование РЛС или активной гидроакустической станции не снижает боевой потенциал корветов. Так, дальность обнаружения радиолокационной станции Ericsson Sea Giraffe AMB и дальность стрельбы ракет Saab Bofors Dynamics RBS 15 Mk2 около 200 км в теории позволяет последнему из корветов типа Visby атаковать корабли противника до того, как те смогут его обнаружить.
Весной 2012 года компания Saab завершила ремонт и модернизацию головного корабля проекта Visby, проводившиеся по заказу министерства обороны Швеции. В ходе модернизации корабль получил около 60 различных обновлений оборудования и вооружения. В частности, доработкам подверглись системы обнаружения и связи, противолодочное вооружение, а также оборудование, предназначенное для работы с вертолетами. В 2014 году предполагается завершить аналогичную модернизацию других противолодочных корветов.
Несмотря на свои скромные размеры и небольшое количество, корветы типа Visby являются одними из самых интересных и высокотехнологичных кораблей в мире. Кроме того, в ходе этого проекта шведские корабелы впервые в мире смогли создать и построить серию боевых кораблей с широким использованием стелс-технологий. Заявленные особенности корветов выглядят интересно и привлекают внимание. Однако боевые возможности пяти кораблей вызывают некоторые вопросы. За прошедшие годы находящиеся в строю корветы проекта Visby участвовали только в учениях и ни разу не смогли показать свой потенциал в условиях реальных операций. Тем не менее, и в таком случае они остаются первыми в мире боевыми кораблями-невидимками.
|