Отделение Skunk Works компании Lockheed Martin предложило разработать новый самолет разведки, наблюдения и рекогносцировки (intelligence, surveillance and reconnaissance — ISR) SR-72, способного летать со скоростью 6М, или почти в два раза быстрее, чем выведенный из эксплуатации SR-71 Blackbird, сообщает flightglobal.com 1 ноября.
Ставится задача создать единый двигатель, который был бы способен разогнать самолет от нуля М до 6М. «Наши противники работают над способами противодействия стелс. Гиперзвук будет дополнением к стелс. Такой самолет летит так высоко и так быстро, что у них просто не хватит времени от обнаружения до перехвата», говорит руководитель отделения гиперзвуковых систем «Сканк Воркс» Брэд Леланд (Brad Leland).
Проблема заключается в большом разрыве скоростей между гиперзвуковым аппаратом и аппаратами, оснащенными реактивными и низкоскоростными ПВРД (прямоточный воздушно-реактивный двигатель). Большинство ПВРД не способно работать на скоростях ниже 4М, ТРД способен разогнать самолет лишь до скорости М2,2. Вопрос состоит в том, как достичь промежуточной скорости 3М.
SR-71 удалось достичь скорости 3,2М благодаря особой конструкции двигателя Pratt & Whitney J58, который преобразовывается в низкоскоростной ПВРД на форсажном режиме путем обтекания воздушного потока вокруг турбины двигателя. В последнее десятилетие Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и компания Lockheed работают над проектом ПВРД по программе HTV-3X, который может работать на скорости ниже 3М. Исследовательская лаборатория ВВС работала над проектом небольшого газотурбинного двигателя, способного разогнать аппарат за пределы 2,2М, однако проект не увенчался успехом. В результате Lockheed и Aerojet Rocketdyne разработали собственный метод кратковременного увеличения скорости на основе использования двигателей F100 и F110 за пределами 2,2М. Леланд говорит, что надо идти от демонстрации возможностей отдельных элементов до создания полномасштабного демонстрационного прототипа.
ВВС США планируют создать гиперзвуковое оружие на основе технологий Х-51 Waverider, чтобы затем разработать мнгогоразовый беспилотный самолет со скоростью 6М. Но до сих пор со стороны правительства США нет финансирования полномасштабной демонстрационной программы для разработки двигателя с «высокоскоростной турбиной» или симбиоза двигателя с изменяемым рабочим циклом с технологиями ПВРД. Леланд говорит, что «Локхид» делает акцент на создании двигателя на основе «доступных технологий».
Гиперзвуковая ракета по своей стоимости должна быть конкурентоспособной с обычной дозвуковой ракетой, иначе она превратится в «серебряную пулю». «Нам нужно добиться создания доступных по цене гиперзвуковых технологий, которые наводнили бы поле боя, и тогда это действительно будет оружие, которое изменит правила игры», говорит Леланд.
|