В ночь на воскресенье Иран и «шестёрка» стран-посредниц в Женеве пришли к соглашению. В СМИ пишут, что Иран теперь должен приостановить на шесть месяцев ядерную программу и временно прекратить строительство реактора в Араке. Запад обязался снять с Тегерана суровые экономические санкции. Впрочем, последнее пока под вопросом: Запад раньше никогда не торопился снимать санкции, а тут ещё и на Ближнем Востоке раздались недовольные голоса. Дипломатический успех переговорщиков в Женеве не оценили в Израиле и Саудовской Аравии. То, что сочли позитивным результатом в государствах «шестёрки», в Иране и многих прочих странах, в Тель-Авиве и Эр-Рияде, которые с недавних пор числятся в региональных союзниках, объявили «плохим», «очень плохим» и даже таким, что напрочь лишает сна.
Соглашение по иранской ядерной программе: «плохое» или «очень плохое»?
Будущие полгода «шестёрка» и Иран собираются посвятить продолжению переговоров. Вероятно, страны-посредницы пожелают убедиться в том, что ИРИ держит слово. Тегеран, в свою очередь, желает полностью отстоять право на реализацию мирной ядерной программы: Ирану нужно производить топливо для АЭС.
Однако не всё так просто. Само это производство уже вызывает массу сомнений и нареканий у Запада.
Джон Керри после переговоров в Женеве заявил каналу «Fox News», что соглашение не содержит положения о признании права ИРИ обогащать уран. Госсекретарь США уточнил, что была достигнута договорённость и об отказе Ирана от имеющихся 200 килограммов обогащённого до 20% урана. Спустя полгода от этих килограммов не должно остаться ничего. Видимо, это и будет проверкой Ирана на «вшивость».
А министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф сказал нечто другое. По его словам, «священное право» Ирана на мирный атом войдёт в будущее соглашение с «шестёркой».
Министр иностранных дел России товарищ Лавров отметил, что женевское соглашение подразумевает «строжайший контроль МАГАТЭ» над иранской ядерной программой и что эта цель переговоров «зафиксирована» в соглашении.
«Интерфакс» также приводит и израильскую оценку соглашения, подписанного сторонами в Женеве.
Кабинет министров Израиля отрицательно оценил достигнутое соглашение. Выступая по армейскому радио Израиля, министр экономики Нафтали Беннетт заявил: «Израиль не видит для себя ограничений, связанных с подписанным плохим, очень плохим соглашением».
Здесь Тель-Авив столкнулся с Вашингтоном. По словам некоего анонимного представителя американской администрации, побеседовавшего с журналистами, Барак Обама после переговоров выразил желание побеседовать с израильским премьером Биньямином Нетаньяху и разъяснить тому суть соглашения.
Последнее, хоть и выглядит немножко комично, связано с тем, что переговоры в Женеве проходили за закрытыми дверями, и информация о них в СМИ по сей день представлена очень скудно. Аналитики и эксперты больше оперируют догадками и прогнозами, нежели фактами.
Наталья Коваленко («Голос России») любезно привела высказывания экспертов по поводу ядерной «сделки». Представляется интересным мнение специалиста по проблемам Центральной Азии и Ближнего Востока Семёна Багдасарова:
«Недаром определён срок 6 месяцев, в течение которого мировое сообщество и, в первую очередь, государства «шестёрки» должны убедиться в том, что Иран действительно готов выполнять обязательства, которые на себя взял. Дело в том, что внутри Ирана существует сильная оппозиция любым подобным переговорным решениям. Это руководство Корпуса стражей исламской революции и в целом силовики. Это первое. Второе: надо прямо признать, что за эти 6 месяцев Израиль и Саудовская Аравия сделают всё возможное, чтобы поставить под сомнение искренность Ирана в выполнении обязательств. Потому что эти государства не заинтересованы в сближении Запада с Ираном».
Что касается Израиля, то он недоволен не только тем, чем доволен Запад, но и тем, что переговорам в Женеве предшествовали тайные встречи американской дипломатии с представителями Ирана. Что же получается? Пока господин Нетаньяху рисовал «красные линии», американцы искали повод сдружиться с Ираном. Америка вообще, похоже, сбавила обороты и даёт задний ход: это видно как по ситуации с Сирией, так и по ситуации с Ираном. Какие уж там противобункерные бомбы!.. Теперь выходит, что Обама не напрасно получил Нобелевскую премию мира. Чудеса, да и только.
Как отмечает MIGnews.com, публичному сближению Ирана и США предшествовала серия частных двусторонних встреч между американскими и иранскими должностными лицами. Это признал неназванный представитель администрации Обамы.
Высокопоставленный представитель США заявил, что четыре американо-иранские тайные встречи состоялись со дня инаугурации Роухани в августе. Кстати, американские официальные лица проинформировали израильских коллег об основном содержании разговоров. Главными переговорщиками со стороны американцев были Уильям Бернс, заместитель госсекретаря США, и Джейк Салливан, советник по национальной безопасности вице-президента США.
Бывший иранский чиновник подтвердил факт тайных переговоров и сказал, что они проводились с санкции аятоллы Али Хаменеи. «Все встречи с американцами проходили с благословения лидера. Первая была самой сложной, особенно когда нам пришлось убеждать наш главный авторитет о положительных результатах таких совещаний», — сказал бывший высокопоставленный иранский чиновник. «Лидер дал зелёный свет, но рассматривал их результат без оптимизма, — сказал он. — Мы взяли на себя риск, но мы выиграли».
Канал связи через Оман предложил госсекретарь США Джон Керри.
Отвечая на вопрос, сыграли ли тайные встречи важную роль в достижении ядерного соглашения, высокопоставленный американский чиновник ответил: «Да».
На фоне того, что иранский вопрос оказался снятым с геополитической повестки дня (по крайней мере, на полгода), кое-кто на Ближнем Востоке заскрежетал зубами.
В то время как многие представители мирового сообщества признали соглашение ИРИ и «шестёрки» важным шагом, большинство арабских государств, в особенности страны-участницы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, сохраняют молчание, сообщает корр. ИТАР-ТАСС Василий Вавилин.
«Жители всего Ближнего Востока не смогут спокойно спать после достижения соглашения между Ираном и крупнейшими державами», — заявил глава комитета по международным делам Консультативного совета Саудовской Аравии Абдалла аль-Аскяр.
Несмотря на столь острую реакцию, МИД королевства официально не обозначил свою позицию. Среди стран ССАГПЗ только ОАЭ и Бахрейн выступили с заявлениями.
В заявлении правительства ОАЭ говорится: «Правительство надеется, что это событие станет шагом к достижению постоянного соглашения, которое обеспечит стабильность во всём регионе и убережёт его от опасности распространения ядерных вооружений».
Глава внешнеполитического ведомства Бахрейна шейх Халед бен Ахмед бен Мухаммед Аль Халифа отметил: «Благодаря этому соглашению мы, Иран и другие страны избавились от чувства страха».
Таким образом, те, кто высказался, «избавились от чувства страха», а те, кто предпочёл официально промолчать, «не смогут спокойно спать».
И что же лишило последних сна?
На сайте министерства иностранных дел России появился неофициальный перевод «Совместного плана действий» (Joint Plan of Action), выработанного по итогам переговоров в Женеве.
Из первых же строк документа следует, что цель переговоров «шестёрки» с Тегераном — достижение взаимно согласованного долгосрочного решения, обеспечивающего исключительно мирный характер иранской ядерной программы. Вроде бы ничего страшного; можно обойтись без валерьянки. Но вот дальше: «Данное всеобъемлющее решение позволит Ирану в полной мере воспользоваться своим правом на ядерную энергию в мирных целях согласно соответствующим статьям ДНЯО при чётком соблюдении его обязательств по этому Договору. Это всеобъемлющее решение будет включать взаимно согласованную программу по обогащению с практическими ограничениями и мерами транспарентности с тем, чтобы обеспечить мирный характер программы».
Это как раз то, что Тель-Авив при некоторой находчивости может объявить военной ядерной программой ИРИ.
Однако читаем дальше: «Это всеобъемлющее решение будет представлять собой единое целое, где ничего не согласовано, пока не согласовано всё».
Виртуозная формулировка! Истолковать двояко её просто невозможно — даже при еврейской изобретательности и американских двойных стандартах. Валерьянка и вправду не требуется.
Согласно документу, контроль за реализацией краткосрочных мер будет осуществлять Совместная комиссия «шестёрки» и Ирана, а за верификацию мер, имеющих отношение к ядерной области, будет отвечать МАГАТЭ. Совместная комиссия должна сотрудничать с МАГАТЭ — с тем, чтобы все озабоченности остались в прошлом. Это как раз то, что пояснял товарищ Лавров, говоря о том, что ядерная программа ИРИ попадёт теперь под «строжайший контроль МАГАТЭ».
Израиль мог быть напуган и тем, что «добровольные меры» Ирана представляют собой не что иное, как явный компромисс «шестёрки» с ИРИ, а не уступки ИРИ «шестёрке».
Из существующего объема урана, обогащённого до 20%, Тегеран сохранит половину в оксидной форме с уровнем обогащения до 20% в целях производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора, говорится в документе. Остающаяся же часть с уровнем обогащения до 20% будет обеднена до уровня не более чем 5%.
Что касается заявленных сторонами шести месяцев, то в этот период Иран не будет обогащать уран свыше 5%.
Иран не будет продвигаться в деятельности на установке по обогащению топлива в Натанзе, на объекте в Фордо, на реакторе в Араке и не будет создавать новых мест для обогащения. При этом Иран продолжит свои НИОКР под гарантиями МАГАТЭ, включая нынешние НИОКР по обогащению, не рассчитанные на увеличение запасов обогащённого урана.
Для контроля МАГАТЭ Иран обязуется предоставлять этой организации полнейшую информацию в отношении ядерных объектов, включая даже данные о планах. Всю эту информацию, в т. ч. по ядерным реакторам на названных выше объектах, Тегеран должен будет предоставить в ближайшие три месяца. Инспекторы МАГАТЭ должны также получить доступ к объектам, где собираются центрифуги, к объектам по производству компонентов центрифуг и местам их складирования, наконец, к урановым шахтам и заводам по переработке урановых руд. Всё это прописано в документе.
Всё это не должно так уж беспокоить Израиль или саудитов. Последние, конечно, сильно расстраиваются из-за того, что Иран — их сырьевой конкурент, а ещё ваххабитам не нравятся шииты. Но время агрессии, похоже, закончилось вместе с бомбёжками Ливии, к тому же у США теперь новый геополитический конкурент и даже в каком-то смысле противник — Китай, и Америке попросту не до Ближнего Востока. Пекин вон на днях решил расширить зону ПВО на акватории, чью принадлежность отстаивают его соседи (Токио и Сеул), и в Белом доме схватились за головы. Речь об Опознавательной зоне воздушной обороны в Восточно-Китайском море, которая включает в себя пространство над островами Сенкаку и подводной скалой Иодо в районе острова Чеджудо. Совет по национальной безопасности при президенте США уже дал понять Пекину, что Вашингтон сильно обеспокоен.
Вернёмся к переговорам Ирана и «шестёрки». Согласно документу на сайте МИДа РФ, страны «шестёрки» в ответ на примерное поведение ИРИ предпримут следующие меры (тоже добровольные).
Усилия по снижению объёмов продаж иранской сырой нефти будут приостановлены. Дозволяется и репатриация согласованного объёма полученных от продажи нефти финансовых средств, удерживаемых за рубежом. Приостанавливается действие санкций ЕС и США в отношении сопутствующих страховых и транспортных услуг.
Ирану будет дозволен экспорт нефтепродуктов. Приостановлены будут и санкции в отношении золота, драгметаллов, иранской автопромышленности и др.
Мало того, администрация США создаст финансовый канал для облегчения торговли в гуманитарной сфере для иранских внутренних нужд (продукты питания, сельхозпродукция, медицинская сфера), используя средства, полученные от продажи иранской нефти и удерживаемые за границей.
Заключительный шаг всеобъемлющего решения стартует не позднее чем через один год после принятия документа. Речь здесь идёт о взаимно согласованной программе по обогащению с совместно определёнными параметрами, с ограничениями по масштабам и уровню обогатительных работ и обогатительных мощностей, а также местами, где проводится обогащение, а также запасами обогащённого урана. После успешного выполнения заключительного шага в течение всего срока его действия к иранской ядерной программе будет такое же отношение, как к программе любого другого государства-участника ДНЯО, не обладающего ядерным оружием, указывается в документе.
Вот, собственно, и всё, что известно о переговорах и их результатах. Ничего «плохого» для Израиля и Саудовской Аравии здесь нет. Может создаться впечатление, что те, кто говорит о «плохом» соглашении, «хорошим» итогом переговоров считали бы решение о завтрашней бомбёжке Ирана. То же самое, видимо, нужно и саудитам: те даже вернулись бы в Совбез ООН и заново подружились бы с Вашингтоном. Особенно если бы Вашингтон попутно бы закидал «Томагавками» Сирию, где расплодилось слишком много шиитов.
Но Соединённые Штаты пошли другим путём. Причём Белый дом отличился не только в теории, но и на практике. США уже разморозили восемь миллиардов долларов из активов Ирана.
Игорь Дунаевский («Российская газета») рассказал о диалоге президента США и премьер-министра Израиля. Телефонный разговор между Обамой и Нетаньяху состоялся в воскресенье.
Израильский премьер раскритиковал женевские договорённости, назвав их «исторической ошибкой». В ответ хозяин Белого дома постарался успокоить Нетаньяху, заверив, что «США по-прежнему намерены не допустить создания Ираном ядерного оружия».
Пресс-служба президентской администрации передала: «Обама предложил Нетаньяху немедленно начать консультации по иранской проблеме с целью поиска наиболее подходящего решения, а также подтвердил, что у израильтян есть веские основания не доверять Тегерану».
Недоверие это испытывает и мощное израильское лобби в Вашингтоне. Корреспондент указывает, что сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чак Шумер заявил: «Иран выиграет от женевских договорённостей куда больше, чем международное сообщество, а потому как демократы, так и республиканцы уже в предстоящем месяце обсудят новые санкции в отношении Тегерана».
Любопытно: кто именно здесь разумеется под «международным сообществом»?..
Что касается обсуждения в Конгрессе и влияния могущественного еврейского лобби на Конгресс, то администрация Обамы ещё в конце октября дала понять лоббистам, что их давление должно быть прекращено.
Как сообщала «Лента.ру» со ссылкой на «The Jerusalem Post», с еврейскими лоббистами в Вашингтоне встретилась советница Обамы по национальной безопасности Сьюзен Райс, её заместители Бен Роудс и Тони Блинкен, а также заместитель государственного секретаря США Венди Шерман.
Все они потребовали, чтобы лоббисты прекратили попытки продавить через Сенат новые санкции в тот момент, когда отношения США и Ирана начали налаживаться после трёх десятилетий раздора. Как отмечает газета, разговор дипломатов и лоббистов шёл «на повышенных тонах».
Как представляется, Нетаньяху и Обама окончательно разошлись в геополитических взглядах. И неспроста у Обамы в министрах обороны служит Чак Хейгел. Когда вьетнамского ветерана, кандидата в министры, прошлой зимой сенаторы подвергли пристрастному допросу, ему напомнили об его «антисемитском» прошлом. Дело в том, что, трудясь в сенате в 1997-2009 гг., Чак частенько выступал с критикой политики Израиля и отказывался поддерживать инициативы произраильских американских общественных организаций. Однажды он даже неодобрительно высказался о могущественном «еврейском лобби» в США, заявив, что сам он «не израильский, а американский сенатор». Тогда-то ему и приклеили ярлык антисемита.
Будучи сенатором, Ч. Хейгел осуждал попытки подтолкнуть США и Израиль к войне с Ираном. В своих смелых суждениях он дошёл до того, что допустил возможность переговоров с «Хезболлой». Всё это логично укладывалось в русло решения иранской ядерной проблемы дипломатическим путём.
На том зимнем «допросе» в сенате Хейгел также заявил, что ядерную проблему Ирана следует решать с помощью международных санкций, которые нужно согласовывать с Россией и Совбезом ООН.
Как видим, за прошедшие месяцы всё получилось в точности по давнему плану Хейгела.
Кстати, после подписания соглашения в Женеве американский президент предупредил, что если Иран не выполнит обещаний, то санкции возобновятся в полном объёме. На проверку Ирана и отводятся те самые полгода, о которых идёт речь в соглашении.
Израиль и Саудовская Аравия беснуются, таким образом, ещё и потому, что у них теперь связаны руки. Связаны тем самым международным сообществом, которое продвинуло решение «ядерной проблемы» по дипломатическому пути. Новость об успехе соглашения в числе первых публично подтвердил, между прочим, министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус — а ведь Париж до последнего противостоял иранской ядерной программе. Британский же министр иностранных дел Уильям Хейг сказал с пафосом: «Хорошая новость для всего мира».
Хорошая. То есть не плохая. И только Израиль считает иначе. И ещё так считают некоторые «жители всего Ближнего Востока», которые отныне «не смогут спокойно спать». Единая реакция Тель-Авива и Эр-Рияда на результаты переговоров в Женеве лишь укрепляет аналитиков в мысли, что нынешний союз Израиля и Саудовской Аравии — вовсе не информационный «вброс». Разумеется, от господина Нетаньяху следует ожидать новых «красных линий»: что-то другое придумать трудно. Однако вряд ли на Обаму подействуют эти линии: американский президент сам не так давно лопухнулся с «линиями» сирийскими, а его рейтинг приобрёл вид кривой, уныло ползущей вниз. Успехи международной дипломатии, в которой Барак Хусейн теперь старается подражать товарищу Путину, могут чуть-чуть поднять графическую кривую…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
|