Геополитическая ситуация в Тихоокеанском регионе постоянно меняется и государствам приходится принимать соответствующие меры. Так, в прошлом году США заявили о своих намерениях усилить свои военно-морские силы на Тихом океане, сосредоточив там около двух третей всех имеющихся боевых кораблей. Определенные программы, направленные на увеличение потенциала своих вооруженных сил в целом, проводит Китай. Несколько дней назад стало известно, что Япония тоже намерена заняться модернизацией своих сил самообороны.
Специальная комиссия правительства Японии подготовила проекты дальнейшего развития сил самообороны и оборонной стратегии. Два документа уже приняты правительством. Вследствие этого в течение ближайших пяти лет японские силы самообороны будут развиваться в соответствии со «Среднесрочным планом обеспечения обороноспособности», а в начале следующего десятилетия будет реализован план под названием «Новые основные направления обороны». При разработке обоих документов, касающихся новой оборонной стратегии, учтены основные геополитические тенденции последних лет, существующие и потенциальные угрозы, а также особенности японского и международного законодательства.
Подробности обеих программ остаются неизвестными, но оглашены некоторые основные моменты. К примеру, все изменения оборонной стратегии официально обусловлены ростом угрозы со стороны Китая и КНДР. Именно развитие вооруженных сил этих государств заставляет японское правительство обновить свои взгляды на оборону страны. Для слежения за вероятным противником и своевременного принятия необходимых решений комиссия правительства предлагает уделить большое внимание средствам разведки. Кроме того, новая стратегия подразумевает увеличение количества радиолокационных систем, предназначенных для слежения за воздушным пространством вокруг Японских островов. Возможна закупка зарубежных разведывательных БПЛА.
В контексте международных отношений в новой японской оборонной стратегии также фигурируют США. По имеющимся данным, оба проекта развития обороны подразумевают укрепление военных связей с Соединенными Штатами. При этом комиссия правительства Японии отмечает, что влияние США в мире постоянно изменяется, из-за чего предлагается самостоятельно искать новых союзников. Список стран, рассматриваемых в качестве потенциальных партнеров в деле военно-политического и военно-технического сотрудничества, пока не оглашался.
Интересной особенностью новой оборонной стратегии может стать отказ от некоторых принципов, соблюдавшихся на протяжении последних десятилетий. Для поиска и привлечения партнеров Япония может отказаться от ограничений на военный экспорт. Отмечается, что экспорт вооружений и военной техники будет возможен лишь в том случае, если он не сможет противоречить японским оборонным интересам. Поиск союзников и возможная продажа вооружений или техники являются одним из главных направлений, по которым в ближайшем будущем будет развиваться японская оборонная стратегия. Вскоре после появления сведений о подобных планах зарубежная пресса предположила, что они связаны с намерениями нынешнего японского премьер-министра Синдоэ Абэ. За время нахождения на своем посту он успел продвинуть несколько инициатив, связанных с повышением оборонного потенциала Японии.
Оба принятых на днях документа подразумевают не только обновление взглядов на внешнеполитические отношения, но и модернизацию вооруженных сил. С учетом возможных угроз и облика гипотетической войны с вероятными противниками были сформированы основные требования к японским силам самообороны будущего. Из-за малой вероятности ведения боевых действий на суше авторы стратегии предлагают сократить на две трети парк танков, количество которых в настоящее время превышает семь сотен. В качестве замены этой техники предполагается разработать и построить или купить около сотни т.н. колесных танков. Подобная техника, как предполагается, сможет эффективно работать на японской территории, где имеется развитая система автомобильных дорог.
Большое внимание предполагается уделить противовоздушной и противоракетной обороне островов. Для этого в будущем планируется приобрести 28 истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II американского производства. Кроме того, новая оборонная стратегия подразумевает усиление флотской составляющей ПВО и ПРО. В настоящее время морские силы самообороны Японии эксплуатируют шесть эсминцев проектов «Атаго» (два) и «Конго» (четыре), оснащенные боевой информационно-управляющей системой (БИУС) AEGIS и зенитными ракетами американской разработки. В будущем предлагается построить еще два корабля с этой БИУС, а также модернизировать имеющиеся эсминцы. После модернизации корабли должны получить возможность использования ракет SM-3.
Эсминец УРО «Асигира» типа «Атаго»
DDH-141 JDS Haruna Тип "Конго"
Конституция Японии сильно ограничивает круг задач и возможности сил самообороны. Тем не менее, новая оборонная стратегия подразумевает выделение средств на формирование и развитие подразделений, предназначенных для ведения боевых действий на некотором удалении от Японского архипелага. Для обороны спорных островов в Восточно-Китайском море японские военные в обозримом будущем могут получить до полусотни десантных катеров и 17 конвертопланов Bell V-22 Osprey.
Оглашенные Японией планы, касающиеся дальнейшего развития сил самообороны, можно условно разделить на две части. Первая из них связана с модернизацией сил самообороны и не является ничем примечательным. Любая страна, имеющая вооруженные силы, стремится обновить их и тем самым повысить собственную обороноспособность. Второе направление японской стратегии обороны направлено на международное сотрудничество и оказывается, пожалуй, самым примечательным в опубликованной информации.
Желание найти союзников среди зарубежных стран может быть признаком того, что Япония намерена стать региональным лидером, в том числе и в сфере экспорта вооружений. Намерения продавать вооружение и военную технику тоже является примечательной особенностью новой японской стратегии. Так, в контексте экспорта фигурирует возможный отказ от существующих добровольных ограничений на продажу вооружений. В течение нескольких десятилетий Япония не поставляла оружие и технику в коммунистические страны, участникам текущих вооруженных конфликтов и государствам, в отношении которых действует эмбарго ООН. Отказ от подобных ограничений может иметь самые разные последствия. Пока нельзя с уверенностью говорить о том, какие страны могут выразить желание приобрести японские вооружения. Тем не менее, уже сейчас понятно, что отказ от добровольных обязательств приведет к увеличению военно-технического экспорта в разы.
Есть основания полагать, что развитая промышленность позволит Японии получить достаточно большое количество контрактов на поставку военной техники различных классов. Однако конкретные объемы возможных поставок пока остаются загадкой, поскольку Япония никогда не была крупным продавцом вооружений. Оборонная промышленность этой страны в течение длительного времени в основном занималась удовлетворением нужд сил самообороны, изредка выполняя экспортные контракты.
Таким образом, имеющаяся информация о новой оборонной стратегии Японии позволяет сделать некоторые выводы. Обновление техники и вооружений сил самообороны, несомненно, скажется на их боевом потенциале и обороноспособности страны. Желание найти союзников среди зарубежных стран тоже может иметь положительные последствия для Японии. Что касается экспорта вооружений, то этот пункт стратегии пока вызывает вопросы. Окончательные выводы о правильности выбранного пути можно будет сделать лишь после того, как японские силы самообороны, дипломаты и промышленность начнут воплощать в жизнь нынешние планы. Судя по имеющейся информации, на первые шаги в этом направлении уйдут ближайшие несколько лет.
|