1 января 2014 года. Киргизско-таджикская граница. Неподалёку от киргизского селения Ак-Сай и таджикского Воруха разгорелся бой между пограничниками сопредельных государств. В результате продолжавшейся около часа перестрелки ранения, по последним данным, получили 11 человек, среди которых есть и тяжело пострадавшие. Раненые направлены в местные лечебные учреждения.
Горячая граница. Вооружённый конфликт между пограничниками Кыргызстана и Таджикистана – государств-членов ОДКБ
Причина вспыхнувшего конфликта заключается в том, что киргизские дорожные службы предприняли попытку начать строительство дороги Кокташ-Тамдык, которая должна была пройти через упомянутый выше Ак-Сай. В этой связи можно задаться вопросом: разве строительство гражданского объекта соседним государством может спровоцировать самые настоящие боестолкновения со всеми вытекающими? В киргизско-таджикском случае может. Дело в том, что та самая дорога по проекту должна пройти через территории, административный статус которых до сих пор не определён. Это участки между анклавами Киргизии – землями, окружёнными территорией Таджикистана, и анклавами Таджикистана – землями, окружёнными территорией Киргизии. Территориальные единицы столь замысловато расположились на карте Средней Азии, что сегодня понять, какому же именно государству принадлежит тот или иной участок, крайне сложно. Сразу же после распада СССР эти приграничные участки превратились в яблоко раздора между Таджикистаном и Киргизией. Нужно отметить и то, что почти из 1000 километров киргизско-таджикской границы делимитация (установление пограничной линии) касается лишь 570-ти.
Таджикские пограничники, посчитав, что киргизские службы автодора зашли на территорию Таджикистана (Ворухский анклав), решили показать тем, кто здесь хозяин. Официальный Душанбе утверждает, что киргизов предупредили «дипломатично» - без выстрелов и канонады, и что это именно киргизские пограничники ответили на требования остановить строительства огнём из огнестрельного оружия. У официального Бишкека диаметрально противоположная версия случившегося. По этой версии, таджикские пограничники без каких-либо предупреждений открыли огонь по киргизским «коллегам», причём используя для этого не только автоматическое оружие, но и миномёты. Киргизы насчитали шесть воронок от миномётных выстрелов и одну неразорвавшуюся мину.
Заметим, что похожие инциденты для данного участка киргизско-таджикской границы (которая по большому счёту является весьма условной на протяжении более 400 километров) отнюдь не являются редкостью. Последнее кровопролитное происшествие произошло здесь весной прошлого года. Тогда яблоком раздора вновь выступила дорога, которую киргизские рабочие никак не могут достроить. На тот момент конфликт произошёл вследствие того, что жители таджикского анклава рьяно воспротивились тому, чтобы через него шла киргизская дорога. Опасения они связали с тем, что если сегодня по территории анклава пойдёт дорога из одного киргизского селения в другое, то завтра Бишкек может официально «застолбить» за собой право на этот участок. Дело дошло до настоящего рукопашного боя, несколько человек даже оказались заложниками. Ситуацию тогда удалось разрешить вмешательством центральных властей Таджикистана и Кыргызстана.
На сей раз без такого вмешательства тоже не обошлось. После обмена дипломатическими нотами, в которых Бишкек возлагает вину за случившееся на Душанбе, а Душанбе – на Бишкек, и после отзывов послов сначала было решено полностью закрыть границу, стянув туда дополнительные пограничные наряды. Потом эмоции несколько стихли, и Бишкек, как и Душанбе, решили отвести дополнительное пограничное усиление с места конфликта. Однако здесь нужно отметить, что если военная ситуация противостояния на данный момент исчерпана, то в дипломатическом плане особого переговорного продвижения незаметно. Таджикские заявляют, что Бишкек должен взять вину за случившееся на себя, киргизские власти заявляют, что вина целиком и полностью лежит на таджикской стороне. От строительства дороги Бишкек отказываться не намерен, а Душанбе не намерен вступать в диалог по разрешению такого строительства. На данный момент строительные работы по понятным причинам приостановлены.
На данный момент известно, что в киргизском Баткене достигнуты договорённости между властями сопредельных государств. В частности, на свет появилось соглашение о том, что с 14 января на спорных участках границы появятся патрули из сотрудников правоохранительных органов как Киргизии, так и Таджикистана. Главная особенность этих патрулей в том, что они совместные. Кроме того, были достигнуты договорённости об открытии нескольких КПП на границе для обеспечения перемещения гражданских лиц, а также сторонам удалось договориться о совместных мерах по противодействию возникновения подобных конфликтов в будущем. Таджикскую переговорную делегацию в Баткене возглавляли командующий погранвойсками Таджикистана генерал Рахмонали и замминистра внутренних дел республики генерал Раджабов. Главами киргизской делегации были замминистра внутренних дел генерал Асанов и заместитель председателя погранслужбы Кыргызстана полковник Мамбеталиев.
Казалось бы, это обычный краткосрочный региональный конфликт, на который не стоит обращать большого внимания. На самом деле любой конфликт, а тем более конфликт вооружённый, да ещё и при активном противодействии друг другу пограничников сопредельных государств - государств, входящих в состав ОДКБ, на территории Средней Азии – это весьма негативное явление. Если уже сейчас военнослужащие стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности, могут себе позволить стрелять в друг друга из автоматического онестрельного оружия и миномётов, руководствуясь достаточно надуманными поводами, то впору задаться вопросом: а готовы ли эти военнослужащие в случае необходимости поддержать друг друга в противодействии внешней агрессии (если такая, не дай бог, случится)?
В этой связи необходимо отметить, что руководства как самих развязавших конфликт республик, так и руководство ОДКБ должны незамедлительно провести, скажем так, работу над ошибками, и сделать правильные выводы из случившегося.
В пресс-службу ОДКБ был направлен запрос на тему того, как руководство организации собирается реагировать на случившееся на киргизско-таджикской границе. Об ответе пресс-службы ОДКБ проинформируем наших читателей в ближайшее время.
Автор Володин Алексей
|