В ближайшее десятилетие производители БЛА потратят миллиарды на выпуск дронов различного назначения
Мировой рынок беспилотниковОбъем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в предстоящее десятилетие (2014–2023) составит 67,3 миллиарда долларов, сообщил американский еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» со ссылкой на аналитиков компании «Форкаст интернэшнл».
Около 35,6 миллиарда долларов будет израсходовано на производство беспилотных аппаратов, 28,7 миллиарда долларов – на проведение НИОКР в области беспилотной техники, два-три миллиарда долларов – на сервисное обслуживание БЛА.
Расходы распределятся следующим образом: производство БЛА – 14,2 миллиарда долларов, производство наземных станций управления – 6,6 миллиарда долларов, выпуск бортовых полезных нагрузок – 14,8 миллиарда долларов.
Соединенные Штаты останутся крупнейшим игроком на мировом рынке беспилотников, на их долю придется 37,8 процента всего объема рынка. Доля Израиля составит 3,3 процента, европейских стран – 2,85 процента, всех других государств – 41,17 процента. На долю ожидающих окончательного решения контрактов придется 8,88 процента.
В области финансирования НИОКР по беспилотным аппаратам суммарным объемом 28,68 миллиарда долларов лидирующие позиции в 2014–2023 годах будут занимать США – 11 миллиардов долларов или 38,36 процента всех мировых затрат. На Азиатский регион придется 7,7 миллиарда долларов (26,85%), на регион Западной Европы – 5,2 миллиарда долларов (18,14%), Восточной Европы – 2,5 миллиарда долларов (8,72%), Среднего Востока – 1,9 миллиарда долларов (6,59%), на страны Латинской Америки – 0,38 миллиарда долларов (1,34%).
В производственном секторе, объем которого составит 35,6 миллиарда долларов, расходы распределятся следующим образом. Лидером будет сектор производства средневысотных БЛА большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance) – 13,7 миллиарда долларов (38,5%). На производство тактических беспилотников будет потрачено 8,6 миллиарда долларов (24,1%), на высотные БЛА большой продолжительности полета типа HALE (High-Altitude Long-Endurance) – 7,3 миллиарда долларов (20,5%), на БЛА вертикального взлета и посадки – три миллиарда долларов (8,4%), на ударные БЛА типа UCAV (Unmanned Combat Air Vehicle) – 1,7 миллиарда долларов (4,8%), на запускаемые с руки портативные БЛА – 1,3 миллиарда долларов (3,6%).
Согласно прогнозу американских аналитиков компания «Нортроп Грумман» сохранит свои лидирующие позиции на рынке беспилотных летательных аппаратов в предстоящее десятилетие. Среди основных производителей беспилотников места на рынке в 2014–2023 годах распределятся следующим образом: «Нортроп Грумман» с БЛА «Глобал Хоук» – 18,2 процента, «Дженерал Атомикс» с семейством БЛА «Предейтор» – 15,5, компания AAI с БЛА «Шэдоу» – 2,2, компания «Исраэль аэроспейс индастриз» с БЛА «Херон» – 1,9, компания «Боинг» с БЛА «Скан Игл» – 1,6 процента. На все другие мировые компании – производители БЛА придется 60,6 процента.
«Нортроп Грумман» сохранит свои лидирующие позиции, несмотря на сокращение программы ВВС США RQ-4B «Глобал Хоук» (Global Hawk). Даже при уменьшении парка БЛА этого типа «Нортроп» получит по программе «Глобал Хоук» до 2022 года 5,8 миллиарда долларов, включая финансирование по программе закупки для ВМС США 68 разведывательных БЛА MQ-4С «Тритон» (Triton) – варианта RQ-4B «Глобал Хоук».
В мае 2013 года Германия аннулировала планы приобретения четырех высотных беспилотных аппаратов «Евро Хоук» (Euro Hawk) на основе «Глобал Хоук» в варианте «блок 20», ссылаясь на сложность их интеграции в воздушное пространство Европы. Тем не менее «Нортроп» продолжает работы по поставке для НАТО к 2016 году пяти «Глобал Хоук» в варианте «блок 40».
Реализация планов по экспорту высотных беспилотников большой продолжительности полета типа HALE реализуется медленными темпами. Республика Корея намерена заказать в 2014 году четыре RQ-4B в варианте «блок 30». Япония намерена также сделать заказ на четыре аппарата этого типа, но в 2015-м. Канада и Норвегия входят в число стран, интересующихся БЛА «Глобал Хоук», в то время как Австралия заинтересовалась морским разведывательным БЛА «Тритон».
На рынке беспилотников «Нортроп Грумман» также присутствует с семейством винтокрылых БЛА MQ-8 «Файр Скаут» (Fire Scout) и, по прогнозам аналитиков, получит по этой программе до 2022 года 679,5 миллиона долларов. С октября 2013-го проводятся испытания нового варианта MQ-8C со взлетной массой 2700 килограммов и большей продолжительностью полета. Этот вариант создан на основе вертолета «Белл-407». В дальнейшем производство винтокрылых БЛА «Файр Скаут», заказываемых ВМС США, планируется перевести с варианта MQ-8B на вариант MQ-8C. Американские ВМС недавно подтвердили свои планы по развертыванию БЛА семейства «Файр Скаут» на новых боевых кораблях прибрежной зоны типа LCS. В состав боевого модуля корабля для ведения надводных боевых действий будет входить беспилотный авиационный комплекс с тремя аппаратами в варианте MQ-8B. Но как только на вооружение примут проходящий испытания вариант MQ-8C, то количество беспилотных аппаратов в составе боевого модуля сократят до двух единиц.
«Нортроп Грумман» также участвует в программе демонстратора ударного палубного БЛА X-47B, испытания которого продолжатся в 2014-м, и разрабатывает для ВВС США новейший беспилотный малозаметный аппарат RQ-180, информация о нем недавно появилась в открытой печати.
Американская компания «Дженерал Атомикс» сохранит свои лидирующие позиции среди ведущих мировых производителей беспилотных летательных аппаратов в ближайшее десятилетие. Согласно прогнозу «Форкаст интернэшнл» в течение 2014–2023 годов «Дженерал Атомикс» будет занимать второе место после «Нортроп Грумман», контролируя 15,5 процента мирового рынка БЛА, в то время как доля «Нортроп» составит 18,2 процента.
Свои лидирующие позиции среди производителей беспилотных аппаратов «Дженерал Атомикс» обеспечит за счет поставок семейства средневысотных БЛА большой продолжительности полета типа MALE – MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер». Причем в сегменте средневысотных БЛА типа MALE «Дженерал Атомикс» останется мировым лидером.
Предполагается, объем производства семейства MQ-1 «Предейтор»/MQ-9 «Рипер» до 2022 года составит 5,5 миллиарда долларов, что соответствует 40 процентам в сегменте беспилотников типа MALE и примерно 16 процентам на всем мировом рынке беспилотных аппаратов.
Армия США продолжает закупки БЛА MQ-1C «Грей Игл», однако ВВС в общем объеме закупок беспилотников планируют с 2014 года закупать только половину аппаратов MQ-9. При этом экспортный рынок этих аппаратов ограничен условиями соглашения о контроле за экспортом ракетных технологий MTCR.
«Дженерал Атомикс» в настоящее время разрабатывает новый экспедиционный вариант БЛА «Грей Игл», который имеет трансформируемую конструкцию для обеспечения его транспортировки на театры военных действий и развертывания в составе экспедиционных войск. Разработка этого аппарата связана с тем, что после принятия Пентагоном решения о смещении своих стратегических интересов в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) армия и другие виды вооруженных сил США рассматривают различные аспекты развертывания в данном регионе экспедиционных войск.
Разрабатываемый вариант БЛА «Грей Игл» можно будет без проблем перебрасывать в нужные регионы на борту военно-транспортных самолетов по аналогии с транспортировкой других армейских летательных аппаратов.
Для соответствия новым требованиям командования сухопутных сил усовершенствованный «Грей Игл» (Improved Gray Eagle) будет иметь на 40 процентов больший объем для размещения полезной нагрузки и более длительную продолжительность полета.
Силы специальных операций США также проявили интерес к усовершенствованному «Грей Игл». Компания-разработчик планировала начать с 17 января летные испытания аппарата в конфигурации, предназначенной для обеспечения специальных операций. При этом эта конфигурация БЛА будет предусматривать размещение аппаратуры радиотехнической разведки.
В 2017 году Нидерланды станут четвертым европейским государством, которое начнет эксплуатировать БЛА «Рипер» после Франции, Италии и Великобритании. Аппаратами этого типа интересуются Австралия, Канада и Германия, хотя заказы от этих стран не будут размещены до 2015–2016 годов.
ОАЭ заказали пять беспилотников в варианте «Предейтор XP», являющемся экспортной модификацией аппарата MQ-1. Ряд стран региона Персидского залива также проявляет интерес к продукции «Дженерал Атомикс».
В ноябре 2013-го министры обороны Франции, Германии, Греции, Италии, Польши, Испании и Нидерландов инициировали разработку Европейским оборонным агентством EDA (European Defense Agency) единых требований к беспилотным аппаратам типа MALE, которые будут созданы к 2020 году. В настоящее время в Европе уже ведутся рядом стран совместные работы в области беспилотной техники. В частности, попытки Великобритании и Франции через компании «БАЕ Системз» и «Дассо авиасьон» совместно разработать БЛА типа MALE «Телемос» не увенчались успехом и этот проект пока отложен. Однако в июне 2013 года западноевропейский концерн ЕАДС (EADS), «Дассо» и итальянская «Аления Аэрмакки» высказались за европейскую программу создания беспилотников и приступили к совместному определению концепции двухдвигательного реактивного БЛА типа MALE.
Наряду с этим Италия будет вести работу с компаниями «Пьягго аэро» (Piaggo Aero) и «Селекс И-Эс» (Selex ES) для сертификации первого европейского БЛА типа MALE P.1HH Hammer Head, являющегося вариантом административного турбовинтового самолета P.180 «Аванти», а также анализирует вариант БЛА более длительной перспективы. Демонстратор P.1HH выполнил свой первый беспилотный полет в ноябре прошлого года, а аппарат будет готов к принятию в эксплуатацию в 2015-м. Разработку БЛА поддерживают собственники компании «Пьягго» – компания «Мубадала» из ОАЭ и индийская «Тата».
В настоящее время европейские компании контролируют менее трех процентов рынка БЛА, однако эта доля будет расти по мере увеличения различными странами своих парков беспилотных аппаратов.
В предстоящее десятилетие заказы беспилотников из Африки, Среднего Востока, Латинской Америки могут превысить два миллиарда долларов, причем только закупки БЛА вооруженными силами Израиля составят почти половину этой суммы.
Объем ежегодного производства БЛА в Азии утроится в течение следующего десятилетия и достигнет к 2022 году 2,9 миллиарда долларов. Объемы продаж беспилотников в Азиатском регионе за этот период могут составить 18 миллиардов долларов в общем объеме рынка, причем 13 миллиардов придется на Китай.
Эксперты отмечают резкий рост возможностей Китая в секторе беспилотной техники. В частности, в сентябре 2013-го японские истребители перехватили китайский БЛА «Харбин» BZK-005, аппарат типа MALE класса «Предейтор», выполнявший полет с надводного корабля. В ноябре прошлого года малозаметный ударный БЛА «Лицзиань» типа UCAV (Unmanned Combat Air Vehicle) совершил свой первый полет с аэродрома авиационного завода Ченгду. Этот аппарат по конфигурации и габаритам имеет сходство с демонстраторами ударных БЛА «Фантом Рэй» компании «Боинг» и «Нейрон» компании «Дассо».
Демонстрационные полеты палубного демонстратора ударного БЛА X-47B ВМС США разработки компании «Нортроп» продолжатся в 2014 году так же, как и испытательные полеты демонстраторов ударных беспилотников «Нейрон» и «Таранис» компании «БАЕ Системз». В начале 2015-го ВМС США должны будут принять решение по тендеру на разработку палубной беспилотной разведывательно-ударной авиационной системы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike).
Усиленными темпами идет развитие БЛА гражданского назначения. Американская федеральная авиационная администрация (ФАА) полагает, что 7500 беспилотных аппаратов появится в США в течение пяти следующих лет. Это требует разработки соответствующей нормативной базы, которая могла бы позволить к концу 2015 года безопасно интегрировать беспилотную технику в национальное воздушное пространство. Большинство этих аппаратов станет относиться к малоразмерному классу массой менее 25 килограммов. Для данной категории БЛА будут наиболее быстро разработаны правила летной годности. Эти аппараты найдут наибольшее применение в силовых структурах.
Европа пока опережает США в области гражданских беспилотников, поскольку в европейских странах находится почти тысяча аппаратов этого типа, а некоторые государства даже могут разрешить полеты беспилотных систем массой менее 150 килограммов. В настоящее время ведется гармонизация требований к летной годности БЛА, а Европейское агентство авиационной безопасности EASA (European Aviation Safety Agency) разрабатывает нормы летной годности для БЛА массой свыше 150 килограммов, что позволит данным аппаратам выполнять полеты в воздушном пространстве начиная с 2016 года.
|