В то время как американские военные имеют на своём счету немало кое-как реализованных технологических проектов – просто взгляните на V-22 Osprey или программу «Littoral combat ship» — но A-12 Avenger II является самым убедительным кандидатом на звание самого худшего из всех. Он был настолько плохо скоординирован, что если бы его закончили, он мог бы потопить весь бюджет ВМФ США.
A-12 Avenger II был двухместным, всепогодным стелс-бомбардировщиком со взлётом с авианосца; он был разработан в рамках программы Флота Advanced Tactical Aircraft (ATA), которая была направлена на замену устаревших A-6 Intruders к 1994 году.
Построенный McDonnell Douglas/General Dynamics, A-12 имел дизайн «летающего крыла», который значительно сокращал радарную и инфракрасную сигнатуру самолёта по сравнению с A-6. Его двойные турбовентиляторные нефорсированные двигатели позволяли A-12 нести 2000 килограмм нагрузки с максимальной скоростью в 925 километров в час.
К несчастью, программа A-12 никогда так и не оторвалась от земли, поражённая тяжёлыми перерасходами и постоянными задержками. Прототип самолёта весил на 30 процентов тяжелее, чем было заложено в спецификациях дизайна, в результате чего он не мог взлетать с авианосцев, на которые был рассчитан. Весь же проект, по некоторым оценкам, мог обойтись в 70 процентов всего бюджета ВМФ США за три года.
Все эти факторы, вкупе с сокращением военных бюджетов в эпоху после холодной войны, привели будущего министра обороны Дика Чейни к решению полностью закрыть провальную программу в 1991 году. Вместо этого Флот сфокусировался на мультифункциональных истребителях вроде F-18 Super Hornet и F-14 Tomcat вместо менее гибкой модели стелс-бомбардировщика.
И хотя самого A-12 Avenger II уже не существует, немалая часть систем его продвинутой авионики нашла применение в более позднем бомбардировщике F-117. А несколько частей самолёта и вовсе оказались на eBay.
|