Наследный принц Салман бен Абдель Азиз (Salman bin Abdulaziz, на фото слева), который также является вице-премьером и министром обороны Саудовской Аравии, только что завершил свой визит в Пакистан, сообщает voanews.com 19 февраля.
Некоторые эксперты полагают, что усиление военного сотрудничества между Саудовской Аравией и Пакистаном выходит на новое измерение — для противодействия Ирану, который может создать ядерное оружие. Эр-Рияд опасается, что ослабление экономических санкций в отношении Ирана может позволить Тегерану быстрее двигаться в своих ядерных амбициях.
«Иран стремится стать ядерной державой, и Саудовская Аравия, которая является региональной державой, не может игнорировать эту угрозу», заявил бывший посол СА в Пакистане Али Шерази (Ali Sherazi). Пакистан как обладатель одной из крупнейших армий в мире и единственная мусульманская страна с ядерным оружием, имеет «уникальную возможность» помочь Саудовской Аравии в военной области. Глава Центра изучения этого региона в Университете Пешавара Шафраз Хан (Sarfraz Khan) заявил, что Иран и Саудовская Аравия имеют противоречивые интересы в Персидском заливе, и Пакистан может усилить позиции саудовцев. «Чтобы противостоять влиянию Ирана, Саудовская Аравия все чаще смотрит в сторону Пакистана», сказал он.
В прошлом году агентство ВВС (Би-би-си) сообщило, что Саудовская Аравия инвестировала средства в программу развития ядерного оружия Пакистана, но обе страны опровергли эту информацию. Но нет никаких сомнений, что военное сотрудничество между Исламабадом и Эль-Риядом становится все более активным. Это сотрудничество проявляется во многих формах, включая подготовку саудовских пилотов в частях ВВС Пакистана и развертывание пакистанских войск на территории Саудовской Аравии для обеспечения ее безопасности. Военный аналитик, бывший коммодор ВВС Пакистана Науман Вазир (Nauman Wazir) говорит, что сейчас Пакистан может поставить Саудовской Аравии боевые самолеты JF-17 Thunder и учебно-тренировочные самолеты. «Для Саудовской Аравии нет лучшего самолета в качестве тренировочного и боевого, чем JF-17. Он имеет возможности для поддержки наземных войск», сказал аналитик. Однако в совместном заявлении двух стран не говорится о заинтересованности СА приобрести эти самолеты.
Но Иран не является единственной причиной сближения Пакистана и СА. Полагают, что Пакистан может помочь богатому нефтью королевству бороться с «Аль-Каидой» и эффективно отражать вооруженные набеги террористов из соседнего Йемена. Пакистан также имеет пограничные споры с Ираном, которые в основном проходят по границе пакистанской провинции Белуджистан. Недавно пять иранских пограничников были захвачены боевиками и переправлены через границу Белуджистана вглубь Пакистана, что побудило Тегеран выступить с предупреждением, что может направить свои войска для их освобождения. Пакистан выразил «серьезную озабоченность» по поводу этой угрозы. Этот инцидент еще больше сблизил Исламабад и Эль-Рияд.
Кроме того, премьер-министр Пакистана Наваз Шариф (Nawaz Sharif, на фото справа) пользуется исключительно тесными связями с высокопоставленными членами королевской семьи Саудовской Аравии. Когда в 1999 году в результате бескровного военного переворота он был свергнут со своего поста, Шариф со своей семьей бежали в Саудовскую Аравию. «Во времена правления Зардари (Асиф Али Зардари, президент Пакистана с 9 сент. 2008 по 8 сент. 2013 — прим. «ВП») отношения с Саудовской Аравией не были теплыми, но, как мы знаем, премьер Шариф имеет хорошие отношения с правящей саудовской королевской семьей, что еще больше укрепляет двусторонние связи», говорит бывший бригадный генерал, высокопоставленный сотрудник пакистанской разведки Махмуд Шах (Mehmood Shah).
|