Было посвящено много статей об известном столкновении В-47, несшим ядерную бомбу, с истребителем F-86 в небе над Джорджией в конце 1950-х годов. Что на самом деле произошло 56 лет назад, можно узнать в книге «Боинг В-47 «Стратоджет». Подлинные истории холодной войны в воздухе» (Boeing B-47 Stratojet: True Stories Of The Cold War In The Air), в которых полковник Говард Ричардсон (Howard Richardson) представил свои воспоминания о той роковой ночи, получившей название «Сломанная стрела» (Broken Arrow). Об этом пишет theaviationist.com.
4 февраля 1958 года командир самолета майор Ховард Ричардсон 19-го бомбардировочного крыла поднял свой самолет В-47В (s/n 51-2349) с авиабазы Хомстед во Флориде на обычный учебно-боевой вылет. В те дни некоторые учебные полеты включали загрузку на борт ядерной бомбы (по соображениям безопасности, во время учений детонаторы не устанавливались). Причиной полетов с ядерным оружием было повышение уровня подготовки экипажей, сделав их как можно более реалистичными и поднять навыки боевых экипажей. В этом полете майор Ричардсон, 2-й пилот 1-й лейтенант Роберт Лагерстром (Robert Lagerstrom) и штурман капитан Леланд Вулард (Leland Woolard) должны были выполнить имитацию бомбометания на полигоне Рэдфорд, штат Вирджиния, неся 7000-фунтовую ядерную бомбу Mk15.
Их учебный полет пролегал на север до канадской границы, а затем повернуть на юг, чтобы провести имитацию сброса бомбы на Рэдфорде. Над Вирджинией они были перехвачены «вражескими» истребителями и самолет выполнил постановку помех.
После имитации бомбометания на Рэдфорде они продолжили полет в направлении на юг к «дружественной» территории над Каролиной. В этот момент В-47 летел с крейсерской скоростью около 3900 футов, оставляя инверсионный след в чистом небе. Экипаж заметил F-86, летящие выше и ниже на запад, то на восток.
Так как они находились в «дружественной территории», они не были слишком озабочены этими «вражеским истребителями» и проигнорировали их, т.к. они не были частью учебного полета. Этими «вражескими истребителями» были F-86 444-й эскадрильи истребителей-перехватчиков с авиабазы Чарлестон.
Около 30 минут после полуночи, теперь уже 5 февраля, В-47 недалеко от границ Южной Каролины и Джорджии почувствовал большую встряску вместе с яркой вспышкой света со стороны правого крыла.
Экипаж обнаружил провисшим двигатель №6 под углом примерно 45 градусов и отсутствие правого подвесного топливного бака. Майор Ричардсон отдал по радио сигнал бедствия и лейтенанту Лагерстрому удалось выйти в контакт с ближайшей авиабазой САК в районе, которой была авиабаза Хантер в пределах Саванны, штат Джорджия. Стандартный формуляр требует, чтобы командование САК получило сразу об их положении и от авиабазы Хомстед, диспетчерская Хантера уведомила.
Майор Ричардсон снизил высоту полета до 20000 футов и сказал штурману Вуларду, чтобы он сообщил ему, когда нужно будет сбросить другой подвесной топливный бак.
После того, как подвесной бак был сброшен, Ричардсон опустил закрылки, выпустил шасси и снизил скорость В-47 до 220 узлов, чтобы определить, можно ли посадить поврежденный самолет. Ричардсон, который также был летчиком-инструктором В-47 с налетом в 1500 часов, выяснил, что самолет управляем для выполнения захода и посадки.
Приводя закрылки и шасси обратно, они направились на Хантер на аварийную посадку. В это же время экипаж принимал решение, что сделать с Mk-15 на борту: сбросить или попытаться сесть вместе с ней. Правила САК требовали, что безопасность экипажа является приоритетом номер один. Решение был сделано, когда Хантер сообщил, что основная взлетно-посадочная полоса находится в ремонте и на начале ВПП есть возвышение высотой около фута и оно еще не выровнено.
Ричардсон понял, что бомбардировщик должен сесть на недостроенную полосу и может получить удар «бомбой Mk-15 по кабине, как пулей из ствола пистолета». Сброс бомбы может облегчить самолет на 7600 фунтов и контролировать скорость при посадке. Они уведомили диспетчерскую Хантера о том, что они планируют сброс бомбы на воду и связаться с командованием САК, чтобы получить разрешение.
Затем они направились на восток в сторону Атлантики и сделали широкий разворот в сторону авиабазы. Они еще не получили команды от САК, но все равно решили выбросить бомбу за борт. Ричадсон пишет, что они сделали это после получения разрешения от САК. Но САК требовал сбросить бомбу не ближе 20 миль от берега. Бомба, к сожалению, упала намного ближе к берегу. Ричардсан объявил Хантеру, что они сбросили бомбу и убедились, что капитан Вулард записал то место падения.
Майор Ричардсон выполнил заход и снизил скорость до 220 узлов, большую для посадки, но он беспокоился о двигателе №6, который висел под углом и при посадке может коснуться о землю.
Ричардсон надеялся, что посадочная скорость будет около 180 узлов или меньше. В маневрировании выдержать уровень крыла и самолет по центру взлетной полосы Ричардсон был вынужден еще больше сократить скорость. Когда они коснулись взлетно-посадочной полосы, самолет шел на большой скорости и подпрыгнул. После того как опять коснулись ВПП они выпустили тормозной парашют и нажали на тормоза.
Ричардсону и Лагерстрому удалось успешно приземлить самолет. Экипаже вышел из самолета и все они поцеловали бетонку. Осмотр бомбардировщика показал повреждение правого элерона, пробоины на киле, в пустом топливном баке и на стабализаторе. Позже они также узнали, что основной лонжерон был сломан.
<…>
Майор Ричардсон вскоре получил звание подполковника. Столкнувшимся самолетом был F-86 (s/n F- 86L -50- NA 52-10108), летчику Кларенсу Стюарту (Clarence Stewart) удалось катапультироваться. Позже Ричардсон летал на В-52 и после 31 года службы ушел из ВВС в 1973 году.
На данный момент бомба Mk-15 все еще не найдена и, как предполагается, будет захоронена в глубине у берегов Тайби-Айленда близ Саванны, штат Джорджия.
|