ВВС США будут готовы провести испытания «адаптивного двигателя» в 2016 году, если Конгресс одобрит выделение на эту программу 1 млрд долл в 2015 году, сообщает flightglobal.com 28 февраля.
24 февраля министр обороны США Чак Хэйгел (Chak Hagel) сообщил, что эти инвестиции могут быть направлены конкурирующим компаниям General Electric, Rolls-Royce и Pratt & Whitney. Сообщается, что компания «Дженерал электрик» проектирует такой двигатель в течение последних шести лет. ТРДДФ с адаптивным циклом работы (ДИЦ — двигатель с изменяемым циклом — прим. «ВП») предназначен для оснащения истребителей шестого поколения и расходует на 25% меньше топлива.
Компания «Пратт энд Уиттни» заявила, что Пентагон понимает, насколько важна программа создания ДИЦ, и готова работать по нему в рамках создания истребителя шестого поколения. Работа уже началась.
В 2006 году GE и Rolls-Royce North America выиграли контракт от Исследовательской лаборатории ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory) на разработку двигателя нового поколения в рамках программы ADVENT (adaptive versatile engine technology). Компания Pratt & Whitney в то время тоже представила свое предложение, но осталась за бортом конкурса.
«Дженерал электрик» начала предварительное тестирование своего «трехпотокового двигателя» в ноябре 2013 года, полномасштабные наземные испытания будут проведены в конце этого года. Двигатель будет на 25% экономичнее и иметь тягу на 5-10% больше, чем F136, который был разработан группой GE/Rolls-Royce для истребителя F-35 (этот двигатель проиграл конкуренцию ТРДДФ F135 компании Pratt & Whitney.- прим. «ВП»).
В сентябре прошлого года «Пратт энд Уиттни» также разработала испытательный стенд входного вентилятора, который будет использоваться для создания полномасштабного двигателя. Компания заявила, что в прошлом году в силовой установке F135 истребителя F-35 были получены «самые горячие температуры рабочих газов, которые когда-либо были зарегистрированы в турбореактивном двигателе». Увеличение рабочей температуры позволяет обеспечить большую тягу и возможности двигателя. Компания переработала лопатки турбины высокого давления, которые способны работать при очень высоких температурах, сами лопатки покрыты «теплоизолирующим материалом».
Но «Дженерал электрик» заявила, что работа над программой ADVENT дала ей «шестилетнюю фору» перед конкурентом. Двигатель имеет керамические матричные композитные компоненты турбины низкого давления, которые выдерживают более высокие температуры, чем достигнутые в двигателях предыдущего поколения, сообщает компания.
|